Проект: Познавательно исследовательский Тема: «Мы- будущие нефтяники»
проект (подготовительная группа)

Закирова Наиля Садрисламовна

Актуальность проекта

Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,  его  роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо  знакомить  детей  с   профессиями, востребованными в современном обществе.

        Значимость данной работы обусловлена тем, что многие родители наших воспитанников работают на предприятиях, связанных с добычей нефти,  а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими же  как их папа и мама.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Мы- будущие нефтяники»31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: Познавательно исследовательский

Тема: «Мы- будущие нефтяники»

Проект реализуется с детьми 6-7 лет.

Направленность: познание окружающего мира.

Вид проекта: краткосрочный, исследовательский, познавательный

Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют  представления о многих профессиях, например врача, повара, продавца, учителя, воспитателя, дворника, знают специфику этих профессий.  Но  многие дети группы, отвечая на вопрос «Кем работают твои родители?» отвечали «Нефтяником», но обьяснить, кто такой нефтяник, чем он занимается, не могли.  Это говорит о том, что детям незнакомы профессии, связанные с добычей нефти. Поэтому, я решила познакомить детей с профессиями, которые можно назвать «Нефтяник».

Актуальность проекта

Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,  его  роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо  знакомить  детей  с   профессиями, востребованными в современном обществе.

        Значимость данной работы обусловлена тем, что многие родители наших воспитанников работают на предприятиях, связанных с добычей нефти,  а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими же  как их папа и мама.

Цель: Формировать представления детей о профессиях, связанных с добычей нефти.

Задачи:

- развивать любознательность и познавательный интерес к профессиям связанным с добычей нефти посредствам участия в проекте;

- способствовать установлению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в совместной познавательной деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

- развивать творческие способности детей, их умение отражать полученные знания в различной продуктивной деятельности.

Для родителей:
Вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Для педагогов:

1. Разработать план мероприятий по проекту.

2. Создать предметно-развивающую среду по данной теме.

Предварительная работа:

 беседы « Как образовался наш поселок», « Кем работают мои родители»,  «Как добывают нефть», «Кем я стану, когда вырасту».

Активизация словаря: машинист,  разработчик, бурильщик, лаборант,  помощник бурильщика, оператор, геолог, геофизик,  нефтяная вышка, буровая, куст, нефтекачалка, нефтяная скважина.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Работа с родителями: встречи с интересными людьми (родителями); рассказы родителей о своей профессии; папка-передвижка «Профессии»; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Ожидаемые результаты.

Дети имеют представление о разных профессиях; об истории села,  возникновения и развития данных профессий; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.

Этапы проекта.

1 этап – подготовительный

Подборка и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

 - подобраны дидактические игры по теме содержания проекта, направленные на развитие познавательной активности.

-изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игры «Нефтяники».

2 этап – основной  

1. Экскурсии.

2. Просмотр презентации «Нефть – черное золото страны».

3.Опытно – экспериментальная деятельность «Что такое нефть».

 4. Рассматривание наглядного материала( иллюстрации, журналы и альбомы)

 5.Проведение родительского собрания, оформление консультации для родительского уголка.

 6.Встреча с интересными людьми , профессия которых связана с добычей нефти.

7.Создание коллажа « Что делают из нефти».

 8.Беседы « Люди каких профессий работают с нефтью», « Кто добывает нефть», « Как впервые нашли нефть и кто такой геолог», «Долгая дорога к нефти»

9.Чтение художественной литературы по теме.

 10. Дидактические игры  «Что делают из нефти», «Четвертый лишний».

11.Проведение ООД по теме(рисование, лепка, конструирование, опытно-эксперементальная деятельность)

         

3 этап – заключительный

Сюжетно-ролевые игры «Мы нефтяники», «Заправка», «Мы геологи».

 

Реализация проекта:

 1 этап.

На первом подготовительном этапе  разработала  план и сроки реализации проекта, формы взаимодействия с родителями, работу  с методической литературой, подобрала  дидактический материал, организовала развивающую предметно – пространственную  среду.

Оформила  консультацию для родителей  "Первопроходцы земли Серафимовской», попросила родителей помощь изготовить  макет буровой вышки; оформить вместе с детьми   книжки своими руками на тему «Я хочу стать …»; изготовили совместно с детьми и родителями  альбом «Профессии моих родителей», д/и "Что делают из нефти?".

На втором (деятельном) этапе  реализовала основные  виды деятельности по плану проекта через образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности(игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями детей. В ходе реализации проекта использовала  такие формы ознакомления детей с различными профессиями,  связанными с трудом нефтяника, которые показали его общественную значимость, сущность трудовых действий взрослого человека,  востребованность  и применимость результатов его труда.

 Одним из самых эффективных форм образовательной работы с детьми по данному направлению считаю организацию экскурсий, которые не только позволили знакомить дошкольников с трудом взрослых, но и помогли осознать его нравственную и социальную значимость. В ходе реализации проекта были проведены экскурсии в  учкомбинат   ООО Башнефть – ПРОФИ - терроториальное подразделение «Октябрьское», в музей села Серафимовский, в  библиотеку поселка, при  посещении которых  расширились  представления  детей о  профессиях, связанных с добычей нефти,   историей возникновения села  Серафимовской,  то,  что он основан именно людьми  разных профессий, связанными с добычей нефти и которые внесли свой вклад на развитие нефтяной промышленности НГДУ «Октябрьскнефть», воспитывали  любовь и уважение к своей малой Родине.

 В ходе ознакомления с трудом взрослых обращалось внимание на процесс  труда, какие орудия труда используются, в той или иной профессии нефтяной промышленности  на спецодежду, которая нужна для разных видов труда, ее назначение, и  в результате дети экскурсии дети  познакомились  с профессиями: нефтяник, бурильщик, геолог, геодезист, разработчик,  каменщик, помощник бурильщика, буровик,  газовику них возникло  уважение к людям труда. 

Так же расширить возможности наблюдения за добычей и переработкой нефти  помог  просмотр презентации «Нефть – черное золото страны».

Организованная  образовательная деятельность по  опытно – экспериментальной  деятельности «Что такое нефть» помогла познакомить детей со свойствами нефти, повысить экологическую грамотность о загрязнении природы нефтью.

 Рассматривание наглядного материала способствовало расширению кругозора, развитию интереса детей  профессиям , связанным добычей нефти.

Проекту присущ характер сотрудничества, в нем приняли участие дети и педагоги, родители. Для родителей  я провела родительское собрание на тему «Влияние труда взрослых на развитие детей»; оформила  консультацию в родительском уголке «Развитие познавательных интересов детей через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых, живущих в родном поселке», а так же примеры домашних бесед взрослых с детьми по этой теме.

 Организовала встречу  с нефтяником( родителем нашего воспитанника), после встречи с которой  дети с удовольствием участвовали в  создании коллажа «Что делают из нефти». После встречи с ней у детей повысился интерес к профессиям людей нефтяной промышленности, расширились представления о значимости труда нефтяников, чувства гордости за  труд своих родителей, которые работают именно в этой сфере.

Проводила  работу по теме проекта и во время самостоятельной деятельности детей. Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации, журналы и альбомы на эту тему. Это помогло расширить  представления детей  о труде нефтяников, расширять знания детей о природных богатствах нашего поселка и отражать свои знания в дальнейшей творческой деятельности, способствовало развитию связной речи.

Проведение   бесед « Люди каких профессий работают с нефтью», « Кто добываем нефть», « Как впервые нашли нефть и кто такой геолог», «Долгая дорога к нефти» о труде нефтяников помогли систематизировать и обобщить знания детей о труде нефтяников, о богатстве недр нашего края, развить  представление о том, что нефть - главное богатство нашей страны; воспитывать культуру речевого общения.

Чтение детям  произведений  художественной литературы Л.Б.Дерягина «День нефтяника», Детская энциклопедия « Нефть», П.Волцит «Кто добывает нефть»,  помогли пополнить литературный багаж, расширить словарь детей  такими словами, как нефтяник, нефтяная вышка, буровая, куст, нефтекачалка; тягучая, маслянистая , мутная , нефтяник, бурильщик, геолог, геодезист, разработчик ,буровая, площадка ,монтажник, каменщик, наливать, переливать, разливать, последовательно, аккуратно, бережно;

вызвать восхищение трудом нефтяников.

Так же в своей работе  использовала дидактические игры  «Что делают из нефти», «Четвертый лишний», которые  были направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний, побуждение детей находить предметы, для производства которых необходима нефть, развивать внимание, мышление, воспитание бережного отношения  к материалам.

В ходе реализации проекта были оформлены выставка детского рисунка «Труд нефтяников», фотовыставка «Нефтяники в моей семье».

Проведение организованной  – образовательной  деятельности  по лепке «Нефтяная качалка», конструированию «Нефтяная вышка»,  по рисованию на тему  «Нефтяник», ООД на тему «Капелька нефти и пузырек газа», которые  сопровождались беседами, рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы, дидактическими играми, моделированием   позволило детям наиболее полно понять специфику  различных профессий нефтяной отрасли.

 

3этап.

На 3 этапе  (заключительном )  дети с удовольствием играли в  сюжетно-ролевые игры «Мы нефтяники», «Заправка» «Мы геологи», в ходе которых  закреплялись знания, полученные в ходе всей работы на протяжение  проекта. Дети  развертывали игру,  применяя имеющиеся знания о  различных профессиях  нефтяной отрасли, согласовывали собственный игровой замысел с замыслами сверстников, показывая  доброжелательное отношение  друг к другу; включали свое творческое воображение. О том, что знания  по теме проекта достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно разворачивали сюжет, правильно выполняли  ролевые действия, самостоятельно выбирали  оборудование и игровые атрибуты.

Результат

         За время реализации проекта «Мы - будущие нефтяники» у воспитанников  значительно повысился  уровень развития познавательно – исследовательской деятельности,  сформировались  представления о различных профессиях связанных с добычей нефти , а именно бурильщик, геолог, геодезист, разработчик , каменщик, помощник бурильщика, буровик,  газовик.

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.

  2. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: Сфера, 2001.
  3.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2004.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2005.
  5. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3, 2006.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе  группа.- М.: Карапуз – дидактика, 2008.
  7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 2005.
  8. Прохорова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей старшего  дошкольного возраста. Методические рекомендации. - М.: Аркти, 2003.
  9. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. - №2 . - С. 22-56.
  10. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"

Проект направлен на достижение следующих результатов: 1 .Повысится познавательный интерес  к  исследовательской  деятельности.2.Сформируются  знания детей о значении воды в на...

Проект познавательно – исследовательской деятельности по теме:«Кофеев Фёдор - юный натуралист».

Проект познавательно – исследовательской деятельности  по теме: «Кофеев Фёдор - юный натуралист»....

ПРОЕКТ познавательно – исследовательский с детьми 4 – 5 лет. Тема: «Космос – это интересно!

Дети пытливы по своей природе, а неизведанные просторы Вселенной - это одно из средств активизации познавательной активности дошкольников. Но знакомить с космосом нужно постепенно, порциями добавляя н...

Проект познавательно - исследовательский, краткосрочный для детей 5 - 6 лет. Тема: "Города и сёла"

Проект систематизирует знания детей о городе и селе. А также научит различать эти два понятия на основе сравнения, использования возможностей ИКТ и интеграции образовательных областей....

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...