Развитие речи с раннего возраста
методическая разработка

Демонова Светлана Александровна

В возрасте от 2-х до 4-х лет особое значение для ребёнка имеет речевое развитие. В отличие от предыдущего более раннего возраста, когда ребёнок для достижения понимания в общении использовал средства внеречевые (мимика, жесты, действия, простейшие звуки и др.), переходит непосредственно к речевому общению. Основным средством установления контакта с окружающими, выражение своих мыслей, желаний, переживаний становится устная речь, а внеречевые формы общения играют вспомогательную роль.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи с раннего возраста. Рекомендации родителям»

В возрасте от 2-х до 4-х лет особое значение для ребёнка имеет речевое развитие. В отличие от предыдущего более раннего возраста, когда ребёнок для достижения понимания в общении использовал средства внеречевые (мимика, жесты, действия, простейшие звуки и др.), переходит непосредственно к речевому общению. Основным средством установления контакта с окружающими, выражение своих мыслей, желаний, переживаний становится устная речь, а внеречевые формы общения играют вспомогательную роль.

Изменения качества и количества (словарный запас ребёнка возрастает до 2500 слов) в речевом развитии детей связаны с расширением круга общения, с окружающим миром людей, вещей, природы.

С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами, явлениями, действиями: временные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, для того чтобы быть понятым собеседником или слушателями.
 В раннем возрасте ребёнок любит играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и начните издавать ею звук. Ребенок сразу начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка-водичка» — прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.

Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение с взрослыми не стоит.
Дети в этом возрасте начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в 
дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный-короткий», «большой-маленький», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспросить ребенка – постарайтесь, чтобы он рассказал, где он был и что видел, чем занимался. Это формирует память, мышление и связную речь, учит внимательности.

У ребенка 
возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи.

К трем годам дети 
учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. При этом в словаре преобладают существительные- порядка 60%, глаголы-30% и 10%- прилагательные (данные исследования младшей группы с нормальным развитием речи).

В данном возрасте преобладают слова-названия, собирательные существительные   (посуда, мебель), на данном этапе практически отсутствуют.

К 3-4 годам ребёнок должен уметь повторять короткий рассказ (по картинке или серии картинок), чётко произносить звуки. Освоение структуры простого предложения, системы окончаний, использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик,-щик,-енок,-онок,-ище)    

Рекомендации для родителей:

1. Играя с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы «лечите» куклу, то она может «поплакать», если мишка «плохо себя ведет»,с ним нужно говорить «строго».

2. Очень хороша игра «В гостях у куклы Кати», когда игрушки приходят в гости. Каждого нужно угостить, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

3. Дети очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. .

4. Побольше разных глаголов, . Несмотря на то, что в словаре ребёнка все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.

5. Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Он хорошо знает, что такое чашка, тарелка, ложка, пользуется этими словами, но для слова «посуда» время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.
Какой бы ни была речь, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с ребёнком, повкуснее и разнообразнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства когда вы общаетесь с ребенком. Помните, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....