конспект организованной образовательной деятельности
план-конспект занятия (средняя группа)

Козлова Анастасия Михаиловна

Приобщение детей к русской народной культуре "Русская балалайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_balalayka.docx81.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Улыбка»

Конспект

организованной образовательной

деятельности с детьми 3-4 лет

по теме:

«Русская балалайка»

Приобщение к истокам русской народной культуры

https://serpantinidey.ru/img/cms/9hv10ntfezoloiv68rrrcsh8b07p94gv.jpg

Составила:

воспитатель Козлова А.М.

г.Семенов

-2021 год-

Цель:

Задачи:

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.

Развивать внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.

Вызвать желание играть на музыкальных инструментах.

Укреплять здоровье детей.

Приобщать к истокам русской народной культуры.

Способы

  • Речевое сопровождение деятельности
  • похвала
  • указание
  • наводящие вопросы
  • показ
  • уточняющие вопросы
  • художественное слово
  • сравнение
  • рассматривание

Средства

  • Экспозиция « Русская изба», магнитофон, записи русских народных мелодий, игрушка – домовенок Кузя, балалайка, инструменты для оркестра.

Словарная работа

  • Слова: балалайка, балакать, балагурить, играть, трещать».

Предварительная работа

  • Отгадывание загадок о музыкальных инструментах; чтение пословиц и поговорок; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»; слушание народных мелодий; рассматривание иллюстраций из серии «Музыкальные инструменты».  

Интеграция

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»;

 Образовательная область «Речевое развитие»;

Образовательная область  «Физическое развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Программное обеспечение

  • Примерная основная общеобразовательная  программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Москва Мозаика-Синтез 2012 

О.Л.Князева, М.Д. Маханева   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб., издательство «Детство-Пресс», 2010г.

Структура образовательной деятельности

Игровая ситуация «Кузя приходит в гости», художественное слово – загадки, пословицы, поговорки; рассказ воспитателя; игра «Шли по дороге»; игра на музыкальных инструментах; подвижная игра «Собери матрешку».

Дети приходят в « избу» . Звучит русская народная мелодия. Ребята рассаживаются на скамеечки.

Слышится стук в дверь.

В гости к детям приходит домовенок Кузя, с собой он приносит балалайку.

Приветствует детей:

                     Добрый день, честной народ!

                     Собираемся на сход!

                     Поскорее в круг вставайте

                     И за мною повторяйте!

Игра по потешке « Шли по дороге».

       Большие ноги

        Шли по дороге:

       То-о-п, то-о-п, то-о-п.            

       Маленькие ножки

       Бежали по дорожке.

       Топ-топ-топ! Топ!                   «топотушки»

       Топ-топ-топ! Топ!

Кузя: Молодцы, ребята!

          А теперь отгадайте загадку.

         Загадка о балалайке.

В лесу стук – стук,

В избе ляп – ляп,

В руках дзинь-дзинь,

На полу топ-топ!            

Воспитатель: Правильно, это балалайка.

Балалайка – это старинный русский народный трехструнный шипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью, стала символом русского народа. Первое упоминание об инструменте – в 17 веке. Название происходит от звучания «балакать, балагурить, играть, трещать».

    А наш Кузя знает пословицы и поговорки о балалайке. Послушайте их:

Балалайка не огонь, а разогреет.

Бери балалайку в руки, и не станет скуки.

С балалайкой работа спорится.

Кузя берет балалайку и поет:

               Балалаечка – гудок

               Свое дело знает.

               Она в Кузиных руках

               Хорошо играет.

Дети повторяют частушку вместе с Кузей несколько раз.

Воспитатель предлагает послушать , как звучит балалайка. Затем предлагает поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию. Сначала поиграют мальчики, а потом – девочки. Педагог раздает ложки, бубны, погремушки, колокольчики. Когда мальчики играют, девочки им аплодируют и наоборот

Воспитатель: Ай, да , молодцы! Веселый оркестр получился. Кузя вам очень благодарен за это веселье и обещал прийти к вам опять. Но теперь ему пора!

Давайте скажем ему «до свидания», детвора.

  Подводя итог, педагог уточняет у детей:

-Что за инструмент принес Кузя?

-Кто на ней играет?

-Кто придумал балалайку? И зачем?

Воспитатель: Много нового узнали. А теперь поиграем в  игру «Собери матрешку». Но сначала произнесем «волшебные слова»:

       Вправо – влево повернись

       И в матрешек превратись.

Ребята произносят слова:

Мы – матрешки,

Все мы крошки.

Погуляем по дорожке  -   идут «топотушками» врассыпную.

Поиграем мы немножко,

Соберем быстрей матрешку. -  дети должны построиться по росту.

Игра повторяется несколько раз.

Здравствуйте!

имитируют ходьбу с высоким подниманием колена.

(балалайка)

Балалаечка – гудок

 Свое дело знает.

 Она в Кузиных руках

 Хорошо играет.

«До свидания»

Балалайка

Народ

Вправо – влево повернись

       И в матрешек превратись.

Мы – матрешки,

Все мы крошки.

Погуляем по дорожке.

Поиграем мы немножко,

Соберем быстрей матрешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...