Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования
методическая разработка

Кузьмина Светлана Николаевна

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть :

  • соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям,
  • использующего адекватные технологии развития и воспитания,
  • способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zdorovyesberezhenie_v_dou.ppt468.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования Методическая разработка Автор: старший воспитатель ГБДОУ№17 Кузьмина Светлана Николаевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Санкт-Петербурга

Слайд 2

Характеристика здоровьесберегающего педагогического процесса Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть : соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Слайд 3

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, так и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Слайд 4

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым: 1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет -элементы этой технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

Слайд 5

3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 подгруппы: - организационно-педагогические технологии (определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и т.д.); - психолого-педагогические технологии (воздействие педагога на детей в ходе НОД); - учебно-воспитательные технологии (формирование представлений о грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников).

Слайд 6

Физкультурно-оздоровительные технологии Здоровьесберегающее физическое воспитание предполагает интегрированный подход. Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы решения задач: речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной преобразующей деятельности (проблемные, занимательные образовательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка).

Слайд 7

При организации предметно-развивающей среды соблюдаются следующие принципы: Принцип активности, самостоятельности, творчества, так как среда должна провоцировать возникновение и развитие интереса к занятиям спортом, формированию волевых качеств, эмоций и чувств детей; Принцип стабильности – динамичности; Принцип комплексирования и зонирования Принцип эмоциогенности, комфортности и целесообразности. Предметно-развивающая среда должна содержать стимулы, способствующие качеству выполнения заданий, упражнений, развитию двигательной активности каждого ребёнка.

Слайд 8

Формы (методы и приёмы) способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ: Форма Результативность Стретчинг Общее физическое развитие и оздоровление детей, профилактика утомляемости, нарушений осанки и болезней позвоночника. Повышается эластичность мышц, снижается мышечное напряжение. Развитые, гибкие мышцы меньше подвержены травмам. Ритмопластика Способствует раскрепощению личности ребёнка и поведения. Ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира. Обучение красивой походке, жесту, позе, поклону. Способствуют свободе самовыражения, пробуждению творческих сил, активизации понимания, работе на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.

Слайд 9

Релаксация Обеспечивает формирование психологического здоровья дошкольников, снятие физического и психического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей; Гимнастика пальчиковая Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности. Гимнастика для глаз Активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Гимнастика дыхательная Расслабляет и восстанавливает организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулирует процесс дыхания концентрирует на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Слайд 10

Подвижные, народные и спортивные игры Способствуют использованию двигательных умений и навыков, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Учат подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, что организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Слайд 11

Гимнастика бодрящая Настраивает организм на активную деятельность после сна. Гимнастика корригирующая Профилактика нарушений осанки и плоскостопия Коммуникативные игры Обучение умению сотрудничать. Самомассаж Повышает защитные свойства организма. Психогимнастика Психофизическая разрядка и профилактика. Методика игрового обучения С. и Е.Железновых Двигательные игры под музыку, облегчают процесс адаптации ребенка к детскому саду, позволяют быстро усваивать материал по развитию речи.

Слайд 12

В дошкольных учреждениях в качестве оздоровительных средств используются: закаливание с помощью как босохождения, так и специальных средств спелеотерапии (создание кабинетов «Горный воздух», «Соляная пещера»); электронные воздухоочистители; кислородные коктейли; водные процедуры; солнечные ванны; полоскание горла и полости рта; прием гомеопатических средств.

Слайд 13

Социальный компонент здоровьесберегающей среды К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении относятся: педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу, медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников; Семья. Сочетание всех подходов возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов, специалистов и семьи.

Слайд 14

Работа с семьёй Планирование работы с семьей предусматривает: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость режима, полноценного питания, закаливания и т. д.; формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; знакомство с основными методами профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.). Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду.

Слайд 15

Литература за последние 5 лет, по теме «методика развития профессиональной компетентности воспитателя в сфере здоровьесбережения» Красношлыкова О.Г. Теоретические и практические аспекты здоровьесберегающего потенциала педагога / О.Г. Красношлыкова, О.Г. Иванова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 2 (26). – С. 37-42. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-zdoroviesberegayuschego-potentsiala-pedagoga/... Пичугина И.В. Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки будущих педагогов // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 1-1 (44). – С. 73-77. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://journals.eco-vector.com/byusu/article/view/7442 Тучкова А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников / А.А. Тучкова, М.В. Гайдай, Н.В. Твердохлебова // World science: problems and innovations : сб. ст. XXV Междунар. науч.-практ. конф., 30 окт. 2018 г., г. Пенза. – Пенза, 2018. – С. 271-273. – Электрон. копия доступна на сайте междунар. центра науч. сотрудничества «Наука и просвещение». URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/11/МК-420-Сборник.pdf

Слайд 16

Пелихова А.В. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесбергающей деятельности / А.В. Пелихова, К.П. Зайцева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – № 1 (34). – С. 84-89. – Электрон. копия доступна на сайте Челяб. ин-та переподготовки и повышения квалификации работников образования. URL: https://ipk74.ru/upload/documents/jornal34.pdf Стожарова М.Ю. Формирование профессиональной компетентности педагогов ДСО в области здоровьесберегающих технологий / М.Ю. Стожарова, Ю.В. Юсубова // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 3 (21). – С. 92-98. – Электрон. копия номера доступна на сайте журнала. URL: http://journal-ppp.ulspu.ru/wp-content/uploads/2017/11/№3212017_21.11.pdf Топорова О.Р. Формирование профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 18 сент. 2018 г., г. Екатеринбург. – Стерлитамак, 2018. – Ч. 2. – С. 33-35. – Электрон. копия доступна на сайте Агентства междунар. исследований (АМИ). URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-210.pdf

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования

ФГОС: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  приобретение опыта в следующих видах поведения детей:‒      двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на разви...

Деловая игра «Современные технологии дошкольного образования» «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО».

Сценарий деловой игры «Современные технологии дошкольного образования». «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО». -методическое мероприятие, форма работы...

Речевой потенциал педагога дошкольного образования

Алёшина Н.М. Речевой потенциал педагога дошкольного образования.Ключевые слова: потенциал, речевой потенциал, речевой потенциал педагога, культура и компоненты речи педагога, речевая культура....

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНого Потенциала В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Тема выступления: «Говорящая стена» как элемент визуализации знаний и погружение в образовательную среду детей дошкольного возраста...