Проект "Коллекционирование в старшей группе"
проект (старшая группа)

Рабсалова Долгор Бадмаевна

Долгосрочный проект для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kollektsionirovanie_v_starshey_gruppe_1.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Хара- Шибирский детский сад «Баяр»

                                           

Проект

« Коллекционирование, как средство развития познавательной  активности»

Воспитатель: Рабсалова Д.Б.

Введение

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует  развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

 Для формирования познавательной активности  дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность. Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования.

Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка. Приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.

Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский  сад  ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но, к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.

Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям  ФГОС;  в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений  

      В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно и что хотелось бы им собирать. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители и воспитатели поддерживают интересы детей, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируется ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.

  • Актуальность: в старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Коллекция и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: познавательная - сравнение, классификация, систематизация;
  • развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
  • ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
  • игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные и режиссерские игры;
  • продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
  • коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, с взрослыми в рамках работы с коллекцией;
  • трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
  • чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
  • художественная – изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.

Цель: Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

  • Создать условия для развития детского коллекционирования;
  • Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  •  Развить познавательный интерес и познавательную активность детей;
  •  Обогатить знания об объектах живой и неживой природы;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Вид проекта: долгосрочный  (1 год.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель

Срок реализации проекта: сентябрь 2018- май 2019

Этапы работы

2 этап –3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей -

1этап-подготовительный

  • Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.
  • Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап – основной:

  • Создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
  • Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
  • Привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей

3 этап – заключительный:

  • Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
  • Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

Возрастные особенности коллекционирования дошкольного возраста.

           В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Можно говорить о тендерных отличиях и индивидуальных интересах в коллекционировании, устойчивом, заинтересованном собирательстве у некоторых детей, развертывании деятельности. Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат), сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия). Действия детей с коллекцией во многом обусловлены наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. При этом особое место в самостоятельно собранных детьми коллекциях занимают предметы, сделанные своими руками.

План реализации проекта

Мероприятие

Цель

 Работа с родителями

 Дата проведения

Теоретический

Изучение методической литературы и передовые образовательные технологии по коллекционированию в детском саду.

самообразование

В течении года

Практический этап

Беседа «Коллекционирование»

Расширять кругозор детей о коллекционировании .

сентябрь

Выставка своей коллекции

«Значки»

Заинтересовать детей.

сентябрь

Познакомить родителей с целью и задачами проекта.

Подготовить родительское собрание

Провести анкетирование

октябрь

«Листья»

Собрать листья на прогулке

Пополнение

 коллекции

октябрь

Д.и. «С какого растения листок»

Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.

октябрь

Д/и «Дерево. кустарник цветок»

Закрепить знания растений ,расширять кругозор детей развивать память, речь.

октябрь

Д/и « Где, что растёт?»

Учить понимать происходящие в природе процессы дать представление о назначении растений развивать речь.

октябрь

Наблюдение в природе

За березой ,елью, тополем акацией. И.т.д.

В течении года

Изготовление лепбука

«Ткани»


Чтение произведения Н.Носова «Заплатка»

Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.

Пополнение коллекции разнообразной тканью.
Создание альбома.

ноябрь

Д/и Знакомство с тканью»

Познакомить детей с тканью, мех, вельвет, шелк, байка джинсовая.

Учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани.

Обогащать словарный запас.

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных

ноябрь

Д/ и одень куклу.

 Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

ноябрь

Д/и «ателье»

Познакомить с профессией модельер – дизайнер. Учить подобрать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани

ноябрь

Изготовление лепбука

Ёлочные украшения

Изготовление новогодних украшений своими руками.

Развивать творческие способности детей.

Рассматривание.

Привлечь родителей к созданию коллекции

декабрь

Д/и  «Узнай по описанию»

Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов ,которые ребенок в данный момент не видит

декабрь

Д/и «с ёлочными украшениями»

Развивать и закреплять сенсорные способности, цвет

декабрь

Выставка коллекции в группе.

«Пуговицы»

Беседа для чего нужны пуговицы.

Познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету, рассказать о применении пуговиц в жизни человека.

Привлечь родителей к созданию коллекции

январь

Д/и «Поезд»

Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

январь

Изготовление аппликации из пуговиц.

Развитие мелкой моторики рук

Развивать творчество, фантазию.

январь

Д/и “Пуговичное ожерелье»

Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

январь

Изготовление лепбука, выставка коллекции

«Модели автомобилей»

Рассматривание иллюстрации «транспорт»

Познакомить детей с разными видами транспортных средств.

Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека.

Создание коллекции

февраль

Д/и «Виды транспорта»

Развивать умение классифицировать транспорт.

Пассажирский, грузовой,

специальный.

февраль

Д/и « По дороге»

Закрепить знания о различных видах транспорта. Тренировать внимание память.

февраль

Наблюдение на прогулке за транспортом проходящим мимо.

 расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

февраль

Выставка коллекции в группе .

«Открытка»

Беседа «Для чего нужна открытка?»

Создание коллекции

март

Д/и «Собери открытку»

Упражнять в складывании (из 4-9 частей) целого изображения из нескольких, развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, мышление, воображение.

март

Изготовление открыток

для мамы.

 Развитие художественного вкуса и творческой инициативы.
 

март

«Магнитики»

Беседа «Города России»

Продолжать знакомить детей с городами России

Создание коллекции

апрель

Рассматривание карты

Отмечать на карте города, из которого был привезен магнит

апрель

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие»

Развивать глазомер, ловкость,

чувство соперничества.

апрель

Магнит

Знакомить с некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках

апрель

Выставка коллекции в ДОУ

Заключительный

Выставка домашних коллекций

Расширять кругозор детей о коллекционировании,

 формировать у них умение общаться друг с другом, поддерживать беседу.

май

Выставка домашних коллекций

май

Презентация всех коллекций

На сайте ДОУ

май

    Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

  • В режимные моменты
  • В ходе непосредственно образовательной деятельности.
  • В ходе самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты.

  • Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.
  • Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.
  • Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).

       Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И  наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном

Список литературы

1.Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2012.

2. Прохорова Л.Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.

3. Рыжова Н.Как стать коллекционером //Игра и дети - №4-2004г

4. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Авт.- сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева/- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.- 193 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...