Постановка театрализованного представления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Васянкина Ирина Альбертовна

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Саяногорскдетский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

 Постановка  театрализованного представления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогом дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к детскому фольклорному театру с самого раннего возраста.

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Деятельность, связанная с театрализацией, является одной из форм образовательного процесса дошкольников, в результате которой развивается, прежде всего, память, речь, мышление, воображение и социальные навыки.

Основными задачами таких занятий являются:

  • стимулирование роста творческих способностей у детей посредством театрального искусства,
  • знакомство с механизмами действия этого вида искусства,
  • внесение разнообразия в детские занятия, получение дошкольниками новых впечатлений и опыта собственного выступления.

Кроме того, подобный опыт помогает ребёнку, который в старшей группе детского сада еще воспринимает мир целостно, детально разобрать процесс, увидеть что-то новое в давно знакомой истории, поучаствовать в воплощении образов и сюжетов.

Хочу поделиться  опытом театрализованного представления в старшей группе нашего сада. Мы  выбрали  и продемонстрировали произведение театрализованной постановки: «Сказка о белочке и её горе»

Цель: приобщать детей к театрализованному искусству, театрализации; развивать в детях эмоциональный отклик на сюжет произведения; развивать коммуникативное общение.

В процессе подготовки театральной постановки в старшей группе можно выделить несколько, на  мой взгляд, важных этапов, помимо непосредственного поиска или написания сценария, выучивания ролей и репетиций:

 I этап.

Подготовительная работа. Здесь важным для меня «как бы» внедрить свою идею в группу, чтобы желание сделать спектакль родилось у самих детей. Вариантом такой работы я выбрала  занятие на тему «театр», на котором помимо показа картинок, слайдов и прочего демонстрационного материала детям задала следующие вопросы:

Что такое театр?

Были ли вы в театре? Расскажите о своем опыте посещения.

Понравилось ли вам в театре?

Хотели ли бы вы быть актёрами?

Как вы думаете, сложно ли быть актёром?

Хотели ли бы вы иметь свой театр?

 Что для этого нужно? (билеты, афиша, сцена, актёры, зрители, реклама и т. д.)

А можем ли мы с вами сделать свой театр?

II  этап.

         Выбор материала. На подготовительном этапе ребята уже готовы к постановке, и далее важно их участие в выборе сюжета постановки. Я  предложила  посмотреть имеющиеся в группе книги, или вспомнить любимые сказки воспитанников и вместе обсудить, подходят ли они для спектакля. Важно объяснить детям, что в сказке должно быть много героев (ведь желающих участвовать много). Воспитатель может подсказать идею для спектакля.

Переработка материала – любое художественное произведение необходимо перерабатывать под контингент исполнителей.  Ориентируясь  на гендерный состав воспитанников своей группы, некоторые роли были трансформированы. Учитывая  особенности развития детей,  смогла приобщить к выступлению ребенка с проблемами речевого развития. В этом случае был переработан сценарий и создана роль без слов, но с активной жестикуляцией.

III этап.

Распределение  ролей, он  является наиболее сложным этапом. Очень важно дать возможность участия всем желающим.   Работу вела  следующим образом: выписала  возможные роли, определили желающих участвовать в постановке и желающих  получить конкретную роль, так как  претендентов на ту или иную роль оказалось  больше одного, то предложила  выучить слова сразу нескольким ребятам, а остальным на время  стать зрителями и  выбрать – у кого получилось лучше. Воспитанников, не задействованных в театрализации,   привлекла к изготовлению афиш, входных билетов, а также им предложила  стать билетерами.

IVэтап.

Работа с родителями. Огромную  помощь оказали  родители. Это благотворно повлияло как на актёров (они чувствуют вовлеченность родителей и их поддержку), так и на организацию постановки. В нашем спектакле силами мам и пап были доставлены картонные коробки для декораций, костюмы и прочие атрибуты. Также желающие участвовали в оформлении центральной сцены, создании крупных бутафорских атрибутах,

мелкой атрибутике для сцены. Кроме того, родители помогли ребенку выучить свою роль и психологически готовили к будущему выступлению.

 V этап.

Выступление перед зрителями. Самый важный и волнительный этап, к которому группу готовит как педагог, так и родители. Педагог должен заранее обдумать состав зрителей (дети из других групп, педагоги, родители). Насколько  эмоционально ребята реагируют на присутствие родителей в зале, будет ли это отвлекать актёров, или на первом выступлении лучше ограничиться зрителями из других групп. Также важно правильно выбрать зал. Он обязательно должен быть привычным для дебютного показа. Поэтому обсудив с детьми место выступления, мы решили, что  «площадкой» станет музыкальный зал нашего детского сада.

I V этап.

Работа с эмоциями. После выступления мы  пережили неописуемые  эмоции: высказался каждый актёр, обсудили, что понравилось, а что нет, какие были ошибки и проблемы, дети делились  реакцией  на зрителей, что они заметили со сцены. Также учли  и мнение зрителей, особенно ребят из группы, не задействованных в спектакле, дали  им понять, что их впечатление особенно важно.

В качестве подкрепления положительного результата мы  продумали  с родительским комитетом небольшие презенты для актёров и зрителей.

В целом мероприятие по постановке театрализованного представления «Сказка о белочке и её горе» прошло успешно как для актёров, так и для зрителей, и было высоко оценено педагогами детьми и родителями. Дети получили массу положительных эмоций и неоценимый творческий опыт.