Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя
учебно-методический материал
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя состоит из разделов: пояснительная записка, результаты мониторинга профессиональной деятельности, график повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, план самообразовательной деятельности, план-проект карьерного роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Дубок»
457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск,
улица Строителей, 15-а, телефон 8 (35134)4-27-73
Персонифицированная программа повышения квалификации
старшего воспитателя МДОУ д/с №12 «Дубок»
Калининой Любови Николаевны
2015 г.
Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России - всего лишь 8%. Это, наверное, и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.
Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.
Актуальность разработки и исполнения персонифицированных программ повышения квалификации педагогических и управленческих работников определена новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного режима развития экономики и социальной сферы России.
Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.
Отличия неформального образования от официального заключаются в следующем: обучение с учетом потребностей; связь с практикой; гибкие программы, расписание и выбор места проведения
Опора на деятельность – еще одно свойство неформального образования. Активная позиция участника по отношению к процессу – это свойство его субъектности. Реализуется она через самостоятельную деятельность участника.
Одной из важнейшей формой развития профессионализма педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является персонифицированная программа повышения квалификации.
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении.
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст.
Результаты мониторинга профессиональной деятельности
старшего воспитателя.
Инструкция: для получения данных необходимо проставить балльные оценки от 0 до 3 по каждому из показателей в ниже приведенную таблицу . 0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога; 1 балл – слабая выраженность показателя; 2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога; 3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности старшего воспитателя
Калининой Любови Николаевны
Таблица №1
Признаки | Показатели оценивания | Баллы | |
Научная подготовленность старшего воспитателя ДОУ | |||
1. Информированность о теоретических основах дошкольной педагогики и методик | 1.Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования. 2.Владение основными закономерностями и принципами дошкольной педагогики. 3.Оперирование научной терминологией. 4.Ориентация в отборе содержания дошкольного образования на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий. 5.Понимание логики педагогической науки. | 3 3 3 3 3 | |
2.Информированность о методах дошкольной педагогики и методик |
| 3 3 3 | |
3.Информированность об истории дошкольной педагогики и современных ее достижениях | 1.Ориентация в истории научных открытий. 2.Понимание необходимости ее использования в процессе дошкольного образования. 3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании. 4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста. | 2 3 2 3 | |
Методическая подготовленность старшего воспитателя ДОУ | |||
1. Знание содержания дошкольного образования | 1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка-дошкольника. 2. Понимание целей и задач обучения и воспитания детей. 3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развивающего обучения. 4. Определение форм и методов развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. | 3 3 3 3 | |
2. Информированность о методах и приемах обучения детей дошкольного возраста. | 1.Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию дошкольного образования. 2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов дошкольного образования. 3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп. 4.Ориентация в современных педагогических технологиях, в инновационных подходах к образованию детей дошкольного возраста. | 3 3 3 3 | |
3.Информированность о формах организации дошкольного образования | 1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей. 2.Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения детей дошкольного возраста. 3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе. | 3 3 2 | |
4.Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста | 1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения. 2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательной деятельности детей, развитии их интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. | 3 3 | |
3.Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью дошкольников и месте педагога в этом процессе | 3 | ||
4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности дошкольников | 3 | ||
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе обучения дошкольников | 3 | ||
6.Владение приемами педагогической техники | 3 | ||
Психологическая подготовленность | |||
1. Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста, основных этапах их развития | 1.Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2.Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ. 3.Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики у дошкольников. | 3 3 3 | |
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста | 1.Понимание закономерностей познания. 2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи. 3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах. | 3 3 3 |
Обработка результатов: подсчитывается общий балл по каждому из выделенных показателей для оценивания и, используя предложенную ниже формулу, определяется коэффициент по каждому показателю и общий коэффициент профессиональной подготовки.
К – профессиональная подготовленность;
К1 – теоретическая подготовленность;
К2 – методическая подготовленность;
К3 – психологическая подготовленность;
S – сумма баллов.
К1 = S: (12х3); К2 = S: (13х3); К3 = S: (14х3); К = (К1+К2 +К3): 3
На основании полученных данных определяется уровень профессиональной подготовленности каждого педагога, который может быть определен как:
- оптимальный уровень – от 1 до 0,8 баллов,
- достаточный уровень – от 0,79 до 0,6 баллов,
- критический уровень - от 0, 59 до 0,3 баллов,
- недопустимый уровень – от 0,29 балла и ниже.
Выявлен оптимальный уровень.
Оценивание профессиональной компетентности
старшего воспитателя
№ п/п | Компетенции | Показатели (индикаторы) оценивания | Б |
1 | В области информационно-аналитической деятельности: | 1.Знать и постоянно пополнять знания об изменениях в государственной политике, актуальных проблемах развития образования, механизмах и способах решения проблем. 2.Уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов её разрешения. 3.Уметь собирать, обрабатывать информацию об оценке эффективности возможных решений и альтернатив. 4.Уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам, связанным с политикой в области образования и развитием самой сферы образования. | 8 8 8 8 |
2 | В области исследовательской деятельности: | 1.Обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуации, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, постановке проблем, построению «дерева проблем» и определению приоритетов в их решении. 2.Обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и оснований, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации | 9 8 |
3 | В области проектировочной деятельности: | 1.Обладать способностями к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию процессов развития образования. 2.Владеть методологией и методиками разработки проектов, программ совместной деятельности и планов деятельности | 9 9 |
4 | В области организационно-управленческой деятельности: | 1.Знать современные отечественные и зарубежные теории менеджмента, оперативный инструментарий современного менеджера. 2.Уметь применять различные теории менеджмента в качестве инструментов для анализа, постановки и решения актуальных проблем образования. 3.Уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития образования. 4.Владеть современными технологиями управления персоналом. 5.Владеть техниками мотивирования и стимулирования работников образования, осуществляющих процессы развития. 6.Обладать способностью осуществлять деловое общение - публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации. | 8 8 8 9 9 9 |
Инструкция: для заполнения данной анкеты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению профессиональной компетентности. Для этого оценивается уровень по каждому показателю по 10-ти балльной шкале:
10-9 баллов – если показатель присутствует в полной мере в деятельности педагога;
8-7 баллов – если показатель не в полной мере присутствует в деятельности педагога;
6-5 баллов – показатель в меньшей мере присутствует в деятельности педагога;
4-3 балла – показатель отсутствует
За каждый показатель проставляется балльная оценка, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя.
Если педагог набирает:
90-100% - то уровень его профессиональной компетентности оптимальный;
89-70% - уровень его профессиональной компетентности достаточный;
69-50% уровень компетентности критический;
менее 50% - уровень недопустимый.
Выявлен оптимальный уровень профессиональной компетентности.
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Первый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.
Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.
Педагогическая техника сформирована слабо. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе некоторых педагогических действий.
Второй уровень профессионально-педагогической квалификации
Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.
Педагогическая техника характеризуется сформированностью отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.
Третий уровень профессионально-педагогической квалификации
Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.
Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.
Педагогическая техника сформирована недостаточно. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе педагогических действий. Опыт их осуществления накапливается быстро в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.
Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.
Педагогическая техника сформирована хорошо, что касается выполнения привычных функциональных обязанностей. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.
Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.
Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами. Высоко сформирована педагогическая техника.
Помимо представленного в тексте инструментария оценивания профессиональной компетентности старшего воспитателя могут быть использованы и другие инструменты (см. приложение 2)
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности | Уровень выраженности | Рекомендации |
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации | Пятый уровень | Обобщение позитивного опыта управления |
Профессиональная компетентность старшего воспитателя ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность | Четвертый уровень | Овладение инновационными методами управления современным ДОУ |
Профессиональная теоретическая подготовленность к управленческой деятельности старшего воспитателя | Пятый уровень | Изучение современных нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования (Профессиональный стандарт педагога) |
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование организации | Образовательная программа | сроки | Подтверждающий документ |
1 | ГБУ «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» | Педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС ДО» | 2014 г. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
2 | ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Управление современными образовательными учреждениями в условиях введения ФГОС дошкольного образования | 2015 г. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
3 | ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» | Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения ФГОС ДО | 2015 г. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
4 | Университет Российской академии образования, УРИО | Оптимизация психоэмоциональных состояний педагогов-психологов. Основы стресс-менеджмента | 2017 | сертификат на 8 часов |
5 | ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Управление дошкольными образовательными организациями в условиях реализации ФГОС ДО | 2018 | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
План самообразовательной деятельности
старшего воспитателя
Калининой Любови Николаевны
№ | Срок | Проблема/тема | Этап самообразования | Рекомендации |
1 | 2015г | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение содержания ФГОС ДО (стратегии, принципы, подходы, цели, задачи) | 1.Подготовка локальных документов, регламентирующих введение ФГОС ДО (разработка Плана мероприятий введения ФГОС ДО на текущий период) |
2 | 2015 | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования | Подготовка локальных документов, регламентирующих введение ФГОС ДО: приказа на организацию ТГ по проектированию ООП, Положение о ТГ. План работы группы |
3 | 2015 | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (кадровые) | 1.Проектирование программы обновления методической работы в условиях введения ФГОС ДО |
Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 2.Организация современных форм методической работы с педагогами (проблемно-проектные семинары, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы по проектированию вариативной части ООП) | |||
4 | 2015 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Проектирование ООП ДОУ (организация деятельности структурных подразделений) | Разработка локальных актов по организации деятельности м/о воспитателей, творческой группы педагогов (приказ, план) |
5 | 2015 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Подготовка презентации ООП ДОУ для размещения на сайте МДОУ д/с № 12 «Дубок» | Проект презентации в соответствии со структурой ООП |
6 | 2016 | Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО | Изучение и подготовка к реализации областной концепции ТЕМП | Разработка и реализация Плана мероприятий. Участие в городских мероприятиях по реализации концепции ТЕМП |
7 | 2016 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Осуществление программирования образовательной деятельности | Подготовка нормативно-правовой базы разработки Рабочих программ педагогов Разработка и утверждение Рабочих программ |
8 | 2016 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Осуществление программирования образовательной деятельности | Подготовка нормативно-правовой базы разработки АОП; Разработка и утверждение АОП, презентация и размещение на официальном сайте ДОУ. |
9 | 2017 | Оценка качества дошкольного образования. Система мониторинга образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГОС ДО | Организация сотрудничества со всеми участниками образовательных отношений | Разработка Положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования |
10 | 2018 | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение профессионального стандарта педагога ДОУ | Изучение нормативно-правовой базы |
План - проект карьерного роста старшего воспитателя
Калининой Любови Николаевны
Первый год работы:
- Участие в работе ГМО старших воспитателей ДОУ, распространение опыта работы.
- Обобщение опыта работы по теме: «Повышение квалификации педагогов по вопросам информационно-коммуникативной компетентности».
- Прохождение аттестации на высшую квалификационную категорию.
- Участие во Всероссийских конкурсах для детей и педагогов в течение года.
Второй год работы:
- Разработка ООП, АОП, Рабочих программ по всем образовательным областям.
- Публикация опыта работы на педагогическом портале nsportal.ru.
- Подготовка и публикация материалов в Методических сборниках ГМО.
- Участие во Всероссийских конкурсах для детей и педагогов в течение года.
Третий год работы:
- Организация работы с педагогами по изучению профессионального стандарта педагога.
- Участие в работе ГМО старших воспитателей, подготовка материалов к публикации в сборниках по итогам работы ГМО.
- Организация работы Консультационного центра для родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
- Участие во Всероссийских конкурсах для детей и педагогов в течение года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/09/picture-482009-1431183977.jpg)
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квали...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-616602-1493281028.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя ДОУ
Персонифицированная программа повышения квалификации руководителя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-424479-1431420922.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-441401-1428829020.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя групп детей дошкольного возраста Дуппор Елена Владимировна высшая категория
Данная персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических и руководящих работников в сфере образования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-706818-1447262984.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Пояснительная записка На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979526-1511880571.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя Рейнвальд Натальи Валерьевны (первая квалификационная категория)
программма по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221285-1363256777.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя состоит из разделов: пояснительная записка, план-график повышения квалификации, индивидуальный образовательный маршрут педагог...