«Развитие экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности».
проект (младшая группа)

Мишукова Наталья Александровна

С целью развития экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста, в своей работе, я использую проектную деятельность потому что она позволяет проявить свои творческие способности, двигательную активность, вступить в диалог с детьми и взрослыми, получить положительный эмоциональный заряд.

Наглядно все увидеть. Потрогать своими руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд Тема:  «Развитие экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

2 слайд Актуальность

    Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

    Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

3 слайд    С целью развития экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста, в своей работе, я использую проектную деятельность потому что она позволяет  проявить свои творческие способности, двигательную активность, вступить в диалог с детьми и взрослыми, получить положительный эмоциональный заряд.

Наглядно все увидеть. Потрогать своими руками.

        Мною были реализованы много краткосрочных проектов, таких как: проект «Чудо водичка»,  «Магия песка»,  «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать», «Огород на окне», «Мы здоровыми растем».

Хочу представить вам 3 своих проекта.

4 слайд  1 Проект «Чудо водичка».

Цель проекта: расширить представления воспитанников о воде, о её свойствах, уточнить её значение для всего живого на Земле.

Задачи:

  • Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
  • Развивать познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
  • Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

Опыт № 1 «Вода льется».

Наблюдали как вода льется из крана, из лейки, читали стихотворение - «Водичка, водичка, умой мое личико).

Опыт № 2 с водой «Тонет – не тонет».

Опускали в таз с водой разные предметы. Узнали какие тяжелые а какие легкие.

5 слайд Ожидаемые результаты :

    Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды.

Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.

Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Воспитание бережного отношения к воде.

6 слайд Формы проведения: наблюдения, эксперименты, НОД, ИКТ - презентаций, просмотр мультфильмов, беседы, подвижные игры, разгадывание загадок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций, труд, сюжетно-ролевые игры, рисование, совместная деятельность.

Опыт «Вода - растворитель». Положили в один стакан сахар, в другой соль.

Узнали, что соль, сахар растворяются в воде полностью.

Опыт «Узнаем какая вода».

Опустили в стаканы с водой и молоком  предметы.

Узнали, что вода прозрачная жидкость, молоко – нет.

7слайд 

Опыты «Вода имеет вес».  «Тонет - не тонет». «Прозрачная вода».

 Опустили губку в воду, губка стала тяжелой. Значит, вода имеет вес.

8слайд 2 Проект «Магия песка».

Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую и экспериментальную деятельность, используя опыты.

Задачи:

  • Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
  • Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка;
  • Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
  • Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

9 слайд Ожидаемые результаты :

  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.
  • Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.
  • Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
  • Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

Опыт «Рассмотри через лупу, из чего состоит песок?».

Рассмотрели, узнали о том, что песок – это множество песчинок.

Игры  «Узоры на песке».

Рисовали на мокром и сухом песке, узнали, Что на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

10 слайд Формы проведения: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Опыт «Песок впитывает воду».

  Опыт   «Просей сухой и мокрый  песок».  Узнали, что песок просеивается, потому что он мелкий, сухой, рассыпчатый.

  Опыт «Отпечатки наших рук» -  тактильно-кинестетическое упражнение.                              

11 слайд

ОПЫТЫ « Какой песок больше весит?». Взвесили мокрый и сухой песок, узнали, что мокрый песок тяжелее сухого.

Опыт «Песочная буря».

Подули на песок через трубочки, узнали, что ветер переносит сухой песок  из одного места в другое.

Опыт с сухим песком «Куда делась вода?».

Налили воду в песок, узнали, что песок впитал воду.

12 слайд 3 Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.

Задачи:

  • Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
  • Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

13 слайд Ожидаемые результаты:

  • Воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц,
  • Воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
  • Формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

14 слайд Формы проведения: НОД, ИКТ - презентации, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.

      Наблюдали с детьми за птичками на прогулке (внешний вид, среда      обитания, повадки и т. д.)

      Рассматривали с детьми  иллюстрации с зимующими птицами, отгадывали загадки про птиц.

      НОД  ( аппликация)на тему: «Снегири».

     Чтение художественной литературы Александр Яшин «Покормите птиц зимой».

15 слайд 

Просмотр Басни  С. Михалкова  «Кукушка и скворец».

НОД  (рисование) «Покормим птиц зимой».

Подвижные игры «День, ночь», «Коршун» …

Установили  кормушку для птиц на участке детского сада.

Оформили выставки с детскими работами про птиц.

16 слайд

Заключение

    Таким образом, формирование основ  экологической  культуры  у детей дошкольного возраста  – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.

    Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.

     Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.

 

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Автор презентации: Мишукова Н.А.

Слайд 2

Актуальность Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Слайд 3

С целью развития экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста, в своей работе, я использую проектную деятельность потому что она позволяет проявить свои творческие способности, двигательную активность, вступить в диалог с детьми и взрослыми, получить положительный эмоциональный заряд. Наглядно все увидеть. Потрогать своими руками. Мною были реализованы много краткосрочных проектов, таких как: проект «Чудо водичка», «Магия песка», «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать», «Огород на окне».

Слайд 4

Проект «Чудо водичка» Цель проекта : Расширить представления воспитанников о воде, о её свойствах, уточнить её значение для всего живого на Земле. Задачи : Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами. Развивать познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой. Способствовать благоприятной адаптации младших дошкольников в ДОУ.

Слайд 5

Ожидаемые результаты : Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей. Воспитание бережного отношения к воде.

Слайд 6

Формы проведения : Наблюдения, эксперименты, НОД, ИКТ - презентаций, просмотр мультфильмов, беседы, подвижные игры, разгадывание загадок, заучивание потешек , рассматривание иллюстраций, труд, сюжетно-ролевые игры, рисование, совместная деятельность.

Слайд 8

Проект «Магия песка» Цель : ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую и экспериментальную деятельность, используя опыты. Задачи : Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка; Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

Слайд 9

Ожидаемые результаты : Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично. Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности. Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

Слайд 10

Формы проведения : Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Слайд 12

Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах. Задачи : Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки. Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

Слайд 13

Ожидаемые результаты : Воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, Воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе. Формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Слайд 14

Формы проведения : НОД, ИКТ - презентации, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.

Слайд 16

Заключение Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира. Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя. Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....

"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Презентация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуальн...

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»

В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...