Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы.
картотека (старшая группа)

Пушнина Оксана Витальевна

Музыкально-дидактические игры для старшей группы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Картотека

 музыкально-дидактических

игр для старшей группы детей дошкольного возраста

Игра «Три цветка»

Дидактическая игра на определение характера музыки.

Цель: развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).                                               Игровой материал:                                                                                    Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.                                                                                                  1вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.                                                                                  

  2вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

Цель:   развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка).  Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

 

«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»

 Цель: развитие чувства ритма.   

Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться

 вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по

 краю сарафана.

Ход игры: 

«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).   Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в

руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам идать разные предметы, то получится оркестр.


Игра: «Игралки-повторялки»

Дидактическая игра на определение ритма музыки.

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Игровой материал: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры:

В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, музыкальный инструмент. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»

Цель: развивать  двигательно – слуховую

координацию, ладовый слух.

 Формировать умение ритмически выделять музыкальное

 предложение.

 Ход игры:

 Под музыку Г.Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети

 легко  двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений

  «ловят  снежинку» ритмичным ударом ладошки.

Игра: «Веселые подружки»                                                                        

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал:                                                                        

Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском

стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены

по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными

узорами и т.д.                                                                          

 Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.                                

Ход игры:

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в

шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит

месяц».                                                                                

 Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли

веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка.                                                                                                                                                    

Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-

Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или

протопать ногами. Фигурки  могут  быть  разной  величины (от маленькой до

большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более

сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на

фортепиано.                                                                                     

Музыкальный репертуар: русская народная мелодия «Светит месяц».                                                                                  

Игра: «Сладкий колпачок»

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала.  

Цель: развивать музыкальную память ребенка.                                                

Игровой материал:                                                                                       Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием. На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.        

Ход игры:

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти!                                                                                                     Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку, и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.                                          

Примечание: Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников. 

«ЗАЙЦЫ»

Цель:  развивать чувство ритма.

Игровой материал:  изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек. 

«ЗИМА»

Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.

Ход игры: зимушка-зима нас радует своими играми и забавами.  

Дети  выполняют ритмичные движения под следующие слова:

         

         Ух! Ух! Ух!                        «тарелочки»

         Мчатся сани                       хлопки справа, слева в ритме

                                                                музыки

          Во весь дух.                        2 раза топают

          Ух! Ух! Ух!                         «тарелочки»

          Снег под горкой                 хлопки в ритме музыки

          Словно пух.                        2 хлопка над головой.

«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»

Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

 Ход игры:

Звучит музыка М.Соснина.  Дети  выполняют  определенные движения.

        

        Музыканты, веселей!        На проигрыш ритмичные хлопки

        Барабанов не жалей!

        Раз, два, три!

        Три, два, раз!                       Большой пальчик здоровается с

                                                        указательным, средним, безымянным и

                                                        в обратном порядке.

        Начинаем перепляс!            «Пружинка»

        Начинаем перепляс!            Топают в ритм музыки

        Собирайтесь, плясуны,

        Бегемоты и слоны,

        Зебры, ежики, еноты –         «Пружинка»

        Все, кому плясать охота,      

        Все, кому плясать охота!      Топают в ритм музыки, в конце 2

                                                           коротких хлопка.

«МУХИ И ПАУК»

Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.

Ход игры:

 В  соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и

притопы.

        На паркете восемь пар –

        Мухи танцевали.

        Но, увидев паука,

        В обморок упали.

Игра: «Музыка и движении»                                                                                   

Игра на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров.

Цель: развитие у детей умения узнавать и определять на слух музыкальный жанр произведения, передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Игровой материал: кубик с характерными карточками на которых изображены рисунки : танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Ход игры:

 Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками.                                                                                                                     Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.                                                                                                     Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д.                                                                 Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.                  

Примечание: Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности. 

Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...