РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
статья (старшая группа)

Цветкова Светлана Анатольевна

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов. В этой статье собран материал о том, что основная работа направлена на формирование правильной, грамматной речи, развитие которой осуществляется в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей дошкольного возраста.

 Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение языком — это активный творческий процесс, который организуют взрослые. Сам ребенок готов к коммуникации с младенческого возраста, а его окружение? Первый пример для подражания у ребенка — это речь матери, не меньше влияния на ребенка оказывает речь педагога детского сада. Поэтому, конечно, речевая культура педагогов должна быть на очень высоком уровне.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Одним из самых сложных типов связной речи, развитием которого занимаются в детском саду, является речь-рассуждение. Рассуждение требует от говорящего достаточно развитого самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами. Рассуждение — это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрывающая причинно-следственные связи и отношения. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т. е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня

Формирование детских рассуждений зависит от того, насколько полны знания детей о том предмете, по поводу которого они рассуждают. Чем богаче жизненный опыт, тем более способен ребенок рассуждать. Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами. Поэтому, важное место в данном вопросе имеет детское экспериментирование. Любой эксперимент позволяет детям наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы.
        Одним из самых эффективных методов развития речи является дословная передача текста воспитателем – чтение. Как показывает практика, чтение увеличивает словарный запас ребенка, так как ребенок слышит не разговорную привычную речь, а определенный текст с новыми для него словами. Если произведение не большое, то воспитатель пересказывает его наизусть, что позволяет улучшить контакт с детьми. Но всё же большая часть современных произведений читается по книге. Кроме обогащения словарного запаса, у ребенка воспитывается правильное и аккуратное обращение с книгой.

Следующий метод, который поможет  развитию речи, – это метод рассказывания. Под рассказыванием понимается передача прочитанного текста в свободной форме. Допускается сокращение текста, перестановка слов, пояснение. Благодаря рассказыванию дети знакомятся со многими произведениями. Инсценировка того или иного рассказа позволяет не только расширить словарный запас, но и будет способствовать развитию диалогической речи.

Проводя занятия по развитию речи, многие логопеды и воспитатели используют сразу несколько методик. Но основной методикой так и остается выразительное чтение художественной литературы. К чтению необходимо подготовится заранее: прочитав несколько раз произведение, потренировав интонацию и проанализировав его.

Чтение рекомендуется сопровождать иллюстрациями, которые помогут малышу четко представить картинку.  Для успешного введения данной методики воспитателю рекомендуется заблаговременно потренироваться в чтении и воспроизведении иллюстраций детям, для того чтобы получить четкую связь читаемого текста и наглядного материала.

С целью закрепления необходимого материала для детей среднего и старшего дошкольного возраста полезны дидактические игры на основе изученных произведений, различные литературные викторины, которые, в свою очередь, позволяют не только закрепить материал, но и служат веселым развлечением. Например, игра «Отгадай загадку», «Один начинает, другой продолжает». Дидактические игры рекомендуется проводить  с использованием наглядного материала или при помощи словестной формы.

Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык.  Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

По мнению А.М. Бородич, заучивание стихотворении – это самая эффективная методика по развитию речи дошкольника. Перед тем как начать заучивать стихотворения воспитатель обязательно ставит перед собой ряд следующих задач[2]:

  1. вызвать интерес у дошкольника;
  2. помочь ребенку запомнить текст;
  3. научить выразительности прочтения стиха;
  4. помогает понять смысл текста.

Все эти задачи помогают правильно построить занятие и выбрать приемы для лучшего усвоения материала. Сам процесс заучивания достаточно сложный, ребенку приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту. При заучивании воспитатель учитывает индивидуальные особенности памяти ребенка, так как есть дошкольники, которые быстро запоминают, а есть те, кому помогает проговаривание текста вслух.

Процесс рассказывания предполагает обладание особыми приемами речи, а именно высказывание. Оно  должно быть в виде связанного монолога, а не  представлять собой ответ жестами либо одной простой фразой. На первых этапах занятия рекомендуется на простых примерах показывать ребенку, как правильно построить фразу и оформить свою речь.

Тест для пересказа требует тщательной подготовки и должен соответствовать определенным требованиям[2]:

  • – произведения должны содержать поучительную информацию и обучать ребенка чему-либо;
  • – текст должен учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
  • – нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий;
  • – текст для пересказа должен быть простым, коротким и состоять из понятных для дошкольников слов, без сложных оборотов. Четкие фразы текста помогут ребенку быстро и правильно выполнить задание. Произведение должно быть выразительное, иметь точные определения и допускается наличие несложных форм прямой речи, что поможет сделать речь ребенка выразительнее.

Объем теста для пересказа подбирается с учетом возраста детей, согласно индивидуальным особенностям ребенка (вниманию, усидчивости и т.д.) Часто можно встретить случаи, что для пересказа воспитатели используют список произведений, которые рекомендованы программой, делая при этом большую ошибку, так как обычно в программе предлагают рассказы, которые не предназначены для пересказа.

Кроме того, в процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;
  • помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
  • являются образцами поведения детей;
  • выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты также благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Так же мы должны помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Мы рассказываем обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши - зелёные, у Никиты - синие, у Маши - коричневые,... У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати - сапоги,...». Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даёт указания к работе и обязательно следим за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).

Во время дежурства по столовой привлекаем внимание детей к посуде, рассказываем о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляем названия, демонстрируем форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаём вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще мы должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом реагируют на ответы ребенка.

Всем работникам детского сада и родителям, также следует внимательно следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов, которые дети впитывают, как губки. Существует множество игр – и дидактических, и познавательных, которые помогают развивать речь ребёнка.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  • «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),
  • «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
  • Игры на обогащение словаря ребёнка:
  • «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),
  • «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок» Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п.

 Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
  • «В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
  • «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц.. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.
  • «Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я
  • надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

  • «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»
  • «Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки».

Также можно провести игру на согласные звуки.

Совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что разговаривать с ребенком следует неторопливо, отчетливо (иногда даже утрированно) произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Стихи, потешки читать надо выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать и подражать взрослому.

Таким образом, развитие речи это один из важнейших этапов в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Чем быстрее ребенок начинает в совершенстве владеть речевыми навыками и чем больше его словарный запас, тем быстрее развиваются различные психические процессы (память, внимание, мышление).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДЕТСКОГО САДА

В дошкольном образовании сегодня происходят большие изменения, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной области. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования.

С  учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса, законодательно включенной. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на данной ступени. Где главной целью политики в сфере дошкольного образования является – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм и методов работы, ориентированных на интересы педагогов и родителей.

Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому развитие речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики.

Четкое и последовательное изложение мыслей играет огромную роль в формировании у ребенка позитивного отношения к миру.  В старшей группе ребенок должен уметь:

- иметь словарный запас в 2-2,5 тысячи слов;

- правильно выстраивать предложения, используя части речи;

- рассуждать, а также излагать свое мнение;

- объяснять значения слов;

- понимать правила построения диалога.

ФГОС определены задачи развития речи дошкольников. К ним относятся:

- расширение активного и пассивного запаса слов;

- использование языка, как средства культуры (знакомство с устным народным творчеством, чтение книг и др.);

- продолжение работы над развитием фонематического слуха (ударение, интонация)

- привлечение детей к речевому творчеству;

- наращивание понятийного аппарата.

Конечно, воплощение этих задач осуществляется с учетом трех очень важных моментов. Во-первых, основой для развития речи детей в старшей группе является речь окружающих взрослых; во-вторых, работа идет параллельно с прививанием ребенку любви к литературе и потребности в чтении, в-третьих, в побуждении детей рассказывать, как можно больше.

В заключении хочется сказать, что речь- важнейший механизм, который оказывает влияние на все стороны жизни ребенка. И к моменту поступления в школу ребенок должен владеть этим инструментом. Вот почему много внимания уделяется развитию речи в старшей группе. Работа в этом направлении ведется в рамках требований, разработанных ФГОС.

Речевое развитие детей в старшей группе детского сада.

Цель: актуализировать теме развития речи в старшей группе детского сада.

Задачи:

  • Доступно донести материал до читателя,
  • Понятно объяснить некоторые принципы работы с детьми по развитию речи в старшей группе детского сада.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов.

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства;

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи детей старшей группы

Занятие по развитию речи. Обучение детей фонетическому разбору слов из 3х звуков,при помощи красных и синих фишек....

Пересказ адаптированного текста рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину) (конспект занятия по развитию речи детей старшей группы)

Целью данного занятия является обучение детей составлению предложений из 3-х и более слов с использованием графических схем. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям коррекционны...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «В гости к старцу Фура».

Задачи:·        Пополнять и  активизировать словарь детей прилагательными, глаголами - обозначающими действия, и обобщающими существительными.·...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие по России»

Программное содержание:- Обобщить и систематизировать знания детей о России, её столицы, государственных символах, народных ремёслах;- вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским городам, крест...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...