Презентация Тема: Рассказывание по серии картинок "Заяц и снеговик"
материал (подготовительная группа)

Марина Сергеевна Лысаковская

рассказывание по картинке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ghtkhhh.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказывание по серии картинок: «Заяц и снеговик»

Слайд 2

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, на тему «Наш участок зимой и летом»), где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета. Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

Слайд 3

В подготовительной группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинам педагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»); как дети готовили маме подарки? («8 Марта»); кто поставил сюда корзину и что случилось? («Кошка с котятами»). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»). Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые) и поставить задачу — придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах. В старшей и подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?». Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д. Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?» Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы по картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет) по картине «Вот так покатался!»: «На этой картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится...» Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

Слайд 4

Составление рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа

Слайд 5

. Приемы работы по серии сюжетных картинок : Установление последовательности серии. Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ. Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки). Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку). Найти лишнюю картинку. Распутать две сюжетные линии про одного главного героя. Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения. Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).

Слайд 6

Тема : Составление рассказа по серии сюжетных картинок « Заяц и снеговик » Цель : 1. Формирование умения связно , последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок . 2. Учить детей включать в рассказ прямую речь персонажей. 3. Уточнять, активизировать и расширять словарь детей. 4. Развивать объяснительную речь : учить объяснять, рассуждать , доказывать свой ответ. 5. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Материал : серия сюжетных картинок « Заяц и морковка » , картинки для составления цепочки снежных комков, схема рассказа .

Слайд 7

Ход занятия. I. – Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы . Я буду называть слова, а вам предлагаю подобрать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место. Например : Исчезает – появляется. Опускать – поднимать Грустить – радоваться Ссориться – мириться Смеяться – плакать Кричать – молчать Бросать – ловить Закрывать – открывать Заснуть – проснуться Прибежать – убежать Высокий – низкий Мокрый – сухой Длинный – короткий II. – Ребята, у меня в сундучке что – то лежит. Чтобы узнать, что это, отгадайте загадку : Человечек не простой, Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. - Из чего сделан снеговик ? (из снега ) - А чтобы построить снеговика , какой должен быть снег ? (липкий, мокрый, покладистый, послушный) . - Из каких частей состоит снеговик ? (из круглых комков) - Как вы думаете, наш снеговик знает , как его слепили? - Чтобы слепить снеговика , что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой) . - Мы покажем нашему снеговику , как соединять снежные комки. У каждой группы есть комочки с изображением разных предметов. Необходимо соединить комки так, чтобы предметы были чем – то похожи между собой, по какому – то признаку или свойству, или качеству.

Слайд 8

Физминутка . (произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа) Давай дружок, смелей дружок Кати по снегу свой снежок . Он превратится в толстый ком И станет ком снеговиком . Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла! Но солнце припечёт слегка- Увы!- и нет снеговика . - Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной) - А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает ) . - А наш снеговик знает , что такое весна? - Что с ним произойдет весной? - Я предлагаю составить рассказ о снеговике . - Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ ? (повествование какой – то истории, сюжета ) . - Из каких частей состоит рассказ ? (начало, середина, конец) – схема Перед вами серия картинок . Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ . Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.

Слайд 9

- С какой картинки начнется ваш рассказ ? 1. Кого вы видите на картинке ? - Откуда появился снеговик во дворе ? - Какой стоит снеговик ? - Откуда прискакал заяц ? - Что захотелось зайке? (достать морковку) - Каким был заяц ? (голодным) . - Как вы думаете, что сказал заяц ? (Какая длинная, вкусная морковка) . - Что он сделал? (Подпрыгнул) - Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой , а заяц маленький ). 2. – Что принес заяц ? (Лестницу) . - Откуда он ее принес? - Что он сделал? (Подставил к снеговику ) . - Как заяц доставал морковку ( Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой) - Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой) - Как изменилась погода? (Выглянуло солнце) . 3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег ) . - Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый) . - Как светит солнце? (Ярко) . - Что случилось со снеговиком ? - Расскажите , как таял снеговик ? ( Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный .)

Слайд 10

4. – Почему растаял снеговик ? - Во что превратился снеговик ? - Что от него осталось? - Что сделал заяц ? - Какая была морковка? - Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ ? Заяц и морковка . Однажды, дети слепили снеговика во дворе . Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц . Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и сказал : «Какая длинная морковка» . Заяц подпрыгнул , но достать не смог – снеговик был высоким , а заяц маленьким . Около дома заяц увидел лестницу , принес ее и подставил к снеговику . Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой. В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает . Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять , стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным . Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.

Слайд 11

- О ком составили рассказ ? - Какой же заяц в этом рассказе ? - Что помогло зайцу добраться до морковки? - Какое солнце? - Как можно озаглавить рассказ ? - Как вы думаете, нашему снеговику понравился рассказ ? - К сожалению, что ждет снеговика весной ? Вы показали себя такими же умными и догадливыми как заяц . Я хочу, чтобы вы были такими же добрыми и яркими как солнце. Поэтому дарю вам солнышко – наклейки, которые вы можете поместить на ромашки достижений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно...

Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Презентация "Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок"

Презентация разработана для использования  на семинаре для воспитателей. При переводе презентации в ПДФ/ для опубликования , т.к. даже в сжатом виде презентация превышала допустимый объем) не сох...

Сценарий организации образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Рассказывание по серии картинок Н.В. Нищевой "Воришка"

Образовательная деятельность носит развивающий характер, построена с использованием технологий ТРИЗ, РТВ, включает в себя богатый иллюстративный материал, ярко выраженную проблемную ситуацию, многообр...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...