Консультация "Стратегия Террейна"
консультация (подготовительная группа)

Kolupaeva Oksana Ivanovna

 Игра является оптимальной и самой доступной для детей дошкольного возраста культурной практикой. Культурные практики- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта (Крылова Н. Б., 2007). С выходом ФГОС ДО особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. При развитой системе культурных практик ребёнку необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота ) взрослого и ребёнка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Именно в культурной практике ребёнок становится полноправным субъектом деятельности, взаимодействия и общения, поскольку в этом случае воспитание строится не от задач, которые выдвигает взрослый, а от жизнедеятельности самого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolupaeva_o.i._konsultatsiya_strategiya_terreyna_2020.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №119”

Консультация на тему:

“Стратегия террейна как средство
обогащения культурной игровой        
практики детей.”

 

 Подготовила воспитатель:

 Колупаева О.И.

Воронеж 2020

“Стратегия террейна как средство обогащения культурной игровой
практики детей.”

 Игра является оптимальной и самой доступной для детей дошкольного возраста культурной практикой. Культурные практики- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта (Крылова Н. Б., 2007). С выходом ФГОС ДО особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. При развитой системе культурных практик ребёнку необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота ) взрослого и ребёнка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Именно в культурной практике ребёнок становится полноправным субъектом деятельности, взаимодействия и общения, поскольку в этом случае воспитание строится не от задач, которые выдвигает взрослый, а от жизнедеятельности самого ребёнка.

 Однако именно культурная игровая практика вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, поскольку для самостоятельной игры детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры (Смирнова Е. О. 2010). Для игры необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно организовать игру, перенести пережитое в игру, составить возможные варианты развития игры.

   Социализация ребёнка в мире, где поток информации удваивается каждые 10 лет, подразумевает, что уже с раннего возраста ребёнок должен обладать определёнными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность: творческую, продуктивную, мыслительную, прогностическую, познавательную и главное- игровую. Готовясь к взрослой жизни, ребёнку необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, находить общий язык с тяготеющими к индивидуализации сверстниками. В условиях быстро меняющейся ситуации важно не просто владеть определёнными знаниями, но и добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок должен стать субъектом жизнедеятельности ( А. Асмолов). Быть субъектом- быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

При планировании культурной игровой практики большинство педагогов ориентируются на событийно организованное или “приглашающее” игровое пространство, созданное и обеспечивающееся взрослыми. Для создания игрового пространства исследователи Н. Я. Михайленко, Е. Л. Зворыгина,

Д. Б. Эльконин, С. Л. Новоселова рекомендуют косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через игрушки и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому- макеты, книги, настольные игры. В совместной деятельности с детьми педагог предлагает детям игровые проблемные ситуации, занимая позицию равного партнёра, проживая совместную с детьми игровую ситуацию и решая в этой совместной деятельности в первую очередь свои педагогические задачи. В ряде случаев педагоги строят совместную деятельность с “открытым концом”, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает своего интереса. Это касается таких видов культоро-творческой деятельности, как сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации, игры-ряженья, опыты, наблюдения, которые составляют и учитывают ценность субкультуры детства. Организуя культурную игровую практику как самостоятельную деятельность детей, педагог должен занимать лидирующую, но не доминирующую позицию.

    Создание взрослыми пространства культуры игры является одним из условий практики дошкольных образовательных учреждений. Однако нужно помнить, что взрослые могут создать самую удобную и подходящую среду для детей, но у неё всегда будет один главный недостаток- это сделал не сам ребёнок. “Это то, что любят дети, но не то, что создали сами дети” (Л. С. Выготский). Ребёнок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Для этого пространство культуры должно быть:

 -проблемно насыщенным;

 -открытым к активному достраиванию ребёнком;

 -диалогическим по способу функционирования;

 -необыденным;

 -иметь определённую оформленность предметных источников развития;

 -многофункциональным.

  Одним из способов реализации данных требований может стать террейн игрового пространства, который позволяет дополнить игровое поле (настольной игры, игр на столе, игр в песочнице) определёнными аксессуарами и ландшафтами.

  Террейн- это антураж (фр. entourage, от фр. entourer- окружать), определяющий в широком спектре следующие понятия- окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующие определения данного понятия.

  Террейн-это украшение игрового поля.

  Террейн-это разнообразие материалов для обогащения игрового поля, включая природные, бросовые материалы, а также бутафорию, аксессуары и т. д.

  Террейн- это оживление, сюжетность, размах, набор рельефа и сооружений для настольно-стратегических игр.

  Как правило, террейн широко используется для военно-стратегических настольных игр (варгеймов) с миниатюрами. Эти игры очень популярны у современных геймеров. Варгейм (англ. war game-военная игра)-это игровой жанр, призванный моделировать военный конфликт, реальный или вымышленный. В настоящее время существует две точки зрения на появление такого жанра, как варгейм. Первая относит истоки жанра к такой игре как шахматы (и аналогичные им настольные игры). Согласно второй, родоначальником варгейма стали штабные игры XVIII века, с помощью которых офицеры прорабатывали свои тактические и стратегические навыки боя. Варгеймы бывают как настольные так и компьютерные. Но всё это разнообразие роднит общая концепция- максимально достоверное моделирование игрового поля с помощью детальной проработки ландшафта, то есть варгейм невозможно представить без элементов ландшафта, которые придают каждому бою уникальность, а главное- зрелищность.

  В ДОУ Алтайского края террейн стали активно использовать с 2007 года. После проведения конкурса самодельных настольных игр для детей стало понятно, что любая настольная игра дополняется детьми мелкими предметами для оживления игрового поля. Этими предметами могли быть как персонажи из “киндер-сюрприза”, которые выполняли функцию фишек в игре, так и самодельные домики, самолётики, машинки, кораблики и другие мелкие игрушки для создания определённого антуража сюжета игры: сказки, военного действия, квеста.

   Особенно активно дети используют террейн на ландшафтных макетах, в том числе связанных с “военными” действиями, также при реализации дизайнерских проектов, когда требуется украсить игровое поле цветами, деревьями, дорогами, тропинками и т. п.

   Ландшафтные макеты могут дополняться “военной техникой”- моделями самолётиков и кораблей из прищепок, деревьями, маскировочными сетками и, конечно, солдатиками, если этого требует сюжет “военной игры”.

  Деятельность с самодельными настольными играми и ландшафтными макетами позволила детям и педагогам освоить стратегию террейна как средства обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

  Террейн задаёт фон игры, позволяет ребёнку погрузиться в атмосферу игры, в которой разворачивается определённый сюжет, выстроенный воображением ребёнка. Создавая свой игровой ландшафт, дополняя его многочисленными деталями: мостиками, домиками, полянками, озёрами и   другими важными для игрока многочисленными деталями и необычными элементами, ребёнок получат ни с чем несравнимое удовольствие- он творит собственный мир. В самостоятельной игровой деятельности детей террейн становится той возможностью, которая не просто обогащает игровое поле, а даёт возможность ребёнку выполнить что-то самостоятельно, реализовать уже освоенную технологию или создать что-то принципиально новое, делая его субъектом деятельности.

   Террейн может дополнять сюжет настольной игры, обогащать ландшафтный макет, наполняя его деталями, нужными для сюжета игры ребёнка. Принципиально новым будет “перенос” с помощью террейна сюжетов ролевых игр детей, например классических с куклами и игрушками-“дочки-матери”, “больница”, “магазин”- на игровое поле настольной игры. В этом случае дети реализуют культурную игровую практику с помощью террейна на небольшой поверхности игрового поля, создавая те или иные игровые ландшафты, которые соответствуют интересам ребёнка, его опыту, настроению, мечтам: цирк, космос, военные действия и др.

  Террейн для настольных игр-это особые декорации, которые выставляются на игровою территорию для обогащения процесса игры новыми впечатлениями и возможностями.

  Преимущество террейна в том, что его создают сами дети, выставляя на игровое поле готовое оборудование: домики, кубики, мелкие игрушки (куколки, машинки)- или создавая его для сюжетности и оживления игры из бросового (природного) материала совместно с воспитателем или полностью самостоятельно. Дети могут выдумать гораздо больше вариантов использования вещей, чем взрослые. Поэтому следует создавать такое игровое пространство (игровое поле), которое не навязывает сценарии. Ребёнку быстро становится скучно в пространстве, которое он уже освоил. Дивергентное мышление, то есть способность искать нестандартные решения, замедляется. Поэтому важно, чтобы игровое пространство (ландшафтные макеты, поля для настольных игр) было трансформируемым.

   Мелкие игрушки, бросовый материал, природные материалы должны находиться в свободном доступе: ребёнок сам выбирает, что он будет использовать для террейна с чем играть и сколько. При этом не страшно, если что-то есть только в одном экземпляре: в этом случае дети будут учиться дожидаться своей очереди, договариваться и меняться.

     Террейн-это украшение игры. Нередко именно такие детали, дополняющие игровое поле, и привлекают внимание детей, захватывая их интерес.

    Для каждого возраста террейн может быть разным: для детей раннего возраста это любимые игровые персонажи сказок: лягушки, зайчики, собачки.

    Для старшего возраста это уже “масштабные” декорации, включающие макеты из картона, бумажные, пластилиновые конструкции, изделия из пластика. Размах игры нередко определяется именно террейном. Податливые игровые материалы, которыми можно манипулировать, -так называемые loose parts, или “свободные, незакреплённые элементы”, -это особый антураж игровых пространств в свободной деятельности детей, который и превращает игру в культурную игровую практику.

    Самостоятельные игры позволяют ребёнку овладеть определёнными навыками общения как со сверстниками, так и со взрослыми, примерить на себя разные социальные роли и маски, позволяющие ребёнку творчиски самовыражаться. Именно в процессе культурной игровой практики у детей происходит превращение усваиваемых способов действий эстетических ценностей, нравственных и социальных нормах и идеалов во внутренние достижения детской личности.

Литература.

1.Давыдова О. И. “Мой мир” базис личностной культуры детей 5-6 лет // Управление ДОУ. – 2008 - №7 -С. 82-91.

2.Давыдова О. И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2015- №6 -С. 14-20.

3.Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей -М.: Сентябрь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "террейн"

Технология "террейн"...

Применение технологии террейна в режиссерской игре.

Старший дошкольный возраст - это период расцвета режиссерской игры. Режиссерская игра отличается богатым содержанием, сюжетосложением, качественным исполнением и многократной сменой ролей. Создав...

Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Презентация "Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста"....

План по самообразованию Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) оп...

Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...

Стратегия Террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Террейн - это антураж. Террейн - это украшение. Террейн - это разнообразие. Террейн - это новая тактика игры. Террейн - это оживление, сюжетность, размах. ...

стратейгия террейна

Культурные практики - это разнообразные виды самостоятельнойдеятельности основанные на интересах ребенка. Игра для ребенкадошкольного возраста является самой доступной культурнойпрактикой. С выходом Ф...