Театрализованная деятельность для детей с нарушениями слуха
статья

Тулинова Людмила Анатольевна

Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир". С.И. Мерзлякова Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность для детей с нарушениями слуха

Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир". С.И. Мерзлякова Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И в дошкольном возрасте игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная роль. В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Наш детский сад работает по программе для специальных дошкольных учреждений: «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко , дополняя ее примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей Поэтому особое значение в нашем детском образовательном учреждении уделяется театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением слуха. Дети с нарушенной слуховой функцией учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут – признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д. Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. Потеря слуха создаёт более сложные условия для развития двигательной чувствительности. Компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счёт увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий, для чего мы заботимся о развитии у наших детей двигательного контроля над качеством своих движении Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ.

В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти. Для таких детей предложения и тексты не всегда выступают как целостные системы, как единые смысловые единицы. Причина этого в недостаточно высоком уровне понимания предложений и текстов. Таким образом, память совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебновоспитательной, театрально-игровой деятельности. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей неслышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно: ϖ создание игровых зон для художественной деятельности детей (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами; ϖ включение неслышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую, а затем и театрализованную деятельность; ϖ активное участие в культурно-досуговой деятельности: месячниках речи, театральных сценках, сказках-миниатюрах и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением слуха. Дети с нарушенной слуховой функцией учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Ребёнок с нарушенным слуховым анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами. Готовясь к театральной сценке-игре, воспитанники разучивают считалки, реплики, набольшие стихи, осваивают интонационно выразительную сторону речи, мимические упражнения. Проводится работа над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, фразой, интонацией, словесным и логическим ударением. Формируются произносительные навыки на основе отработки строго отобранного речевого материала на специальных занятиях (индивидуальных и групповых), фонетических зарядках. Педагоги привлекают внимание ребенка к изучению мимических движений, выразительных движений в жестовой речи. В театрализованной игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета: здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас, извините, помогите, впустите и т.п., это благотворная платформа для социализации детей с нарушением слуха. Сценическая деятельность предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить текст, соблюдать ритмико-интонационные оттенки речи, артистично произносить заученное, вести себя на сцене раскованно и непринужденно. Через такие театральные постановки: «Репка», «Теремок», «Красная шапочка», «Кошкин дом», «Три поросёнка», «» Снегурочка», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др. воспитанники усваивают основные понятия межличностных отношений, развивают деловые качества, фантазию, находчивость, коммуникабельность, адаптационные способности. Эти направления помогают не слышащим детям преодолевать трудности в разных видах деятельности. Для того чтобы процесс выхода на сцену, не утрачивал в дальнейшем к ней интереса, прежде всего: ϖ мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка; ϖ дифференцированно подходим к выбору ролей, привлекая самих детей; ϖ разбираем роль, адаптируем с целью принятия и понимания ее детьми; ϖ производим подбор литературы, вызывая у детей интерес к ней; ϖ создаём благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей; ϖ осуществляем тесное взаимодействие сурдопедагога, воспитателей, психолога, музыкального работника и педагогов дополнительного образования; ϖ совместно с детьми изготавливаем атрибуты к спектаклям; ϖ привлекаем к сотрудничеству родителей. В подготовке к проведению спектакля, сценки, первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ книги, картинок, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через повторное чтение, чтение по ролям, пересказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются характер героя, действия персонажей, и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. Проводимая работа по организации театрализованной деятельности детей с нарушением слуха стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу. Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя

Список литературы: 1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24. 2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с. 3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с. 4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с. 5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с. 6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с. 7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей с нарушением слуха в группе 2 года обучения.

Планируя работу по поисково- практической деятельности с детьми с нарушением слуха в данной возрастной группе я особое место уделяю элементарным опытам, экспериментированию детей. Именно в этой деятел...

Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности для детей с нарушением слуха 3 года обучения.

Данный материал рекомендуется использовать воспитателям дошкольных групп....

Развитие воображения через продуктивную деятельность у детей с нарушением слуха.

Воображение достаточно специфичный и сложный процесс. Главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.  Развитие творческих способностей де...

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной деятельности для детей с нарушенным слухом

Представлено ежедневное планирование воспитательно-образовательной деятельности для детей с нарушенным слухом....

Перспективный план игровой деятельности для детей с нарушением слуха 5-6 лет

Перспективный план игровой деятельности – СЕНТЯБРЬ...

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

НОД по изобразительной деятельности для детей с нарушением слуха «Знакомство с солнышком» (младшая группа).

Материал будет полезен для работы с детьми с нарушением слуха по изодеятельности....