Игры с водой
картотека (младшая группа)

Татьяна Сергеевна Желонкина

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мышление, память, воображение, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Уважаемые родители, приглашаю вас на мастер-класс в нашу лабораторию « Юный исследователь».
Предлагаю вам несколько самых интересных и познавательных опытов и экспериментов с водой.
Детям очень нравятся игры с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instagramm_voda.docx14.9 КБ
Файл kartoteka_igr_s_vodoy.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Вода – источник жизни всего живого. Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста является важной задачей воспитателей детских садов. Ведь для того чтобы привить ребенку любовь к природе и научить его ценить ограниченные ресурсы, необходимо с самого раннего детства рассказывать о них, и об их важности. Активные игры с водой позволяют ребенку развиваться физически и обогащать познавательную сферу. Всем маленьким детям нравится  сам процесс переливания и смешивания воды. Вот какие игры с водой мы используем в своей практике.  Цель этих игр: закрепить знания детей о свойствах воды: льется, журчит, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать. При погружении предметов – одни плавают, другие тонут; учить переливать из одной емкости в другую и при помощи воронки и мерного стаканчика с носиком.

Бутылка с мыльной водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку.

Бутылка с мыльной желтой водой, мыльная вода окрашивается в желтую, краска находится на крышке, если взболтать бутылку.

 Бутылка «сенсорное море» - большая бутылка, камни, рыбки мелкие и вода, окрашенная в синий цвет.  При встряхивании бутылки на поверхности образуются волны.

Игры с водой полезны для развития тактильных ощущений и  мелкой моторики, вода успокаивает, дарит положительные эмоции. 

https://www.instagram.com/p/CL5uOmVBYgg/?igshid=1pcosmw4v2mj0



Предварительный просмотр:

Картотека игр с водой. Ранний возраст.

Поливаем цветы.

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Берем лейку с водой. Объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт цветы.Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, наблюдать, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

Капли.

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку. Пролитая на стол вода собирается ребенком с помощью губки.

Игра способствует развитию мелкой моторики,

Выжми мочалку.

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже.

Игра развивает мелкую моторику.

Кораблики.

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

В час по чайной ложке.

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой стакан  – полный стакан.

Налил – вылил.

Необходимый инвентарь: тазик с водой, большой мерный стакан с носиком и бутылка пластиковая 0.5 и воронка..

Поставьте перед ребёнком тазик с водой.  Показать  ребенку,  как набрать воду мерным стаканом,   наливать её через воронку в бутылку.

Предоставьте ребёнку свободу действий. Подводит детей к пониманию того, что вода течет, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льётся?

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

Шарики в воде.

Необходимый инвентарь: два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, губка.

На стол два тазика, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества – тонет, плавает, льется.

Мыть кукле грязные руки и ноги.

Необходимый инвентарь: резиновая кукла, мыло, губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу.  Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как мыло пенится, как отмылась грязь с кукольной руки и ноги. Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь

Игра способствует развитию моторики, речи.

Дождик.

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

Игра способствует развитию речи.

Тонет – не тонет.

Необходимый материал:  тазик с водой.  Пёрышко, гвоздик, разные шарики,  прищепка, бусинка,  бумажка.

В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку  - тонет – не тонет. 

Формирование умения экспериментировать с материалами и водой; упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: тонет  – не тонет.

Вопросы к каждому ребенку.  Комментирование воспитателем результата: Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает?

Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов, наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка.

Вывод: какой предмет плавает, а какой тонет

Волшебное свойство воды.

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

Умываемся.

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

Через сито.

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

Узнаем, какая вода?  Прозрачность воды. 

 Формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с водой.

Материалы: 3 стакана - с прозрачной жидкостью,  подкрашенный гуашью, с молоком; камни среднего размера, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя ребенок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают. Подведение детей к пониманию свойства воды – прозрачая.

Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с водой.

 Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.

 Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

 Вкус воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с водой; сравнивать.

Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар ( по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

Разноцветная вода. (Окрашивание воды)

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).

Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.

Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку,  привлекая внимание детей встряхивает. Вода окрашивается в цвет, соответствующей на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Вывод: в какой цвет окрасилась вода. Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в нее добавить краску.

 Заморозим воду. Знакомство со свойствами льда.

 Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и водой; упражнение в переливании воды ложкой. Материалы: ложки, пиалы с водой окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеенка.  

Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы - переливания ложкой окрашенной воды из пиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замѐрзла, превратилась в лѐд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лѐд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во время прогулки. - Подведение детей к пониманию свойства воды – вода может замерзать в лѐд, лѐд – это твѐрдая вода. «Лѐд»

вода). - Подведение детей к пониманию , что вода превращается в лѐд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.

Снег. Знакомство со свойствами снега.

Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий - холодный снег.

Материалы: ванночка со снегом, игрушка – собака. - В группу вносится ванночка, наполненная снегом. Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или теплый? Почему руки у вас стали мокрыми? Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки наши теплые.   Организация игровой ситуации: вносится игрушка – собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая ее в снег, чтобы следы были хорошо видны). Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких.

В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода – грязная вода. Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на воде "Играем с водичкой"

Развлечение на воде«Играем с водичкой» Средняя группа Задачи: • Учить погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде.• Учить всплывать и лежать на воде с опорой. • Учить выполнять разные движени...

Игра – эксперимент «Водичка, водичка….» «Прозрачная вода»

В гости к ребятам приходит Капелька._ Кто такая  капелька? Где живёт?...

Консультация для родителей "Изучаем свойства воды, играем с водой"

Знакомство дошкольником со свойствами воды, с её состояниями в природе. Интересные игры с водой....

Игры с водой "Путешествие в мир воды" для детей старшей группы.

Игры с водой "Путешествие в мир воды" включает в себя игру,экспериментирование с водой, физкультминутку,закрепление ранее полученных математических знаний и умений....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»

Итоговое  мероприятие по проекту: «Волшебница – вода».Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах ...