Конспект занятия - Хлеб всему голова!
план-конспект занятия (старшая группа)

Семьина Наталья Андреевна

В данном конспекте рассказывается о о хлебе; о его внешнем виде и о том, как он появляется на наших столах. Знакомство детей с жанром живописи – натюрморт; с творчеством художника И. И. Машкова и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к занятию 1.9 МБ
Файл конспект занятия 21.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хлеб-всему голова.

Слайд 6

И.И. ШИШКИН «РОЖЬ »

Слайд 16

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Слайд 17

ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ МАШКОВ

Слайд 18

СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ: ХЛЕБЫ

Слайд 19

Все молодцы! спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада.

Тема: Хлеб-всему голова

Организация:
Интеграция образовательных областей
: ««Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал: мультимедийная установка для презентации на тему «Хлеб всему голова». Соленое тесто, клеенки, вода в стаканчиках

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин Г. Мясоедова «Жатва»; М. Клодт «На пашне». Чтение произведений о хлебе, загадывание загадок, заучивание стихотворений и пословиц.

ПС: Образовательные:

• Закрепить знания детей о хлебе; о его внешнем виде и о том, как он появляется на наших столах. Продолжать знакомить детей с жанром живописи – натюрморт; с творчеством художника И. И. Машкова. Учить понимать настроение произведения искусства, содержание картины.

Изобразительные:

• Дать представление о том, как художник придумывает композицию своей картины. Обогащать представления о цвете. Учить детей лепить из соленого теста различные изделия, передавая характерные особенности.

Воспитательные:

• Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать их, любоваться ими. Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу, знакомство с творчеством художника И. И. Машкова.

ХОД: Дорогие, ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самом главном продукте на земле. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (ответы детей)

- Отгадайте загадку: Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (Хлеб)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой длинный путь проделал хлеб, чтобы оказаться на наших столах. Садимся поудобнее, спину держим ровно, руки на колени.

Слайд. 1 «Хлеб всему голова»

Слайд. 2

Ранней весной на поля выходят трактора и вспахивают землю. А тракторами управляют трактористы.

Слайд. 3

На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева.

По земле сырой, не жесткой, И до вечера, и позже,

Там, где трактора прошли, До полночи, с темнотой,

Не глубокие бороздки Зерна сыпались, как дождик

В черной пашне пролегли. Точно дождик золотой.

Слайд. 4

В мягкой, рыхлой земле зерна прорастают и всходят.

Слайд. 5

Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нем поэты пишут стихи.

Слайд. 6

Посмотрите на картину И. И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? (ответы детей). Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Как у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят «волны». Хлебное поле еще называют словом «нива». Повторите это новое для вас слово (дети повторяют слово хором и индивидуально). Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину И. И. Шишкина «Рожь» и слушайте стихотворение:

Нива моя, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая.

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе.

Слайд 7-8

Вот зерна созрели, пришло время жатвы, пришла горячая пора и на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на слайд. «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (ответы детей). Комбайнер. Что же делает комбайнер? (ответы детей). Он на своем комбайне срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру, высыпаются в грузовые машины.

Слайд. 9-10

Потом зерна везут на элеватор. Элеваторы – это специальные сооружения для длительного хранения зерна.

Слайд. 11

Из зерна, поступившего на мукомольные заводы, перемалывают муку и везут её на хлебозаводы и хлебопекарни.

Слайд 12, 13, 14

В хлебопекарнях замешивают тесто и пекут хлеб и хлебобулочные изделия.

Слайд 15.

Готовый хлеб поступает в магазины и люди его покупают.

-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно и почтительно относится к хлебу.

Слайд 16

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

ФИЗ. МИНУТКА

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

В землю зернышко попало – (приседают)

Прорастать на солнце стало (сидя, медленно поднимают руки вверх)

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (машут руками)

Слайд. 17

Воспитатель: - Сегодня я познакомлю вас с художником, который ценил и уважал труд людей выращивающих хлеб. Это - Илья Иванович Машков. Однажды утром он пришел в булочную, чего только там не было! И хлеб, и булочки, и пирожные, и крендели – всего не перечислишь. И все такое свежее, ароматное, аппетитное! И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт. Посмотрите, что у него получилось.

Слайд 18

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим натюрморт И. И. Машкова а называется он «Снедь московская: хлебы» и расскажем, какие здесь нарисованы хлебные и кондитерские изделия. Дети, что вы видите на картине? (ответы детей)

- Ребята, а как вы думаете, почему художник изобразил на картине ржаной хлеб на верхней полке в самом центре? (ответы детей) Потому, что ржаной хлеб едят все и всегда он присутствует на столах так как он полез и очень сытный. А рядом с ржаным хлебом стоят круглый белый каравай, замысловато сплетенный крендель, маленький хлебец. Слева красуется большой бублик, а справа заманчиво свешивается связка золотистых баранок. Как думаете почему художник так изобразил?(ответы) Потому, что эти изделия бывают на столах очень часто, но едят их не все.         

Воспитатель. А что изображено на столе? (ответы детей) Правильно. Белая ваза, а на ней маленькие булочки, сухари, пирожные. Справа около вазочки еще несколько сухариков, на белой салфетке – облитый сахарной глазурью кекс, румяная плетеная булочка, а за ней два калача. Усамой стены - булка с поджаристой хрустящей корочкой и большой рулет с изюмом. Слева от вазы маленькая коробочка с пирожными, а за ней пышная плетенка с маком.

Воспитатель: Как вы думаете, прочему художник поместил все эти предметы на темно-бордовую полированную поверхность стола? (ответы детей) .

-Потому, что такие столы стоят только на каких-либо праздниках или на важных днях для людей. А также эти изделия едят не каждый день, но чаще всего по каким-либо событиям. И еще художник подчеркнул аппетитную поджаристость, шершавую поверхность хлебных корочек по контрасту с гладкой поверхностью стола.

Воспитатель. Хлебы красуются, привлекают внимание, манят, дразнят своим видом и запахом. Ну как, понравилась вам картина? Картина Ильи Ивановича Машкова посвящена не только хлебу, но и человеку – хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому, что хлеб – это, прежде всего труд, который в него вложили сотни людей в городе и на селе.

А теперь я хочу вам предложить слепить свое хлебобулочное изделие из соленого теста. Теперь садитесь все на свои места. У каждого из вас на столе лежит небольшой кусок теста, вода(она понадобится для того, чтобы смазывать трещины или приклеивать отдельные части), доска. Мы делаем все аккуратно, стараемся передать все характерные особенности.

Посмотрите все на доску, какие бывают изделия и выберите каждый свое, которое вы хотите сделать и подарить кому-нибудь. ( на доске изображения последовательности лепки батона, калача, кренделя, ватрушки)

Итог. Сегодня вы, познакомились с репродукцией картины художника И. И. Машкова «Снедь Московская: хлебы». Узнали, как художники придумывают свои репродукции и пишут их. Я думаю ребята, что после нашей беседы, вы тоже будете ценить, любить наш плодородный край, уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы кушали вкусный ароматный хлеб с хрустящей корочкой. И даже попробовали себя в роли пекаря. Спасибо большое за работу, ребята. Вы большие молодцы, сегодня очень хорошо постарались. А ваши изделия приносите ко мне, я подпишу их и мы поставим их сохнуть. А на след.занятии мы раскрасим их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

                               Тема:  «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"

Это занятие  помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...

Конспект занятия «Хлеб- всему голова»

Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания,  и воспитания в детях  уважительного отношения к труду людей.  Тема «Хлеб- в...

Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"

Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия " Хлеб-всему голова"

Конспект занятия для подготовительной группы....

Конспект занятия" Хлеб всему - голова"

Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи:   Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...