Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Пушкинские места Санкт-Петербурга»
методическая разработка (старшая группа)

Савина Татьяна Викторовна

Данная методическая разработка была создана для ознакомления детей с историческими местами города Санкт-Петербурга, памятниками литературного наследия. Воспитание уважения и гордости за свое культурное прошлое является сейчас наиболее актуальным.

Обращаясь к данному вопросу, ставится задача заложить тот начальный пласт, основу, который в дальнейшем послужат мощным стимулом для развития у детей чувства  любви к Родине, гордости за свою историю, потребность сохранения и бережного отношения к памятникам, своему прошлому.

Цель данной разработки - познакомить детей с архитектурными и скульптурными памятниками, воздвигнутыми в Санкт-Петербурге, которые посвящены великому русскому поэту, драматургу и прозаику Александру Сергеевичу Пушкину,  привлечь внимание детей, к вопросам защиты и сохранения различных памятников, исторических мест и объектов всемирного культурного наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10  Невского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Пушкинские места Санкт-Петербурга»

Выполнила:

музыкальный руководитель Савина Т.В.

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Данная методическая разработка была создана для ознакомления детей с историческими местами города Санкт-Петербурга, памятниками литературного наследия. Воспитание уважения и гордости за свое культурное прошлое является сейчас наиболее актуальным.

Мы обратились к личности и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. К сожалению, дети редко знают и могут назвать памятники, которые воздвигнуты в нашем городе в честь великого русского поэта, не знакомы с интересными местами, связанными не только с историей жизни Пушкина, но и с его литературным творчеством.

С детьми старшего дошкольного возраста предварительно проводится ряд мероприятий, на которых ребята знакомятся со стихами, сказками Александра Сергеевича, прослушивают музыкальные произведения, написанные на стихи  Пушкина. Это романсы, песни, музыка к повести «Метель». Затем дети создают рисунки-иллюстрации к сказкам поэта.

Организовывается выставка, литературные досуги, экскурсии с родителями по пушкинским местам.

Непрерывная образовательная деятельность «Пушкинские места Санкт-Петербурга»  может проводиться в несколько этапов. Первая часть – показ презентации, беседа-путешествие с детьми. Вторая часть – игры и викторины по данной теме.

Обращаясь к данному вопросу, мы надеемся заложить тот начальный пласт, основу, который в дальнейшем послужат мощным стимулом для развития у детей чувства  любви к Родине, гордости за свою историю, потребность сохранения и бережного отношения к памятникам, своему прошлому.

Непрерывная образовательная деятельность

 с детьми старшего дошкольного возраста

«Пушкинские места Санкт-Петербурга»

Цель: познакомить детей с архитектурными и скульптурными памятниками, воздвигнутыми в Санкт-Петербурге, которые посвящены великому русскому поэту, драматургу и прозаику Александру Сергеевичу Пушкину,  привлечь внимание детей, к вопросам защиты и сохранения различных памятников, исторических мест и объектов всемирного культурного наследия.

Воспитательные задачи:

- формировать у детей устойчивый интерес к объектам всемирного наследия;

- развивать историческое самосознание у детей старшего дошкольного возраста;

- воспитывать чувства уважения и гордости за историческое прошлое своей Родины.

2. Образовательные задачи:

- развивать познавательные способности детей, потребность изучать литературное наследие нашей страны, города;

- знакомить с произведениями А.С.Пушкина;

- расширить знания по историческому прошлому России;

- побудить интерес детей к творчеству А.С.Пушкина;

- активизировать творческое воображение в процессе применения игровых технологий;

- воспитывать навыки поведенческой культуры.

Предварительная работа

1. Подбор художественных и литературных материалов по данной теме.

2. Рассматривание портретов А.С.Пушкина, выполненных различными художниками.

3. Беседы о творчестве великого русского поэта.

4. Чтение воспитателями стихов и сказок А.С.Пушкина.

5. Разучивание стихов наизусть вместе с детьми.

4. Выставка рисунков «Сказки Пушкина»

5. Слушание музыки, написанной на стихи А.С.Пушкина, разучивание песни о городе.

6. Просмотр иллюстраций памятных и исторических мест, связанных с творчеством поэта.

7. Совместные экскурсии и прогулки с родителями по Пушкинским местам Санкт-Петербурга.

Необходимое оборудование:  компьютер, музыкальный центр, фортепиано, видеопроектор, проекционный экран, дидактические игры по данной теме (раздаточный материал).

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Только поговорим мы о памятниках и исторических местах, связанных с именем великого русского поэта.  Давайте совершим с вами небольшое путешествие по городу. Вы любите гулять?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда сейчас мы сядем в автобус и вместе с песней отправимся в путь!

Песня «Весенний город», муз. и сл. А.Сидоровой.

Воспитатель. Вот и первая остановка! (дети садятся и смотрят на экран)

Слайд 2. Памятник А.С.Пушкину на площади Искусств

Один из самых красивых и известных памятников А.С. Пушкину, распложенный на площади Искусств, был открыт в июне 1957 года. Памятник был выполнен по модели скульптора Михаила Аникушина.

Бронзовая фигура Пушкина возвышается на четырехгранном постаменте. В распахнутом сюртуке, гордо вскинув голову, поэт словно читает свои стихи
в порыве вдохновенья. Его лицо одухотворено, от всего облика веет жизнью и энергией.

Какие стихотворения великого поэта вы знаете?

Ответы детей.

Ребенок читает  стихотворение:

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой калейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ль луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

Воспитатель. Понравилось вам это стихотворение и чем?

Ответы детей.

Воспитатель. Отправляемся дальше!

Слайд 3. Памятник А.С.Пушкину на Пушкинской улице

Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской улице – один из самых первых памятников поэту в стране.

Он был открыт 7 августа 1884 года по инициативе городского общественного управления.
Архитектор – Николай Бенуа, скульптор – Александр Опекушин.

С боковых сторон на пьедестале можно увидеть надписи золотыми буквами – отрывки из стихотворений «Медный всадник» и «Памятник».

Расскажите, может, кто-то уже  бывал на этой улице нашего города?

Ответы детей.

Слайд 4. Памятник рисункам А.С.Пушкина на Пушкинской улице

Всем хорошо известно, что поэт часто рисовал в рукописях и даже самостоятельно  иллюстрировал свои произведения. К 170-летию со дня смерти поэта на Пушкинской улице в доме 10 был установлен уникальный памятник, посвященный рисункам А.С Пушкина.

Бюст Пушкина-художника находится на колонне, окруженный барельефом с его рисунками. Говорят, что если медленно обходить бюст и не отрывать от него взгляда, можно заметить, как меняется выражение лица поэта.

Автор памятника – скульптор Степан Мокроусов.

Вы подготовили рисунки к сказкам Александра Сергеевича Пушкина, давайте подойдем к выставке и вспомним, какие сказки изображены на них.

Дети  рассматривают рисунки, обсуждают их.

Слайд 5. Памятники А.С Пушкину в Петербургском метрополитене

В Санкт-Петербурге есть даже подземные памятники великому поэту. Один из них на станции метро «Пушкинская» . В конце центрального подземного зала находится статуя А.С. Пушкина работы Михаила Аникушина.

За ней располагается панно художницы Марии Энгельке, изображающее  Царскосельский парк. Еще один подземный памятник расположен  на  станции метро «Черная речка» . Эта станция находится недалеко от места, где Пушкин был убит на дуэли. Бронзовая скульптура работы Михаила Аникушина была установлена в год 145-летия со дня гибели поэта в 1982 году.

Побывав с вами в метрополитене, мы сядем на автобус и продолжим экскурсию.

(Координация слова в движении)

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Приседают на корточки.

Делают повороты туловища вправо, влево.

Одной ногой нажимают на воображаемую педаль.

Бегут по кругу в руках руль.

Воспитатель. И вновь у нас остановка!

Слайд 6. Музей-квартира А. С. Пушкина на наб.реки Мойки, 12 

Единственная в Петербурге мемориальная квартира А. С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Музей размещен в бывшем особняке князей Волконских на Мойке, 12. В нижнем этаже этого дома, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин и его семья поселились в сентябре 1836 года. Здесь же, спустя четыре месяца, — 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года, — поэт скончался, смертельно раненный на поединке с Ж.Дантесом.

В музее представлены: письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, украшения жены, портреты детей, диван, на котором умер поэт и многие другие уникальные вещи, принадлежавшие как самому Пушкину, так и членам его семьи, друзьям и знакомым. 

Еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга – памятник А.С. Пушкину во дворе дома на набережной реки Мойки, дом 12,
был открыт 5 октября 1952 г.

Скульптор – Николай Дыдыкин, архитектор – Николай Медведев.

Воспитатель. Едем дальше!

Слайд 7. Пушкинский дом на набережной Макарова

Пушкинский дом создан 15 декабря 1905  деятелями русской культуры.  В 1899 году к столетию со дня рождения А.С.Пушкина, изначально планировали поставить памятник поэту, однако решено было создать музей. В апреле 1906г. на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому  Дому, став началом огромнойколлекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта.С 1995 года Пушкинский дом входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия.

Около Пушкинского дома (сейчас там расположен Институт  Русской Литературы  Российской Академии Наук)  в 1999 г. в честь 200-летия со дня рождения поэта был установлен  бронзовый бюст А.С. Пушкина, созданный скульптором Иваном Шредером.

Воспитатель. А сейчас, мы отправляемся в пригород Санкт-Петербурга – Пушкин. Наверное каждый из вас уже успел здесь побывать!

Ответы детей.

Слайд 8. Город Пушкин

Царское село (ныне город Пушкин) было построен Петром Великим как  увеселительный дворец.  В 1710 году Петр передает владения Екатерине Алексеевне.  Годом основания Царского Села является именно 1710 год. В 1937 году, в 100-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина, город переименовывают в честь поэта. Здесь располагаются Екатерининский, Александровский дворцы, Царскосельский лицей. На въезде в город установлены монументальные Египетские ворота. Памятник поэту стоит у въезда в г. Пушкин на Октябрьском бульваре рядом с Египетскими воротами.  Бронзовая скульптура была изготовлена в Париже скульптором Леопольдом Бернштамом в 1990 г., а выкупил у архитектора ее лично император Николай II. Сначала статуя была установлена в вестибюле бывшего здания Лицея в Царском селе, а в 1937 г. памятник переставили к въезду в город. В годы Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал, фашисты использовали его в качестве мишени для стрельбы из пистолетов.

Может, кто-нибудь из ребят прочитает стихотворение, разученное вместе?

Ребенок читает стихотворение.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Воспитатель. Многие из вас уже скоро пойдут учиться в школу, а мы отправимся в то место, где когда-то давно учился Александр Сергеевич! Может кто-то уже догадался, что это за место?

Ответы детей.

Слайд 9. Царскосельский Лицей

Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий. Лицеем, или Ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин - Ликее, в красивом живописном месте. Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шести летней жизни в Лицее. 

Слайд 10. Памятник А.С.Пушкину в Лицейском саду г.Пушкина

Один из самых лучших скульптурных изображений Пушкина-лицеиста установлен в Лицейском саду г. Пушкина в 1899 году, в 100-летний юбилей со дня рождения поэта. Скульптор – Роберт Бах. Композиция покоряет своей лиричностью: юноша сидит на скамье в свободной позе, взгляд задумчив, лицейский сюртук расстегнут, рядом небрежно брошена фуражка.

Воспитатель. Побывав в Лицее города Пушкина мы вновь оправляемся в Санкт-Петербург. Все из вас любят вкусно покушать. Вот и раньше знаменитые поэты и писатели собирались в кондитерской.

Слайд 11. Кондитерская «Вольф и Беранже» ныне «Литературное кафе на Невском проспекте

В начале XIX века здесь работала знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, в которой перебывали  многие писатели того времени. Это любимая кондитерская А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.  И не только потому, что здесь были необыкновенно вкусные десерты: тут всегда можно было почитать практически всю издававшуюся на тот момент свежую литературу. Именно из кондитерской Вольфа и Беранже Пушкин уехал на роковую дуэль: он встретился здесь со своим секундантом и выпил стакан лимонада; а через несколько дней начинающий поэт Лермонтов уже читал в этой же кондитерской свое стихотворение «На смерть поэта».Сейчас в здании находится «Литературное кафе» со старинным интерьером, традиционными русскими угощениями. Здесь проходят различные концерты и литературные вечера. Сам Пушкин (точнее его восковой двойник), сидит за столиком при входе у окна.

Звучит музыкальное произведение «Романс» к повести А.С.Пушкина «Метель»

Воспитатель. Ребята, лирическая музыка подсказала нам, что сейчас мы отправляемся к самому трагическому месту нашей экскурсии.

Слайд 12. Место дуэли А.С.Пушкина в сквере на Коломяжском проспекте 

Место последней дуэли Пушкина в Санкт-Петербурге находится в сквере, расположенном по Коломяжскому проспекту, на берегу Черной речки. Здесь в 1937 году был установлен памятник.

Об установлении памятника на том месте, где произошла дуэль Пушкина с красавцем Дантесом, говорили еще в 1887 году. И только через много лет появился гранитный обелиск с барельефом А. С. Пушкина.

Между историками давно идут споры о точном месте дуэли. Но нет сомнения, что она происходила на левом побережье Чёрной речки, недалеко от Комендантской дачи. Почему историки не могут остановиться на едином мнении? Дело в том, что поединки в России были под запретом, и рассказывать о них никто не хотел, опасаясь уголовного наказания. По описаниям современников и рисункам художников было определено настоящее место поединка.

Сначала на этом месте была установлена простая колонна. К 100-летию со дня кончины Пушкина колонну сменили на гранитный обелиск, проект для которого создали 2 зодчих - А. Лапиров и Е.Катонин, а бронзовый барельеф выполнил М. Миназер.

Воспитатель. Как вы думаете, почему так много мест связано с именем великого русского поэта А. С. Пушкина?

Ответы детей.

Воспитатель. Наша экскурсия подходит к концу, и напоследок мы посетим еще интересные места, связанные с именем А.С.Пушкина.

Слайд 14. Музей героя повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»  в поселке Выра

Музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в России музей литературного героя. Он находится в сохранившемся здании бывшей почтовой станции Выра. Согласно преданиям, здесь разыгрались события пушкинской повести «Станционный смотритель», музей создан именно по этому произведению. Внутри музей представляет из себя большой двор, окружённый различными постройками. Здесь воссоздана обстановка почтовых станций пушкинского времени: сарай с каланчой, колодец, шорная и кузница, комната для господ, светлица дочери смотрителя и ямщицкая, здания двух конюшен, где в пушкинские времена содержалось 55 лошадей, а одна конюшня уходила далеко в поле.

Слайд 15. Парк Герцога Лейхтенбергского (усадьба «Сергиевка»)   в Петергофе

На территории необычного и таинственного дворцово-паркового ансамбля в Петергофе расположено здание усадьбы «Сергиевка» – в разное время в ней отдыхали правители Александр I, Елизавета Петровна, Николай I. Неподалеку от Летнего дворца Лейхтенбергских, на дне оврага, где когда-то шумел водопад, находится каменный валун – знаменитая Голова, высеченная из огромного валуна. Её называют «Старик» или «Адамова голова». По легенде, на голове был металлический шлем (сохранился след его крепления) и она послужила прообразом сказочной головы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Голова является хранителем Петербурга. Со временем валун уходит под землю, и, когда он полностью опустится, Петербург накроет наводнением.  

Слайд 16. Домик няни Арины Родионовны в Ленинградской области

Это единственный в мире музей, посвященный памяти крепостной русской женщины, близкому другу великого поэта. Этот дом на протяжении двух веков был тесно связан с жизнью Арины Родионовны, ее семьи и потомков. Здесь воссоздано убранство крестьянской избы конца XVIII – начала XIX века. Все экспонаты музея – дары почитателей великого русского поэта. Тут можно встретить и реликвии, которые принадлежали самой пушкинской няне. Во дворе за домом стоит Учёный кот. Если загадать желание и погладить ему живот, то желание обязательно сбудется. Потомки братьев и сестер Арины Родионовны проживают здесь и сегодня.

Я вам предлагаю послушать стихотворение, которое поэт посвятил своей любимой няне.

Ребенок: 

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы,
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы,
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты,
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы,
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Слайд 17. Музей-усадьба Ганнибалов «Суйда» в Гатчинском районе

В 1759 году Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина, стал владельцем деревни Суйда и 3000 крепостных душ, которые в ней жили. Это были обширные владения, на которых он поселился вместе со своей семьёй. От старинных построек уцелели каменный гостевой флигель, дом управляющего, конюшня, оранжерея, скотный двор, кузница, а также чудесный парк. Ганнибал, уроженец Африки, крестник и сподвижник Петра I, генерал-аншеф и военный инженер, известный государственный деятель России XVIII столетия, несомненно, был человеком легендарным. Особый раздел музея посвящен родителям А. С. Пушкина и его няне Арине Родионовне. В отдельной витрине представлены подлинные реликвии самого прадеда Пушкина. Есть здесь и совсем необычные экспонаты, например, земля с родины прадеда Пушкина из Камеруна – дар его африканских земляков. 

Воспитатель. Наше путешествие  заканчивается. Самое интересное задание ждет вас впереди.

После проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми проводится игра-викторина по данной теме. Например:

1. Узнай памятник А.С.Пушкину по силуэту. Предлагается несколько картинок с силуэтами различных памятников, нужно угадать именно памятник Пушкину.

2. Составь картинку. Ребенок составляет разрезанную на несколько частей картинку с изображением памятника или исторического места.

3. Какая картинка лишняя. Ребенку предлагается убрать иллюстрацию, не по заданной теме.

4. Составить слово из слогов или из букв. Например, ЛИЦЕЙ, ПУШКИН и т.п.

5. Закончи фразу. В стихотворной форме детям предлагаются загадки, где нужно назвать последнее слово. Например:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я … (пир)

Пес бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялась на крыльцо

И взялась за…. (кольцо)

Воевода говорит:

«Петушок опять кричит;

Страх и шум во всей столице».

Царь к окошку, - а на спице,

Видит,  бьется петушок.

Обратившись на….(восток)

В кухне злится повариха,

Плачет у станка….(ткачиха)

6. Правда-неправда. Детям рассказываются факты, связанные с памятниками А.С.Пушкина, а они отвечают, правда это или вымысел.

7. Узнай по описанию. Ребенок по описанию воспитателя или другого ребенка пытается угадать, о каком памятнике идет речь.

8 Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

1.Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
2.Что кричал петушок, сидя на спице?
«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
3.Что молвила третья сестрица?
«Я б для батюшки царя родила богатыря».
4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
5.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
6.Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
«Смилуйся, государыня, рыбка!»
7.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря»
8.Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
«Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил»
9.Какой фрукт дала злая царица молодой царевне?
«Яблоко»


Литературные источники и интернет-ресурсы:

1. В. К. Зажурило, М. Г. Чарная. «По пушкинским местам Ленинграда: Очерк-путеводитель».

2. Р. В. Иезуитова, Я. Л. Левкович. «Пушкин в Петербурге». 

3. Б. Н Калинин П. П. Юревич. Справочник «Памятники и мемориальные доски Ленинграда».

4. http://www.etovidel.net/registry 

5. http://pushkin.ru/town/pamyatniki-pushkinu-v-gorode-pushkine.html 

6.http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gorod/Pam_Pushkinu.htm
7. http://cityguidespb.ru/pamyatniki/698-pamyatnik-pushkinu-na-pushkinskoy-ulice.html
8. http://www.diary.ru/~flying-submarine/p182251807.htm?oam

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".

Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мой город — Санкт-Петербург»

Конспект  совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»

laquo;Путешествие в мир природы»Актуальность проведения:         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не мож...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"

В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта...