Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Безопасность на воде (Речка, реченька, река родного края Мокша, Сура)"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шляпина Елена Николаевна

Программное содержание: Расширять представление об окружающем мир. Реки и их характерные признаки, возникновение рек. Познакомить с крупными реками Мордовии: Сура, Мокша, Инсар. Учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках родного края. Развивать умение детей сравнивать.

Воспитывать бережное отношение к воде, к природным ресурсам, безопасное поведение на воде.

Материалы и оборудование: Глобус, карта Мордовии, картинки с изображением родника, горной реки, порожистой реки, равнинных рек, озер, лесного родника, болота.пустыни; оборудование для проведения опытов; сюрпризный момент – «Капитошка».

Методические приемы:

Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания).

Наглядные (рассматривание, показ, сюрпризный момент).

Практические (опытно-экспериментальная деятельность).

Игровые (физкультминутка, динамическая пауза).

Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов о водных ресурсах родного края; рассматривание иллюстраций  «Природа мордовского края»; разучивание физминуток; игры «Ручеек»«Мы – капельки», рассматривание энциклопедий.

Ход занятия

(звучит журчание воды)

Воспитатель: Ребята, что  вы слышите?

Ответы детей: журчит вода? (Когда мы слышим журчание воды, нам становится спокойно, мы успокаиваемся.)

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды. И к нам на занятие из этого журчания воды попала одна капелька. Вот она. Ее зовут – Капитошка (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. Ребята, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? 

Ответы детей:(На листочках цветов, которые мы опрыскивали, в кране.)

Воспитатель: Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнавать много интересного.

 Д/Игра «Что сначала, что потом?»

Воспитатель: Ребята, когда капельки воды собираются вместе, то получается много воды.

-  Скажите, где живет вода в природе?

Ответы детей: (в реках, озерах, в морях, океанах)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля.

- Каким цветом обозначается вода на глобусе? (синим)

- Капитошка предлагает нам выложить цепочку из этих картинок

 «Что сначала, что потом?»

 (Дети выкладывают логическую цепочку: яйцо – цыпленок – курица, семечко – росток – растение.)

- Ребята, а как вы думаете, откуда берется река? (из родника)

- А вы знаете, что такое родник? (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются вместе и образуется река. Вот так из родника зарождается река.

Физкультминутка: «Ручейки – река»

(Дети - «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)

Знакомство с реками Мордовии.

1. Д/игра «Подбери слова».

- Ребята, наша гостья Капитошка живет и в речке и в роднике и спрашивает нас, сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина).

- Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место где родился человек. А родник – это место где рождается река.

2. Д/игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом).

Наша Родина – Россия. Мы с вами – россияне. Столица нашей Родины – город Москва. Наша республика – Мордовия. Столица нашей республики – город Саранск.

Беседа о реках Мордовии.

Воспитатель: У человека есть имя и у каждой реки есть имя. В нашей республике тоже есть много рек. Давайте вспомним, какие реки протекают по нашему мордовскому краю? (ответы детей). (Мокша, Сура, Алатырь, Сивинь, Инсар, Вад, Парца, Ирсеть, Рудня, Саранка, Варма, Пьяна, Уркат, Исса, Сатис)

 Работа с картой Мордовии. (Показ по карте рек.)

- Какие реки протекают в нашем городе? (Инерка, Саранка)

 Рассказы о реках.

Воспитатель:Реки нашего края впадают в великую реку России – в Волгу. Главными реками являются Мокша и Сура. Обе реки несут свои воды с юга на север. К меньшим величине рекам относятся Алатырь, Чеберчинка, Чермилей, Синяш, Большая Сарка, Штырма, Пьяна – это притоки Суры. Сивинь, Варма, Исса, Вад, Уркат, Сатис – притоки Мокши. Наша республика не очень большая и поэтому истоки почти всех этих рек находятся за пределами Мордовии. И только две реки целиком протекают по территории Мордовии – Сивинь, впадающая в Мокшу, и Инсар, впадающий в Алатырь. Истоками речек являются родники, дающие начало ручьям. От слияния маленьких ручейков образуются мелкие речушки и речки, а из них постепенно появляется мощная, сильная, полноводная река, несущая свои воды в море. Весной реки широко разливаются, затопляя поймы рек. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно.

Д/игра «Какие бывают реки». (Игра «Наоборот»)

Воспитатель: Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)

- Речки и реки бывают разные. Есть равнинные, а противоположное – горные.

Тихие – быстрые.

Широкие – узкие.

Прозрачные – мутные.

Короткие – длинные.

Глубокие – мелкие.

Спокойные – бурные.

- Ребята, у Мокши течение плавное, спокойное, тихое, медленное, ровное, а вот у реки Суры течение уже не такое спокойное. Сура течет более быстро, течение у нее быстрое, беспокойное, бурлящее.

Физкультминутка.

 Беседа о значении воды.

Воспитатель: Ребята, говорят «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? 

Ответы детей:(высказывания детей)

Всему живому, в том числе, и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет.

 Рассматривание картинок «Пустыня»«Берег реки».

Воспитатель: Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки (показ картинок).

- Отличаются эти картинки?

- Чем отличаются 

Ответы детей:(высказывания детей)

Где есть  вода – растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы.

Воспитатель: Люди селились около рек, т. к. вода в реках – это источник жизни. Наш город Саранск тоже возник на берегу реки Саранка и поэтому город стал называться Саранск.

3. Д/Игра «Что было бы, если…»

Воспитатель: Ребята, хорошо когда в реке вода чистая, прозрачная. Как вы думаете, что было бы если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными?

- Что тогда произойдет?

Ответы детей:  (Погибла бы рыбы, все животные и растения, мы не могли бы купаться в такой воде, животные не подходили бы к реке и не пили бы воду.)

Воспитатель:  А можно ли пить воду из реки, как вы думаете? 

(ответы детей)

Воспитатель: Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки попадают грязные стоки, поэтому вода перестает быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее очищают. Для этого строят специальные очистительные сооружения, которые фильтруют воду.

 Экспериментальная деятельность.

1. Опыт «Фильтрование воды».

Воспитатель: Чтобы вам понятнее было слово «очистные сооружения» проведем опыт, профильтруем воду. Перед вами стаканы с грязной водой. Переливаем эту грязную воду через марлю как через фильтр в чистый стакан.

- Что видите на марле? (Грязь остается на марле.)

- А какой стала вода в стакане? (чистой)

- Верно, вода стала чище. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно еще раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. Вот так работают очистные сооружения. Проходя через них, грязная вода очищается, и чистая вода поступает в водопровод.

2. Опыт «Загрязненная вода (показывает воспитатель).

- Ребята, давайте подумаем, что может случиться, если люди, которые отдыхают у речки или озера, будут оставлять после себя разный мусор на берегу или бросать его в воду, бросать стекла, пластиковые бутылки, бумагу в реку?

-Как вы думаете, эти все предметы помешают обитателям водоема и другим отдыхающим у реки людям? (высказывания детей)

- Правильно, ребята, захламляется дно реки, мешает расти растениям. Есть такие растения – кувшинки, они растут только в чистой воде, и некоторые виды рыб могут жить тоже только в чистой воде.

3. Д/Игра «Если бы ты был рекой».

- Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)

• Не бросать в реки разный мусор.

• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.

• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.

• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.

• Не рвать водные растения.

Воспитатель: Ребята,  а скоро наступит  лето, а летний отдых самое любимое всеми занятие – купание (в реке, озере, море). Ребята, а кто из вас умеет плавать? Как вы этому научились?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы плескались, купались летом.

Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная прозрачная; какое у нее течение---быстрое, бурное, спокойное ,плавное .Расскажите о ее размере, глубине, широкая она  или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать –это река, речка, реченька или речушка,

Дети рассказывают о своих впечатлениях,  о  речках (с незначительной поддержкой воспитателя).

Воспитатель: Ребята, а вы помните о мерах осторожности на воде? Что нельзя делать на воде?

В море вода соленая и легче плавать, но бывают высокие волны; реки бывают мелкие, с тихим течением и песчаным дном, а бывают очень широкие, с высоким обрывистым берегом и быстрым течением; в некоторых озерах вода чистая, а в других нельзя купаться вообще. Ребята, а видел ли кто из вас знак, который запрещает купаться в том или ином месте? Как он выглядит?

Это – плывущий человек, перечеркнутый крестом. Значит в этом месте купать запрещено!

Теперь давайте пройдем за столы, и в тетрадях отметим, как правильно вести себя во время летнего отдыха.

 

Работа с  рабочей тетрадью № 3.

Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- Что интересное вы узнали?

- Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так много знаем о реках, и как беречь воду в реках и в других разных водоемах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Безопасность на воде (Речка, реченька, река родного края Мокша, Сура)

Программное содержание: Расширять представление об окружающем мир. Реки и их характерные признаки, возникновение рек. Познакомить с крупными реками Мордовии: Сура, Мокша, Инсар. Учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках родного края. Развивать умение детей сравнивать.

Воспитывать бережное отношение к воде, к природным ресурсам, безопасное поведение на воде.

Материалы и оборудование: Глобус, карта Мордовии, картинки с изображением родника, горной реки, порожистой реки, равнинных рек, озер, лесного родника, болота.пустыни; оборудование для проведения опытов; сюрпризный момент – «Капитошка».

Методические приемы:

Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания).

Наглядные (рассматривание, показ, сюрпризный момент).

Практические (опытно-экспериментальная деятельность).

Игровые (физкультминутка, динамическая пауза).

Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов о водных ресурсах родного края; рассматривание иллюстраций  «Природа мордовского края»; разучивание физминуток; игры «Ручеек»«Мы – капельки», рассматривание энциклопедий.

Ход занятия

(звучит журчание воды)

Воспитатель: Ребята, что  вы слышите?

Ответы детей: журчит вода? (Когда мы слышим журчание воды, нам становится спокойно, мы успокаиваемся.)

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды. И к нам на занятие из этого журчания воды попала одна капелька. Вот она. Ее зовут – Капитошка (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. Ребята, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? 

Ответы детей:(На листочках цветов, которые мы опрыскивали, в кране.)

Воспитатель: Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнавать много интересного.

 Д/Игра «Что сначала, что потом?»

Воспитатель: Ребята, когда капельки воды собираются вместе, то получается много воды.

-  Скажите, где живет вода в природе?

Ответы детей: (в реках, озерах, в морях, океанах)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля.

- Каким цветом обозначается вода на глобусе? (синим)

- Капитошка предлагает нам выложить цепочку из этих картинок

 «Что сначала, что потом?»

 (Дети выкладывают логическую цепочку: яйцо – цыпленок – курица, семечко – росток – растение.)

- Ребята, а как вы думаете, откуда берется река? (из родника)

- А вы знаете, что такое родник? (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются вместе и образуется река. Вот так из родника зарождается река.

Физкультминутка: «Ручейки – река»

(Дети - «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)

Знакомство с реками Мордовии.

1. Д/игра «Подбери слова».

- Ребята, наша гостья Капитошка живет и в речке и в роднике и спрашивает нас, сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина).

- Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место где родился человек. А родник – это место где рождается река.

2. Д/игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом).

Наша Родина – Россия. Мы с вами – россияне. Столица нашей Родины – город Москва. Наша республика – Мордовия. Столица нашей республики – город Саранск.

Беседа о реках Мордовии.

Воспитатель: У человека есть имя и у каждой реки есть имя. В нашей республике тоже есть много рек. Давайте вспомним, какие реки протекают по нашему мордовскому краю? (ответы детей). (Мокша, Сура, Алатырь, Сивинь, Инсар, Вад, Парца, Ирсеть, Рудня, Саранка, Варма, Пьяна, Уркат, Исса, Сатис)

 Работа с картой Мордовии. (Показ по карте рек.)

- Какие реки протекают в нашем городе? (Инерка, Саранка)

 Рассказы о реках.

Воспитатель:Реки нашего края впадают в великую реку России – в Волгу. Главными реками являются Мокша и Сура. Обе реки несут свои воды с юга на север. К меньшим величине рекам относятся Алатырь, Чеберчинка, Чермилей, Синяш, Большая Сарка, Штырма, Пьяна – это притоки Суры. Сивинь, Варма, Исса, Вад, Уркат, Сатис – притоки Мокши. Наша республика не очень большая и поэтому истоки почти всех этих рек находятся за пределами Мордовии. И только две реки целиком протекают по территории Мордовии – Сивинь, впадающая в Мокшу, и Инсар, впадающий в Алатырь. Истоками речек являются родники, дающие начало ручьям. От слияния маленьких ручейков образуются мелкие речушки и речки, а из них постепенно появляется мощная, сильная, полноводная река, несущая свои воды в море. Весной реки широко разливаются, затопляя поймы рек. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно.

Д/игра «Какие бывают реки». (Игра «Наоборот»)

Воспитатель: Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)

- Речки и реки бывают разные. Есть равнинные, а противоположное – горные.

Тихие – быстрые.

Широкие – узкие.

Прозрачные – мутные.

Короткие – длинные.

Глубокие – мелкие.

Спокойные – бурные.

- Ребята, у Мокши течение плавное, спокойное, тихое, медленное, ровное, а вот у реки Суры течение уже не такое спокойное. Сура течет более быстро, течение у нее быстрое, беспокойное, бурлящее.

Физкультминутка.

 Беседа о значении воды.

Воспитатель: Ребята, говорят «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? 

Ответы детей:(высказывания детей)

Всему живому, в том числе, и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет.

 Рассматривание картинок «Пустыня»«Берег реки».

Воспитатель: Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки (показ картинок).

- Отличаются эти картинки?

- Чем отличаются 

Ответы детей:(высказывания детей)

Где есть  вода – растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы.

Воспитатель: Люди селились около рек, т. к. вода в реках – это источник жизни. Наш город Саранск тоже возник на берегу реки Саранка и поэтому город стал называться Саранск.

3. Д/Игра «Что было бы, если…»

Воспитатель: Ребята, хорошо когда в реке вода чистая, прозрачная. Как вы думаете, что было бы если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными?

- Что тогда произойдет?

Ответы детей:  (Погибла бы рыбы, все животные и растения, мы не могли бы купаться в такой воде, животные не подходили бы к реке и не пили бы воду.)

Воспитатель:  А можно ли пить воду из реки, как вы думаете? 

(ответы детей)

Воспитатель: Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки попадают грязные стоки, поэтому вода перестает быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее очищают. Для этого строят специальные очистительные сооружения, которые фильтруют воду.

 Экспериментальная деятельность.

1. Опыт «Фильтрование воды».

Воспитатель: Чтобы вам понятнее было слово «очистные сооружения» проведем опыт, профильтруем воду. Перед вами стаканы с грязной водой. Переливаем эту грязную воду через марлю как через фильтр в чистый стакан.

- Что видите на марле? (Грязь остается на марле.)

- А какой стала вода в стакане? (чистой)

- Верно, вода стала чище. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно еще раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. Вот так работают очистные сооружения. Проходя через них, грязная вода очищается, и чистая вода поступает в водопровод.

2. Опыт «Загрязненная вода (показывает воспитатель).

- Ребята, давайте подумаем, что может случиться, если люди, которые отдыхают у речки или озера, будут оставлять после себя разный мусор на берегу или бросать его в воду, бросать стекла, пластиковые бутылки, бумагу в реку?

-Как вы думаете, эти все предметы помешают обитателям водоема и другим отдыхающим у реки людям? (высказывания детей)

- Правильно, ребята, захламляется дно реки, мешает расти растениям. Есть такие растения – кувшинки, они растут только в чистой воде, и некоторые виды рыб могут жить тоже только в чистой воде.

3. Д/Игра «Если бы ты был рекой».

- Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)

• Не бросать в реки разный мусор.

• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.

• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.

• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.

• Не рвать водные растения.

Воспитатель: Ребята,  а скоро наступит  лето, а летний отдых самое любимое всеми занятие – купание (в реке, озере, море). Ребята, а кто из вас умеет плавать? Как вы этому научились?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы плескались, купались летом.

Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная прозрачная; какое у нее течение---быстрое, бурное, спокойное ,плавное .Расскажите о ее размере, глубине, широкая она  или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать –это река, речка, реченька или речушка,

Дети рассказывают о своих впечатлениях,  о  речках (с незначительной поддержкой воспитателя).

Воспитатель: Ребята, а вы помните о мерах осторожности на воде? Что нельзя делать на воде?

В море вода соленая и легче плавать, но бывают высокие волны; реки бывают мелкие, с тихим течением и песчаным дном, а бывают очень широкие, с высоким обрывистым берегом и быстрым течением; в некоторых озерах вода чистая, а в других нельзя купаться вообще. Ребята, а видел ли кто из вас знак, который запрещает купаться в том или ином месте? Как он выглядит?

Это – плывущий человек, перечеркнутый крестом. Значит в этом месте купать запрещено!

Теперь давайте пройдем за столы, и в тетрадях отметим, как правильно вести себя во время летнего отдыха.

Работа с  рабочей тетрадью № 3.

Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- Что интересное вы узнали?

- Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так много знаем о реках, и как беречь воду в реках и в других разных водоемах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект ННОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Волшебница - вода»

Конспект ННОДпо опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему«Волшебница - вода»...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...