Неделя игры и игрушки
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Свистухина Татьяна Борисовна

Интенллектуальные игры для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki.docx41.65 КБ
Файл otgaday_rebusy.docx533.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА №1400

г. Москва, 121354, Можайское шоссе,

дом 38, корп. 7

Тел. (495)448-92-59

Е-mail: 1400@edu.mos.ru

   

                                     
                               Интеллектуальные игры

        В подготовительной группе

           «Мы играем в шашки»

                                      Подготовила и провела:

                                                  Свистухина Т.Б.

             

             

               

                              Москва 2020

Занятие 1

Тема: «Как начинать партию?»

Цель: познакомить детей с общими понятиями: шашечная доска и шашки.

Расстановка шашек, основные правила игры.

Задачи:

Формировать интерес к игре в шашки.

Приобщать детей к спортивно — творческой игре.

Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и        детском саду.

Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, находчивость, внимание, трудолюбие,        волю, коллективизм.

Материал: наборы шашек.

Ход занятия:

1. История возникновения шашек

Шашки - одна из самых древних игр.

По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.

Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина - охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Исходя из перечисленного возникла версия о древнеегипетском происхождении шашек.

Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала в Грецию, затем в Древний Рим. Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед. Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность и она становилась дамкой. Взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую. Точно так же в бою победивший воин перешагивает через побежденного, чтобы дальше продолжить сражение.

У римлян игра называлась ”латрункули” и происходило от слова ”латро” воин. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово ”дама”. Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и стратегии рыцарских поединков.

На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Играя в шашки человек становится умнее.

Продемонстрировать доску и фишки черного и белого цвета, дети должны внимательно рассмотреть фишки (цвет, форму, доску, выделяя белые и черные поля. Объяснить, что шашки - это игра для двух игроков, что специальные фишки называются - шашки, у каждого игрока по 12 шашек, у одного черные, у другого — белые).

2. Ди. «Кто первый?»(башня)

Занятие 2

Тема: «Цель игры и определение результата партии»

Цель: Познакомить с расстановкой шашек, основные правила игры. Ход занятия:

-Для чего вы ходите на кружок шашек?

-Что вам дает умение играть в шашки?

-Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность, способствует логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость. Так что вы не зря посещаете этот кружок, вы станете более внимательными, у вас улучшится память и мышление. А еще вы почувствуете радость победы и в то же время, научитесь безболезненно проигрывать.

Сегодня вы познакомить с расстановкой шашек и узнаете основные правила

игры.

Чтение стихотворения ”Правило игры“

1) Начинать бой можешь смело

погибнет,

Первый ход всегда за белой!

Если твоя ее перепрыгнет!

2) Шашки медленно, но метко

6) Поля вдруг конец настанет,

Шагают лишь по черным клеткам!        

Сразу шашка «дамкой» станет!

З) Наверно, шашкам не везет,

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

Ход ее по всей диагонали!

4) Знают все : и стар, и млад,

8) Цель игры — побить «врагов»

Шашкой бьем вперед — назад!

И чтоб им не было ходов!

5) Шашка соперника сразу

ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАШКИ

Цель игры в шашки - прорваться в дамки и уничтожить силы соперника. В русские играют на 64х клеточной доске, на которой 32 поля белого и 32 поля черного цвета. У

Двенадцать белых шашек располагаются на черных полях в три ряда с одной стороны доски.

Аналогично напротив с другой стороны доски располагаются двенадцать черных шашек на черных полях в три ряда.

Шашки ходят поочередно по диагонали, на одну клеточку (поле) вперед. Первыми всегда ходят белые шашки.

Перепрыгивать через собственные шашки нельзя.

Можно перепрыгивать через шашки соперника, такой ход называется ”побить", если за шашкой соперника есть свободное черное поле.

Бить всегда обязательно.

Правила ”бить большинство“ в русских шашках не существует. Если стоит выбор, сколько шашек вам бить одну или три, вы сами решаете, что вам выгоднее.

Если соперник прозевал и не сбил шашку, а походил по-другому, нужно вернуть его ход назад и показать ему, что он должен бить. Шашка становится дамкой, если достигла последнего ряда.

Дамка ходит по диагонали на одну либо несколько полей вперед или назад. Если шашка бьет и ставится дамкой, она продолжает свой бой в качестве дамки, не останавливаясь.

Дамка сбивает все шашки, за которыми есть свободные поля.

Дважды сбивать одну и ту же шашку нельзя.

Размен - это такое действие, когда вы отдаете одну шашку и бьете одну. Либо отдаете две и бьете две. Иначе говоря, отдаете столько же, сколько и бьете. Удар или комбинация - это действие по нанесению ущерба силам соперника. Отдаете меньше шашек, а сбиваете больше. Либо отдаете столько же, сколько и бьете, но при этом получаете дамку.

Запереть шашку соперника - значит сделать так, чтобы у соперника не осталось ходов этой шашкой.

Пожертвовать        значит, отдать шашку, обычно с целью получения преимущества.

Итог

На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)

Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)

Куда можно сделать ударный ход (взятие? (вперёд, назад) В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски? (дамка)

Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)

В каких клетках не держат зверей? (шахматных) Какой формы шахматная доска? (квадратная)

Занятие З.

Тема: «Способы защиты»

Цель:        обучение        основам шашечной игры;        обучение        простым комбинациям, алгоритму хода.

Ход занятия:

• Расположение доски

Какого цвета клетки в нижнем левом углу?

В верхнем левом углу? В нижнем правом углу? В верхнем правом углу?

2) трижды возникает одно и то же положение при ходе того же игрока; З) в окончании «три дамки против одной не на большаке» игра длится более 15 ходов;

4) в окончании «три дамки против одной на большаке» игра длится более 5 ходов.

4. Игра в шашки

Чтение стихотворения ”Правило игры“ 1) Начинать бой можешь смело Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко Шагают лишь по черным клеткам! З) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

  1. Знают все : и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед — назад!

  1. Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя ее перепрыгнет!
  2. Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

  1. Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей диагонали!
  2. Цель игры — побить «врагов» И чтоб им не было ходов!

Далее детям предлагается определить цвет своей шашки (которой они будут ходить), поставить ее «в главный домик» и начать игру.

Наблюдать за каждой парой, индивидуальные вопросы к каждому игроку.

Запомните, что угловое поле справа внизу всегда белое, а угловое поле внизу слева всегда чёрное.

• Горизонтальные, вертикальные ряды

Вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Чем обозначаются горизонтальные ряды?

Какими цифрами обозначаются горизонтальные ряды? Сколько на горизонтальной линии белых/чёрных клеток?

Задание на листе бумаги

Покажите любой горизонтальный ряд.

Найдите 7, 5, 4-ю горизонтали и т.д.

Задание вертикальные ряды

Наидите нижний левый угол, поставьте там точку красной ручкой. Найдите верхний левый угол, поставьте там точку красной ручкой.

Теперь соедините линей эти точки.

Проведите по линии рукой снизу вверх и сверху вниз.

Как называется этот ряд?

Чем обозначаются вертикальные ряды?

Теперь в каждом ряду проведите линию снизу вверх.

Посчитайте сколько таких рядов?

Теперь выставьте шашками любой вертикальный ряд на доске.

Как найти вертикальный ряд?

Сколько вертикальных рядов на доске?

Сколько на каждом ряду умещается клеток?

  • Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

е Правила игры Тронул — ходи.

При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»

Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние. Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

  • Способы защиты

НаДо стараться провести в Дамки больше шашек, чем ваш соперник. В шашках преимущество у того, кто имеет больше дамок.

Чтобы это получилось передвигайте шашки в ту зону доски, где у вашего соперника меньше шашек или его шашки более рассеяны и уязвимы. По возможности страхуите выдвинутую шашку соседними шашками, даже ценой их жертвы, чтобы увеличить шансы провести дамку, Не переДвигаите последний ряд шашек как можно Дольше. Соперник не сможет провести дамку, если последние клетки будут заняты вашими шашками, поэтому такая стратегия воспрепятствует ему добиться преимущества на ранних стадиях игры. А когда вы наконец-то начнете ходить последним рядом шашек, у вас появится больше вариантов ходов.

Вам не удастся все время удерживать последний ряд. Когда у вас останется мало шашек или появится возможность для выгодного обмена шашками, не бойтесь двигать шашки последнего ряда.

Занятие 4.

Тема: «Открытые и двойные ходы»

Цель:        обучение        основам шашечной игры;        обучение        простым комбинациям, алгоритму хода.

Материал: шашки, доски, карандаши, листы бумаги с полями, красные и зелёные кружки.

Ход занятия: Ребята, посмотрите, что у нас на столах? Давайте вспомним, как называется доска, на которой играют в шашки? А кто помнит, как правильно нужно поставить доску? Давайте сядем за столы, друг напротив друга и правильно поставим доску.

На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

  • По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
  • Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

Дм «Кто быстрее расставит шашки на доске?»

Ребята, давайте внимательно посмотрим на доску, что вы видите слева и справа на доске?

Как называются ряды, которые идут слева на право и обозначены цифрами?

Что вы видите вверху и внизу доски? Как называются эти ряды?

Большая, или главная дорога. Диагонали.

Поставьте одну шашку в левый нижний угол, а другую в верхний правый угол. Теперь на клетки между ними выставьте шашки. Получается ряд наискосок. Это большая (главная) дорога. Она состоит из восьми клеток чёрного цвета. Это диагональ. Большая, или главная дорога одна, но есть ещё большая белая диагональ.

Физкультминутка

Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой — Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч Задания:

1 Выставьте на доске с помощью шашек диагональ, посчитайте сколько в ней клеток.

2. Закрасьте диагональ (большую главную дорогу). Каким цветом вы будите ее закрашивать?

Где находится большая дорога, из каких клеток она состоит? Сколько клеток?

Есть ли ещё такая диагональ на доске?

Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А 1 ,

Занятие 5.

Тема: «Разные виды ничьей партии»

Цель: познакомить с видами партий (ничья)

Материал: шашки, доски, диаграммы, карандаши, листы бумаги с полями.

Ход занятия:

1. Повторение: - горизонтальные и вертикальные ряды;

- большая или главная дорога, диагонали.

Вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Как называются ряды идущие слева направо и справа налево?

Какими цифрами обозначаются горизонтальные ряды?

Сколько горизонтальных рядов?

Как называются ряды идущие снизу вверх и сверху вниз? Чем они обозначаются?

Сколько вертикальных рядов?

Где находится большая дорога из скольких клеток она состоит?

Какого она цвета? Есть ли ещё такая диагональ на доске?

2. Двойники. Тройники (работа в парах)

Ребята, найдите на поле диагональ из двух клеток. Поставьте на них шашки. Это самые маленькие диагонали на доске. Сколько таких диагоналей на поле? (четыре: 2 чёрные и 2 белые).

Найдите и раскрасьте две тёмные диагонали, состоящие из двух клеток, на листе бумаги.

Физкультминутка

Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой — Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч

Теперь наидите диагонали состоящие из трёх клеток. Сколько таких диагоналей на доске? На сколько клеток в них больше, чем в диагоналях состоящих из двух клеток?

Закрасьте эти диагонали черным цветом.

З. Ничья в шашках

Когда никто из противников не видит путей к победе, они соглашаются на ничью. Если же один из них хочет играть на выигрыш, то второй имеет право потребовать фиксации ничьей в следующих случаях:

1) в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;



Предварительный просмотр:

                   ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА №1400

г. Москва, 121354, Можайское шоссе,

дом 38, корп. 7

Тел. (495)448-92-59

Е-mail: 1400@edu.mos.ru

   

                                            Интеллектуальные игры

        В подготовительной группе

    «Отгадай ребусы и кроссворды»


                                      Подготовила и провела:

                                                  Свистухина Т.Б.

             

                   Москва 2020

                             Разгадывать ребусы — не сложно.

Одним из действенных способов развития логического мышления и сообразительности у ребёнка является разгадывание различных головоломок. Задачки на сообразительность, загадки, ребусы — всё это приносит огромную пользу маленькому человеку, это головоломка с использованием букв и цифр, а также определенных предметов или фигур. Благодаря им, можно научиться нестандартно видеть и решать нарисованные задания.

Предлагаю мастер-класс по обучению дошкольников умению разгадывать ребусы.

Ход занятия:

— Ребята, вы знаете, что такое ребус? Ребус — это картинка-загадка. Чтобы её отгадать, нужно знать правила разгадывания ребуса.

Сегодня я расскажу вам о них, щ мы џопробуем, используя эти правила, разгадать несколько ребусов.

1, Если перед картинкой или после неё стоят запятые, надо отбросить в начале или в конце слова столько букв, сколько запятых.

ти груу

2. Если возле нарисованного предмета перечёркнута буква, то значит, её не надо читать, а убрать из слова.

с/он

сон

З. Если зачёркнута буква в слове-картинке, а вместо неё написанная другая — нужно заменить одну букву на другую.

КОНВЕРТ КОНЦЕРТ

лист АИСТ

3214

ЛИСА

СИЛАЧ

5432176

САМОЛЁТ ФЛОМАСТЕР

  1. Часто в ребусах над рисунком бывают написаны две буквы, а между ними — знак равенства. Это значит, надо заменить одну букву на другую.

МАЛИНА

МАШИНА

н=в                        

КОРОНА КОРОВА

  1. Если картинка нарисована вверх ногами, то читать слово нужно задом наперёд.

кот ток

нос сон

  1. Цифры под картинкой говорят о том, в каком порядке следует записывать буквы слова.
  2. Буквы могут сами образовывать слова, находясь в различных позициях.

 Например, если внутри стоят буквы, слоги или цифры, их нужно читать с предлогом «в».

 Если буквы или слоги находятся одни под другими, используют предлоги «на», «над» или «под» - это определяется методом подбора.

оО на РЬ ФОНАРЬ

под А РОК ПОДАРОК

 Когда буквы стоят рядышком и будто бы взялись за ручки, следует использовать предлог «с» или союз «и».

        с        вид

        МАСКА        вид

А сейчас давайте попробуем отгадать несколько ребусов.

ЗЕБРА АРБЕЗ

АРБУЗ

%ХлиЯД Дону лимон

в

си        ЛИСА

ВАСИЛИСА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

тематическая неделя "Неделя игры и игрушки"

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме: "Неделя игры и игрушки"...

Планирование тематической недели "Неделя игры и игрушки" для старшей группы

Планирование тематической недели содержит примерные формы организации деятельности детей 5-6 лет, а также предлагает варианты работы с родителями в соответствии с темой "Неделя игры и игрушки"....

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...

Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки

Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....