конспект организованной образовательной деятельности
план-конспект занятия (средняя группа)

Козлова Анастасия Михаиловна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешечка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matrena_matreshka_matreshechka.docx144.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Улыбка»

Конспект

организованной образовательной

деятельности с детьми 3-4 лет

по теме:

«Матрена, Матрешка, Матрешечка»

Приобщение к истокам русской народной культуры

https://garderobus.ru/wp-content/uploads/2019/07/post_5d233f06577ce.jpeg

Составила:

воспитатель Козлова А.М.

г.Семенов

-2021 год

Цель:

Задачи:

Познакомить детей с русской матрешкой, ее происхождением и

особенностями.

Активизировать речь, знакомя с новыми понятиями: ремесло, сувениры, ярмарка.

Развивать память, внимание, мышление; укреплять здоровье детей.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Способы

  • Речевое сопровождение деятельности
  • похвала
  • указание
  • наводящие вопросы
  • показ
  • уточняющие вопросы
  • художественное слово
  • сравнение
  • рассматривание

Средства

  • Матрешки – игрушки; матрешки – шаблоны; фломастеры, клеенки на столы,
  • заготовки для книги; демонстрационный материал «Костюмы народов России», «Народные промыслы».

Словарная работа

  • Слова: Матрешка, липа, национальный сувенир, Русь, умельцы.

Предварительная работа

  •  Рассматривание матрешки – игрушки, знакомство с книгой «Матрешки»,
  • чтение стихов и загадок.

Интеграция

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»;

 Образовательная область «Речевое развитие»;

Образовательная область  «Физическое развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Программное обеспечение

  • Примерная основная общеобразовательная  программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Москва Мозаика-Синтез 2012 

О.Л.Князева, М.Д. Маханева   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб., издательство «Детство-Пресс», 2010г.

Структура образовательной деятельности

Игровая ситуация «В гости к нам пришли Матрены», художественное слово –

загадки и стихотворения В.Берестова и С.Маршака про матрешку;

физкультминутка «Мы веселые матрешки»; игровая ситуация «Создание

книги своими руками»; работа детей – раскрашивание матрешек; игра

«Собери матрешку».

Педагог собирает детей в круг на ковре и сообщает, что у нас сегодня гости, а кто – должны отгадать. Читает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это матрешки. Они сегодня у нас в гостях (демонстрирует). Откуда взялась матрешка? Я вам сейчас расскажу:

Делают матрешек из дерева. Таким деревом была и остается липа.

Мастерят матрешек мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрешку. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя. Затем вытачивают матрешку побольше, еще больше. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрешек.

Послушайте, какие стихи сложили о матрешке:

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка. (В.Берестов)

Воспитатель продолжает:

Русская матрешка, наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В нее играют дети на всей планете. А сегодня я вам предлагаю самим сделать книгу о матрешке вы согласны стать художниками – оформителями, которые рисуют картинки в книжках? Эта работа сложная : загадки и стихи я напечатаю, а вы распишите матрешек, которые украсят наши странички.

На доске образцы матрешек. Воспитатель обращает внимание на то, как они расписаны: у каждой матрешки есть платочек, сарафан, на сарафане – цветочки. Дети раскрашивают шаблоны. Но перед сложной работой необходимо размяться.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки»

Мы – Матрешки! Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас Красные сапожки!

Мы – Матрешки! Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас! Красные щеки! - указательные пальцы к щекам и качают головой.

Мы – Матрешки! Маленькие крошки!

Побежим, побежим По крутой дорожке!

Воспитатель: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет! (И.Кадухина).

Давайте и мы станем умельцами и разукрасим матрешек для нашей книжки – малышки.

Педагог обращает внимание на осанку детей, по мере надобности помогает.

Уточняет используемые цвета.

По завершении работы воспитатель отмечает самые удачные и аккуратные работы и располагает их на страничках книги. А чтобы книга получилась красочная, интересная, увлекательная, хочу сказать мудрые слова: Душу и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Молодцы, ребята! Славно потрудились! Ну а теперь вот, детвора! Нам поиграть уже пора!

Игра «Собери матрешку!» ( из серии «Разрезные картинки»)

Матрешка

Да, очень хотим.

шагают на месте.

выполняют «каблучок».

шагают на месте.

указательные пальцы к щекам и качают головой.

присели.

бежим на месте.

Душу и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...