Рабочая программа по обучению основам тестопластики (для детей младшего дошкольного возраста с 2х до 3х лет)
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа по обучению основам тестопластики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 87» НМР РТ

Рабочая программа

по обучению основам тестопластики

(для детей младшего дошкольного возраста с  2х до 3х лет)

2020-2021 учебный год

Составила:

                                                                                                                                                        воспитатель I квалификационной

   категории Валиуллина А.Х.

г. Нижнекамск

2020г.

Пояснительная записка

       Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

       Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

       Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

       Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

       Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

       Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

        Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

        Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. 

       Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

       Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

       Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.       Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

        Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

        Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

        Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

        Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах. В первой младшей группе нами была реализована работа с такими детьми по программе «Волшебное тесто». В результате чего, было выявлено, что у 45 % детей заметно повысился уровень развития мелкой моторики, улучшилась речь детей, творческое воображение, дети стали более уверенно работать как с тестом, так и с пластилином. Исходя из полученных данных, было решено продолжить работу с тестом и во второй младшей группе.

        Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Преимущество соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

 Цель:

развитие мелкой моторики руки средствами тестопластики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

- учить детей создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развивать интерес к процессу и результатам работы;

- развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные:

- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

- воспитывать умение четко соблюдать  необходимую последовательность действий;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

       

Режим образовательной деятельности: 

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 15 минут.

В основу программы положены принципы: 

  1. принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  2. принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  3. принцип развивающего характера художественного образования;
  4. принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  5. принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
  6. принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  7. принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  8. принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  9. принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  10. принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Ожидаемые результаты:

- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;

- повысятся технические навыки и умения;

- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

Интеграция тестопластики  с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.

Возраст детей: младший дошкольный возраст (2-3 года).

Сроки реализации: 9 месяцев.

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный  –  из целого куска, превращая его в фигуру.

3. Комбинированный  – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Методические приемы:

- показ технологических приемов;

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

- игровые приемы (приход героя и др.);

- упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оборудование:

- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).

- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста, колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:

Совместная деятельность педагога с детьми.

В результате реализации данной программы к концу года дети должны освоить следующие приемы лепки:

- скатывание прямыми движениями;

- скатывание круговыми движениями;

- расплющивание;

- соединение в виде кольца;

- защипывание  края формы;

- лепка из нескольких частей;

- пропорции;

- оттягивание части от основной формы;

- сглаживание поверхности формы;

- присоединение  части;

- прижимание;

- примазывание;

- вдавливание для получения полой формы;

- использование стеки.

Тематическое планирование

Сентябрь

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

02.09.2020

Диагностика.

Определить уровни развития навыков и умений    детей в работе с тестом.

15 мин.

2

09.09.2020

«В круглой стране».

Закрепить у детей представления о форме шара, учить определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам, продолжать учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм, установить связи обследующего и формообразующего движений, развивать тактильную чувствительность.

15 мин.

3

16.09.2020

Овощи (помидор).

Продолжать знакомить детей с формой шара,

учить формообразующему движению - скатывание круга.

15 мин.

4

23.09.2020

Овощи (картофель)

Учить детей использовать в работе стеки, предавая предмету законченный образ (глазки у картофеля).

15 мин.

Октябрь

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

07.10.2020

Лепка «Тарелка с апельсинами».

Продолжать знакомить детей с формой шара, продолжать учить формообразующему движению

- скатывание круга, учить сплющивать шар, придавая форму круга.

15 мин.

2

14.10.2020

Лепка «Деревья. Листочки»

Учить лепить широкую невысокую посуду в

определенной последовательности (скатывать шар,

расплющивать его в диск, загнуть края). Учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики, сплющивать их и прикреплять их к картонному макету дерева.

15 мин.

3

21.10.2020

Лепка «Грибочки»

Закреплять умение скатывать шар, учить лепить из шара шапочку путем вдавливания.

15 мин.

4

28.10.2020

Лепка «Сезонная одежда. Шапочка для медвежонка».

Учить соединять прикреплять шар (помпон) к шапочке. Учить наносить узор с помощью стеки, придавая изделию законченный вид.

15 мин.

Ноябрь

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

04.11.2020

Лепка «Угощение для птиц. Батон»

Учить лепить батон, знакомство с формой колбаски.

15 мин.

2

11.11.2020

Лепка «Угощение для зайчика. Сушка».

Учить формообразующему движению – скатывание колбаски; соединение концов колбаски; соединение концов колбаски; придание изделию формы круга.

15 мин.

3

18.11.2020

Лепка «Угощение для котят. Пирожки»

Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его, придавая форму подноса, учить раскатывать

из маленьких шариков теста колбаски, вытягивать

концы и сглаживать их, придавая форму пирожков.

15 мин.

4

25.11.2020

Лепка «Крендельки для мамы»

Учить формообразующему движению – скатывание колбаски; соединение концов колбаски в центре изделия; придание изделию формы кренделька.

15 мин.

Декабрь

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

02.12.2020

Лепка  «Птички - невелички».

Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать формой для теста силуэт птички, продолжать учить наносить стекой узоры в виде точек и палочек; украшать изделие бусинами (глазки, клюв).

15 мин.

2

09.12.2020

Лепка «Мышка-норушка».

глаз  Учить  лепить конусообразную форму и создавать о об  образ мышки: заострить мордочку, использовать доп  дополнительные материалы (для ушек – семечки,     дл     для глаз – бисер).

15 мин.

3

16.12.2020

Лепка «Снеговики»

Продолжать учить формообразующему движению скатывание шара, учить соединять несколько частей (шаров), создавая образ снеговика.

Продолжать учить украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки).

15 мин.

4

23.12.2020

Лепка «Елочка»

Учить создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма.

15 мин.

Январь

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

11.01.2021

Лепка  «Рождественские подарки – медальоны» ( из цветного теста).

Продолжать учить лепить шар (формообразующее движение – скатывание шара), закреплять умение придавать шару форму лепешки. Учить украшать изделие природным материалом, бусинами.

Поддерживать интерес к поиску способов дополнения. 

15 мин.

2

15.01.2021

Лепка «Рождественские угощения».

Учить лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу,

прищипывание, защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

15 мин.

3

20.01.2021

Лепка «Чашки для чая».

Продолжать учить скатывать шар. Учить лепить чашки для чая из шара, используя прием вдавливания и вытягивания для придания нужной формы. Учить лепить ручку для чашки из колбаски, придавая нужную форму. Учить

соединять с изделием.

15 мин.

4

27.01.2021

Лепка «Бабушкина корзинка»

Учить лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику.

15 мин.

Февраль

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

03.02.2021

Лепка  «Мой дом».

Продолжать учить создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку.

Развивать чувство ритма.

15 мин.

2

10.02.2021

Лепка «Инструменты для папы».

Учить лепить молоток для папы, продолжать знакомить с формой цилиндра (колбаски). Учить формообразующему движению – скатывание цилиндра между ладонями; придание цилиндру формы молоточка приемом вытягивания,

продолжать  учить соединять две части, создавая образ молотка.

15 мин.

3

17.02.2021

Лепка «Подарок для папы. Самолет».

Учить детей лепить самолет. Продолжать учить скатывать цилиндр между ладонями, сплющивать его, придавая форму крыльев для самолета.

Продолжать учить соединять части в целое, создавая образ самолета. Учить дополнять образ

по своему замыслу.

15 мин.

4

24.02.2021

Лепка «Бусы для мамы».

Закреплять умение скатывать из теста шарики;

продолжать учить детей вытирать руки салфетками по окончании работы. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание дарить подарки.

15 мин.

Март

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

03.03.2021

Лепка  «Открытка для мамы».

Учить детей делать налеп из теста на листе картона. Учить отщипывать небольшие кусочки теста и прилеплять их к листу бумаги. Учить

наносить узоры стекой.

15 мин.

2

10.03.2021

Лепка «Петушок».

Учить лепить петушка. Учить соединять несколько частей (голова петушка и туловище). Учить дополнять образ отдельными частями (гребешок, хвост петушка).

15 мин.

3

17.03.2021

Лепка «Наш аквариум»

Продолжать учить катать шар, придавать ему нужную форму приемом вытягивания. Учить отщипывать от целого куска небольшие кусочки, скатывать из них шары и придавать им форму рыбок приемом вытягивания и сплющивания. Продолжать учить делать налеп на картонную заготовку (аквариум).

15 мин.

4

24.03.2021

Лепка «Медвежонок».

Учить лепить сказочного персонажа медведя.

Продолжать учить скатывать шары разного размера и соединять их, создавая образ медведя.

Продолжать учить скатывать цилиндры разного размера и прикреплять их к целому изделию

(лапы медведя).

15 мин.

Апрель

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

07.04.2021

Лепка  «Сосульки».

Учить способу лепки предметов в форме конуса.

Моделировать сосульки разной длины и толщины.

Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание,

скручивание, вытягивание, свивание, налепы.

15 мин.

2

14.04.2021

Лепка  «Гнездышко для птички» (из цветного пластилина).

Учить моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать.

15 мин.

3

21.04.2021

Лепка «Птичка в гнездышке» (из цветного

пластилина).

Учить лепить птенчика по размеру гнездышка.

Обыграть композицию (червячок в клюве).

Воспитывать интерес к лепке.

15 мин.

4

28.04.2021

Лепка «Пасха».

Учить детей лепить пасху путем вытягивания из формы шара; продолжать учить из шара делать лепешку. Учить прикреплять лепешку к основному изделию. Продолжать учить украшать цветным бисером.

15 мин.

Май

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

05.05.2021

Лепка  «Волшебные калачи из бабушкиной печи».

Учить лепить калачи; продолжать знакомство с формой колбаски. Продолжать учить формообразующему движению – скатывание колбаски; соединение концов колбаски в центре изделия; придание изделию формы калача.

Продолжать учить украшать изделие цветным бисером.

15 мин.

2

12.05.2021

Лепка «Веселый петрушка».

Учить лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук. Побуждать детей украшать полученную поделку.

15 мин.

3

19.05.2021

Лепка «Котенок».

Учить создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Продолжать учить украшать готовое изделие бусинами и бисером. Развивать чувство пропорции.

15 мин.

4

26.05.2021

Лепка  «Светофор».

Учить детей лепить светофор; учим из колбаски путем сплющивания делать корпус светофора, из шаров делать огни светофора. Продолжать учить соединять части, для создания законченного образа светофора.

15 мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жадько Е., Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

2. Кискальт И..  Соленое тесто.  М.: «Аст–пресс», 2002- 142с.

3. Корчинова О. В.. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

«Феникс», 2005-316с.

4. Лыкова И. А.. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

5. Сакулина Н. П., Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.

6. Скребцова Т. О., Данильченко Л. А.. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

7. Фирсова А. В.. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

8. Хоменко В. А.. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. Хананова И. Н.. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...

Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...

Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.

Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...

Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Рабочая программа творческого кружка "Веселый пластилин" для детей младшего дошкольного возраста

Развитие у детей мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев, а так же развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....