Доклад «Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»
материал (старшая группа)

Мартынова Евгения Владимировна

Выступление на педагогическом совете на тему «Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

МАДОУ

Детский сад комбинированного вида "Детство"

Доклад

«Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Воспитатель Мартынова Е.В.

Котельники 2020

 «Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

В группе №11 «Муравьишки»

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре.

В моей возрастной группе №11 всего 31 ребенок, из них: Русские– 16; Армяне – 7; Узбеки– 3; Азербайджанцы – 2; Таджики – 1; Корейцы – 1; Киргизы – 1.

В дошкольном образовательном процессе выделяют требования к поликультурной среде ребёнка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре, которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда»:

- игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

- уголок краеведения («изба», комната быта);

- образцы народного быта;

- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

- художественная литература (сказки и легенды народов региона).

Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста я использую разнообразные  средства, такие как:

- общение с представителями разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

- декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка;

- этнические мини-музеи.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа в нашей группе проводятся развлечения; знакомство с декоративно – прикладным искусством: «Дымковская игрушка», «Городецкой  росписью»; различные беседы (об играх детей в далеком прошлом); активно используются в работе с детьми забытые народные игры, такие как: горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом, ручеёк.

Наряду с образовательной деятельностью мы с коллегой, совместно с музыкальным работником организуем тематические народные праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, и т.д. 

Регулярно проводим такие народные праздники, как: Осенние посиделки, день матери, новый год, зимние святки, Масленица, Пасха  и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр.

Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. Мы стараемся, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса: принимали участие в различных утренниках, развлечениях, русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов, в украшении группы. В уголках для родителей есть материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.

В завершении, поликультурный подход в дошкольном образовании выступает как условие для обучения ребёнка в процессе его приобщения к диалогу культур с использованием многообразия форм и методов работы с детьми, наличие системы взаимодействия с родителями и педагогами образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...