Из опыта работы по программе "Волшебный сундучок"
материал

Пищаева Светлана Васильевна

Выступление на семинаре - практикуме. Представление педагогам программы "Волшебный сундучок", нацеленной на приобщение детей к истокам русской народной культуры с практической частью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Здравствуйте, гости дорогие! На Руси показывать свою радость и уважение к хозяевам дома было принято языком жестов. Именно отсюда пошел обряд поклона.

МОЕ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)

МОЕ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)

ИДЕТ С ДОБРОМ (поклон)

Я очень рада вас всех видеть!

Программа «Волшебный сундучок».

        Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки принесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие?        Приобщение детей к русской культуре является сегодня актуальной темой. Меня заинтересовало следующее: необходимы ли ребенку, родившемуся в XXI веке, ответы на данные вопросы? Нужно ли возвращаться назад, «в дела давно минувших дней, приданья старины глубокой»?

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их радовало, а что тревожило? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

        Я считаю, что, найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры. Но как сделать этот процесс интересным и увлекательным для ребёнка? Очевидно, что работа в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений.

        К разработке данной программы меня подтолкнул целый ряд проблем, который условно разделился на две категории: «детские» и «педагогические».

«Детские проблемы»:        

  • воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей;
  • у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода;
  • недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.

«Педагогические проблемы»:

  • педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад;
  • современная окружающая действительность не даёт возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре.

        В данной программе представлено содержание патриотического воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, с введением в действие ФГОС ДО, возрастных, индивидуальных и психических особенностей детей. Разработана на основе парциальной программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и методическому пособию «Народные праздники в детском саду» авторов М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой.

        Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, предметами декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Материал расположен от простого к сложному.

Цель программы: приобщение детей к русской народной культуре

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением через экспозиции мини-музея «Русская изба»
  • дать представления о разнообразных древних ремеслах;
  • познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  • познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  • формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
  • развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;

6

  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.

3. Воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь, сохранение духовной культуры;
  • сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  • воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
  • содействовать сближению поколений.

Новизна

        Необходимым условием по приобщению детей к русской культуре является организация развивающей среды, поэтому первым этапом работы было создание мини-музея «Русская изба». Главное в мини-музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребёнка. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее делать это не только можно, но и нужно! Там можно переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Наша «Русская изба» — результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.        

Так как понятие «русская культура» многогранна по своему содержанию, то работа разделена на блоки:

1. «Русская изба»

2. «Устное народное творчество»

3. Русские народные игры

4. Народные праздники и традиции

5. Русская народная одежда

6. Народные ремесла

7. Народные промыслы.

Для работы с детьми были изготовлены лэпбуки, дидактические игры, подобран иллюстративный материал.

Методы, используемые в работе по программе:

Словесные методы:

рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;

вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;

использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;

интеллектуальные и дидактические игры.

Наглядные методы:

использование экспонатов, подлинных вещей;

просмотр фотографий, видеофильмов, презентаций, картин, рисунков, макетов о русском быте.

Практические методы:

использование русских народных песен и танцев;

проведение русских народных игр;

использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

применение игрушек и изделий народных промыслов;

представление кукольного театра;

разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.                

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

 Предполагаемые результаты: 

  • Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
  • Знает народные приметы.
  • Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
  • Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
  • Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью. Старший возраст.
  • Использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
  • Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
  • Знание и умение называть народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
  • Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
  • Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
  • Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек

Определение перспектив в дальнейшей работе:

Я намерена продолжать работу по данной теме. В моих планах

-привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс;

- продолжать пополнять развивающую предметно-пространственную среду

- создание фотовыставок, фотоальбомов;

-устанавливать сотрудничество с другими учреждениями.

Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.

А сейчас, переходя к практической части нашего семинара, я предлагаю вам окунуться в прошлое, и представить себе мир, в котором жили наши предки. В деревянных избах горели лучины. А избы были большими и просторными. Вечерами в таких избах за большим столом собирались всей семьей. Так и нас всех собравшихся в этом зале, можно назвать одной большой семьей.

Я предлагаю вам немного отдохнуть, дать вам возможность что-то вспомнить, а может и кое о чем узнать.

Неспроста название моего кружка «Волшебный сундучок». По традиции в начале занятия проводится игра «Сундучок открой тайну». Не будем отходить от традиции и начнем наши посиделки с этой игры.

Есть у меня сундучок, да он не простой. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

(Хозяйка делает попытку открыть сундук – не получается)

 - Ой, сундук – то наш необычный, старинный.

    Для того, чтобы он открылся, нужно его попросить и произнести волшебные слова:

                     Сундучок, сундучок,

                      Разукрашенный бочок,

                     Весь резной, расписной

                     Поскорей секрет открой!

                     Открывайся, не скрипи.

                    Покажи нам, что внутри.

(Хозяйка привлекает детей к чтению стихотворения)

Игры в сундучке лежат, ожидают лишь ребят.

Здесь карточки — загадки, разбирайте их, только чур друг другу не показывать, На каждой карточке предметы, которыми пользовались люди в старину. Покажите, пожалуйста, движениями, как люди пользовались этими предметами, а мы угадаем.  « Что мы видим мы не скажем, отгадайте, что покажем.»

(дети жестами и движениями показывают, как пользовались предметами быта).

- Молодцы! Ну всё — то вы знаете и так быстро отвечаете.

А сейчас я предлагаю вам блиц-опрос «Заморочки из бочки» по русским народным играм. Ведь народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего.

За каждый правильный ответ вы получите бублик.

 «Заморочки из бочки»(воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)

-Какие атрибуты используются в русских народных играх(палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре(водящий)

-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей(правила игры)

-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- В каких видах деятельности используются русские народные игры(в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость

-Откуда берётся речевой материал для народных игр(из народного фольклора)

-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору»«Мороз-красный нос»«Золотые ворота»«Ловишки»«Пятнашки»«Жмурки»«Городки»«Казаки-разбойники»«Прятки»«Ручеек»«Колечко»«День-ночь» и др.)

- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

-Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

Молодцы, с заданием справились!

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество современных игр и игрушек в наш технический век. Поэтому я вам предлагаю поиграть в игру «Дедушка Водяной».

Игра «Дедушка водяной»

Водяной выбирается по считалочке:

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду вас сейчас считать,

Водяного выбирать.

Раз, два, три,

Водяным будешь ты!

Все становятся в круг, Водяной – в центре круга с завязанными глазами. Все идут по кругу со словами:

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выйди, выйди хоть на час

Угадай кого из нас.

После этих слов Водяной на ощупь определяет стоящего перед ним человека. Угаданный становится Водяным.

Е.А. Метод «Незаконченных предложение» (рефлексия).

В завершении нашего семинара я предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы………….. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).

На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить свое выступление. Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Анализ работы кружка «Бабушкин сундучок» 2013 – 2014 гг.

1)создана система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;2) созданы условия для самостоятельного отражения знаний, умений детей;3) использованы в работе все виды фольклора (ска...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...