Виды музыкальных занятий.
статья

Науменко Снежанна Владимировна

 Данный материал адресован в помощь  музыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_muzykalnyh_zanyatiy.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Виды музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду  является одним из важнейших средств  воспитания и гармоничного  развития  личности ребенка. Музыкальное воспитание и развитие  детей  во многом зависит от  форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими отличительными возможностями. К  основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относят :

  • музыкальные занятия ( НОД «Музыка»)
  • музыка в повседневной жизни
  • музыкальное воспитание в семье

Музыкальное занятие ( НОД «Музыка») - является основной формой организации музыкальной деятельности, в процессе которой  осуществляется  обучение, развитие музыкальных способностей, формируются  основы музыкальной  и общей культуры в целом. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и ознакомлению  с окружающим миром  через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует формированию предпосылок  к учебной деятельности.  На занятиях осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Музыкальные занятия  могут быть вариативными в зависимости от  структуры, содержания,  количества  участия  детей, подгрупп, включения  всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д.

 Музыкальны занятия в зависимости от числа участвующих детей  :

  • индивидуальные
  • подгрупповые
  • фронтальные

Индивидуальные музыкальные  занятия рекомендуется проводить с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда  малыши еще  не  могут выполнять задания коллективно. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста , но и  во всех возрастных группах.

Все дети развиваются  неодинаково, а их музыкальные проявления  индивидуальны. Подобные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся с целью  : подтянуть отстающего или, наоборот , уделить больше времени  развитию  способностей  музыкальноодаренному ребенку. Такие  занятия  полнее выявляют возможности ребят, раскрывают  музыкальные способности. Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог  может порекомендовать  родителям продолжить обучение  одаренного ребенка  дополнительно в кружке, студии, музыкальной школе…

 Занятия с отстающими дошкольниками позволяют найти причину задержки в музыкальном развитии, которая часто бывает сокрыта  в личностных качествах ребенка. Причиной могут быть: излишняя застенчивость, отсутствие веры в собственные силы, продолжительная болезнь, редкое посещение занятий...В этом случае именно индивидуальные занятия помогут ребенку преодолеть  трудности.

Индивидуальные занятия также необходимы  при обучении  детей игре на детских музыкальных инструментах (ДМИ). В такие моменты педагог должен находиться рядом , потому что освоить приемы игры, проконтролировать  себя без посторонней помощи,  самостоятельно ребенку еще очень трудно.

Уместно проведение индивидуальных занятий  при подготовке индивидуальных выступлений , сюрпризных моментов на досуге , празднике…

В форме индивидуальных занятий  проводится проверка ( мониторинг) уровня  развития  музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

Продолжительность  проведения индивидуальных музыкальных  занятий составляет 5-10 минут.

Подгрупповые музыкальные  занятия  могут быть более продолжительными ( 10-20 минут), помогают выявить  похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей . Подобные занятия  также  позволяют педагогу уделять больше внимания  музыкально одаренным  детям ,  но уже обьединяя их в подгруппы…

Подгрупповые занятия необходимы при  подготовке коллективного номера (ансамбль, танец)  для выступления на празднике , фестивале , концерте .

После овладения детьми первоначальных навыков  игре на ДМИ на индивидуальных занятиях , детей  обьединяют в небольшие подгруппы   для игры  в  ансамбле, оркестре.

Фронтальные музыкальные занятия. Если в младшей группе музыкальные занятия проводятся подгруппой , а индивидуальные проводятся по мере необходимости, то  среднем и старшем  дошкольном возрасте  основным видом занятий  становятся фронтальные музыкальные  занятия- это музыкальные занятия, которые проводятся  со всей группой детей. В подобных занятиях представлены все виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально –образовательная деятельность.  

Музыкальные занятия в зависимотси  от содержания (фронтальные ) 

  • типовые
  • доминантные
  • тематические
  • комплексные

Типовые  музыкальные занятия – занятия , которрые  включают  все виды музыкальной деятельности : восприятие ( раздел «Слушание музыки»), исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на ДМИ), творчество (песенное, танцевальное, игровое, игра на ДМИ), музыкально-образовательная  деятельность (сведения о музыке и способах ее исполнения). Подобные занятия проводятся два раза в неделю , продолжительностью  20-30 минут ( в зависимости от возраста детей).

Типовое музыкальное занятие  имеет традиционно сложившуюся структуру, состоит из 3  частей :

- вводная  ( вход , приветствие . музыкально-ритмическое упражнение )

- основная  ( «Слушание музыки, пение , игра на ДМИ, творческие задания)

- заключительная часть  (танец или музыкальная подвижная игра,хоровод, выход)

Как видим , в предложенном варианте  дети активно  двигаются  в начале и в конце занятия, а  в середине слушают, поют,  музицируют, т.е. прослеживается обязательное чередование  двигательной активности. Методика проведения типовых музыкальных занятий разработана достаточно полно, доступно. Однако для повышения эффективности обучения, для поддержания интереса детей  рекомендуется относиться к построению  занятий творчески, варьировать  структуру  НОД «Музыка»,  периодически менять музыкальное сопровождение  Входа и Выхода из зала…

В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей, степени активности предыдущего ( по времени)  занятия музыкальный руководитель может  иногда исключить  какой – то  один  вид музыкальной деятельности :слушание (восприятие), музыкально-ритмическое упражнение, музыкально-дидактическую игру,  творческое задание…

 

Доминантные  музыкальные занятия проводятся обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков, умений той или иной музыкальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение. Известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках  4-5. Доминантные музыкальные  занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам и умениям, способствуют более углубленному изучению  музыкального материала .Подобный вид занятий используется с целью, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид  музыкальной деятельности, дети целенаправлено овладевают необходимыми навыками и умениями именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды  музыкальной деятельности сгруппировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее. На доминантных занятиях  необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а  следует отбирать лишь те , которые помогают   выполнить  поставленные задачи.

Например, если преобладающим  видом музыкальной деятельности является слушание (восприятие) музыки,   то можно дополнить его музицированием , оркестровав пьесу (т.е. исполнить  ее на ДМИ).

Если в занятии доминирует пение, то  педагог концетрирует внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, выразительность  исполнения…Полезно дополнить   работу над песней беседой о характере, настроениях ,которые предстоить предать детям в разных ее частях ( куплетах). Уместны на  таких занятиях чередования работы над песней с творческими заданиями, музыкально-дидактической игрой, игрой на ДМИ.

В случае доминирования  музыкально-ритмических  движений целесообразно сопровождать такое занятие  слушанием музыки, беседой о ее характере, включить музыкальные  подвижные игры (сюжетные, бессюжетные), творческие задания с элементами пантомимы

Доминантное занятие  с преобладанием игры на ДМИ:  можно разнообразить беседами о  различных музыкальных инструментах  с просмотром видео материала  или  прослушиванием грамзаписей, музыкально-дидактическими играми, творчесими заданиями..

Занятия проводятся   не чаще 1 раза в месяц, начиная со второй младщей группы.

Тематические  занятия .  В зависимотси от  характера выбранной темы и  наличия сюжета  занятия  подразделяются   на :

  • собственно тематические
  • музыкально-тематические
  • сюжетные

Собственно тематическое занятия – это занятия, тема  которых может быть. взята  из жизни и связана с  музыкой. Напимер: «Осень» «Природа и  музыка» и т.д. Тематические занятия  нередко проводят  вместо праздничого утренника, досуга, развлечения...

 Музыкально-тематическое занятие – еще одна разновидность  тематичекого занятия. Тема такого занятия  всегда связана с музыкой и  позволяет  наиболее полно дать детям  представления  о музыкальном искусстве,  о средствах выразительности музыкального языка.. Выбор тем очень широк, например : «Темп в музыке», «Регистры» «Динамика», «Ритм и темп»,  «Народные музыкальные инструменты», « Русская народная песня» и т.д.

Сюжетное  музыкальное занятие- это занятие , которое  не только обьединяется  общей темой, но и имеет  единую сюжетную линию. Сказочный  или игровой  сюжет придают  такому занятию занимательность, увлекательную форму, развивают воображение , дают простор творческой  фантазии…Дети с радостью  и интересом   включаются  в  занимательный сюжет , откликаются   на увлекательную форму… Но подобные занятия не должны носить  характер развлечения или отрепетированного мероприятия…

Все виды тематических занятий применяются  в каждой возрастной  группе, различны лишь  содержание музыкального репертуара, обьем  полученных знаний  о музыке.

Комплексные музыкальные  занятия

Цель такого занятия: дать детям представдения  о специфике различных видов искусства ( музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях оригинальным языком передать мысли, настроения  в каких-либо видах художественной деятельности.

Важно не формально, а продуманно обьединить все виды художественной деятельности, чередовать их,  анализировать средства выразительности каждого вида искусства, передающих  единый художественный образ.

Комплексное занятие  имеет такие же разновидности, что и тематическое.

Тема  комплексного занятия может быть взята из окружающей действительности, сказки, связана с определенным сюжетом, а  также темой может   выступить  и само искусство. Такое многообразие  обогащает  содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор. В комплексных занятиях  , обьединенных единой темой, сюжетом,  полнее  и ярче реализуются творческие проявления детей, фантазии..

Комплексные занятия  требуют тщательной  совместной  подготовки музыкального  руководителя и специалиста, чтобы дошкольники смогли  всесторонне  продемонстрировать , использовать  все знания  и умения , которые получили на других занятиях.

Проводятся комплексные занятия   с периодичностью раз в месяц.

Какой бы вид музыкального занятия не выбрал  педагог , следует помнить , что главная задача музыкального руководителя – вызвать  у дошкольников интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить эмоциональный мир ребенка. Атмосфера эмоционального подьема, заинтересованность детей  повышают результативность занятия. Чтобы достичь этого, необходимо, чтобы педагог был увлечен своей работой , был неравнодушен к тому ,  о чем говорит, что и как исполняет  детям. Следует помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на музыкальных занятиях без поддержки воспитателей, родителей невозможно добиться  желаемых результатов в музыкальном воспитании и развитии  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

виды музыкальных занятий в ДОУ

тема: Виды деятельности на музыкальных занятий в ДОУОсновой для правильного формирования учебного процесса в ДОУ является ФГОС для дошкольного образования. (слайд) Опираясь на государственные образова...

Музыкальное занятие в ДОО: типы и виды музыкальных занятий

РЕФЕРАТПо дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания»...

презентация "Виды музыкальных занятий"

Данная презентация поможет музыкантам- коллегам  освежить знания  по теории и использовать в полной мере все виды музыкальных  занятий  на практике....

Виды музыкальных занятий

Данный материал раскрывет виды музыкальных занятий...

Консультация "Виды музыкальных занятий"

  Музыкальное занятие — основная форма организации музыкальной деятельности детей в детском саду, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкаль...

Виды музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста

Содержание занятий обеспечивает обучение пению, слушанию музыки, элементам музыкальной грамоты, ритмике, игре на детских инструментах. По данным видам деятельности объем знаний обозначен программой и ...