Проект сюжетно-ролевой игры "Кафе"
проект (подготовительная группа)

Семенова Зифа Равильевна

Игра-ведущий вид деятельности в дошкольом возрасте и является ведущим средством воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Ромашка»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра показывает, показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».

                                               В.Штерн            

Актуальность проекта:

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Сюжетно- ролевая игра- один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребенка.

Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.

Участники проекта: воспитатели; дети подготовительной группы; родители воспитанников.

Цель: социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.

Задачи:

- формировать у детей знания о функциях заведения общественного питания кафе и специалистах, работающих там;

- формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»;

- развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;

- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру;

- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;

-закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

- формировать умение детей готовить обстановку для игры, брать на себя различные роли, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Предполагаемый результат:

- Получение детьми знаний о функциях заведения общественного питания кафе и специалистах, работающих там;

- Формирование социально-коммуникативных навыков;

- Формирование умения детей готовить обстановку для игры, брать на себя различные роли, подбирать предметы-заместители и атрибуты, проявлять инициативу, организаторские способности.

Организация проекта:

 1. Этап – подготовительный.

  • Выявление проблемы (в ходе наблюдений отмечено, что дети испытывают трудности при совместной игре из-за недостаточного объема знаний )
  • Изучение литературы.
  • Подготовка атрибутов.

2. Этап – основной, практический.

Работа с детьми.

  • Занятия: НОД по познавательному развитию «Все профессии важны»; интегрированная НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «В гостях у повара»
  • Беседы: «Все профессии важны», «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Меню кафе», Беседа о значимости труда официанта, «Работа повара и опасна, и трудна»; «Правила поведения в кафе».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Повар», «Сладкоежки»; «Обедаем в кафе»; «Пригласим зайчика и мишку в кафе»; «День рождения  в кафе».
  • Решение проблемных ситуаций: «В кафе закончились продукты», «Недовольный посетитель»
  • Чтение художественной литератур (сказки, загадки, рассказы).
  • Дидактические игры: «Рекламируем кафе», «Вредные и полезные продукты», «Продолжи предложения», «Из чего сделан сок?», «Что сначала, что потом?», «Накроем стол к обеду», «Кто есть кто», «Кто что делает», «Мамины помощники», «Профессии», «Вежливые слова».
  • Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка): лепка-«Торт для именинницы»; конструирование из бумаги с элементами аппликации-«Букет для именинницы»: рисование-«Веселый повар»; «В кафе».
  • Изготовление атрибутов: муляжей продуктов питания, денег, меню, цветы для оформления кафе и т.д
  • Изготовление коллажа «Полезные продукты»

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации: «Во что играют ваши дети?», «Сюжетно-ролевые игры».
  • Оказание помощи в изготовлении атрибутов к игре.
  • Экскурсия родителей с детьми в кафе.
  • Приготовление витаминизированных блюд.

3. Этап – заключительный.

 Совместная деятельность с детьми:

  • Участие детей в обсуждении проведенной игры.
  • Оценка умения играть вместе.
  • Подведение итогов, что получилось, а над чем еще нужно «поработать»
  • Предложение и гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Деятельность педагога

  • Диагностика игровых умений
  • Планирование работы по дальнейшему развитию игровых умений.
  • Подготовка итоговой презентации.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление альбома «Полезные продукты»
  • Консультации для родителей.
  • Оформление конспектов занятий и презентацию по теме проекта.
  • Презентация «Игровой проект сюжетно – ролевой игры  «Кафе «Ромашка».
  • Дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Что сначала, что потом».
  • Атрибуты к игре
  • Фото мероприятий.
  • Коллективная работа «Торт для именинницы», «Букет для именинницы»

Результаты освоения проекта

Систематически организованная работа с детьми по использованию сюжетно-ролевых игр благоприятно влияет на социальное развитие личности ребенка, повышает его коммуникативные навыки, выявляет и завивает его индивидуальные качества.  В ходе проекта дети расширили знания о функциях заведения общественного питания кафе и специалистах, работающих там. Дети активно участвовали в сюжетно-ролевых играх: брали на себя различные роли и выполнять действия в соответствии с сюжетом игры, использовать необходимые атрибут. Дети чувствовали ответственность за выполнение выбранной роли.  А также повысился уровень социально-коммуникативных навыков, повысилось качество взаимодействия детей между собой.

Литература:

1. Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г.

2. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г.

3. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД сюжетно-ролевой игры «Кафе Ромашка» в подготовительной группе.

Цель: формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Задачи:

Образовательные:

-закреплять и расширять, ранее полученные знания и представления у детей о труде работников кафе;

- совершенствовать умение договариваться, планировать, распределять роли, обсуждать действия всех играющих;

- закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;

- активизировать у детей словарный запас; администратор, аниматор, бармен, официант, заказ, блюдо, счет.

Развивающие:

- развивать диалогическую речь, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Воспитательные: 

-воспитывать дружеское взаимоотношение детей в коллективе.

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Предварительная работа.

Беседы с детьми: «Все профессии важны», «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Меню кафе», Беседа о значимости труда официанта, «Работа повара и опасна, и трудна»; «Правила поведения в кафе».

Дидактические игры: «Рекламируем кафе», «Вредные и полезные продукты», «Продолжи предложения», «Из чего сделан сок?», «Что сначала, что потом?», «Накроем стол к обеду», «Кто есть кто», «Кто что делает», «Мамины помощники»,  «Профессии», «Вежливые слова».

Сюжетно-ролевые игры: «Повар», «Сладкоежки»; «Обедаем в кафе»; «Пригласим зайчика и мишку в кафе»; «Праздник в кафе».

НОД по познавательному развитию «Все профессии важны»; интегрированная НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «В гостях у повара»

Ручной труд: изготовление муляжей продуктов, денег, атрибутов для оформления кафе

Роли: администратор, официант, повар, охранник, администратор, кассир, мойщик посуды, музыканты, посетители.

Оборудование: столики для посетителей, скатерти для столиков, салфетки, посуда для сервировки, вазочки с цветами; папки-меню, блокнот и карандаш, фартуки для официантов; спецодежда для поваров, мойщика посуды, посуда для приготовления пищи, муляжи продуктов; касса для кассира, подносы, игрушечные угощения, кошельки, деньги для персонала и посетителей, музыкальные инструменты; бейджики для работников.

Ход игры.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?

Вика: - Да, у меня сегодня день рождения! Мне исполняется 6 лет!

Воспитатель: - Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)

Воспитатель: - Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)

Воспитатель: - А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)

- А за что отвечает администратор? (ответы детей)

- Какие обязанности у официанта? (ответы детей)

Чем занимается мойщик посуды? (ответы детей)

- За что отвечает охранник в кафе?

А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.

-Ну что, пора нам отправляться в кафе. Посмотрите вокруг, как вы думаете, как называется это кафе? (Кафе «Ромашка»)

-Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей) .

- А вы знаете, как надо себя вести за столом?

Дети:

- В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть,

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно

Дополнительные ответы детей.

Воспитатель:- А как следует себя вести в кафе? Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах.

- Вика, приглашай своих гостей в кафе!

Примерный диалог администратора и посетителей.

Администратор: - Примерный диалог администратора и посетителей.

Администратор: -Уважаемые, гости! Мы рады приветствовать вас в нашем кафе.

Посетитель: -Здравствуйте!

Администратор: -Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе. Присаживайтесь за свободный стол. К вам сейчас подойдет наш официант.Он предложит вам наши лучшие и полезные блюда: салаты из овощей и из фруктов прибавят вам здоровья, а наша чудесная выпечка поднимет вам настроение.

Посетители: -Спасибо! (Мальчики пропускают девочек вперёд предлагают присесть на стул).

Примерный диалог официанта и посетителей.

Официант: -Здравствуйте, меню, пожалуйста.

Посетитель: -Здравствуйте!

Официант: - Что будете заказывать? (Подает меню).

Посетитель: - Чай и пирожное.

Официант: - У нас очень вкусное какао и очень вкусные пирожные. Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.

(Повара начинают готовить заказ. Официант приносит заказ посетителю).

Официант: -Приятного аппетита!

Посетитель: - Большое спасибо. (Посетители едят, пьют напитки, между собой общаются. Официант подсчитывает сумму заказа).

Посетитель: - Пожалуйста, принесите счёт.

Официант: -С вас 3 рублей за чай, 5 рублей за пирожное.

Посетитель: - Спасибо, все было вкусно.

Официант: - Приходите к нам еще.

(Официант  убирает грязную посуду на поднос, и относит на кухню, где мойщик посуды моет её, деньги относит кассиру, кассир кладет их в кассу)

(Во время игры дети играют по замыслу: официанты принимают заказ, передают повару. Повар готовит заказанные блюда. Официанты ставят заказанные блюда на поднос, аккуратно подают посетителям, красиво расставляют на столе, желают приятного аппетита. В кафе дети общаются, рассказывают друг другу интересные истории, слушают музыку. Аниматор во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей.   В конце игры посетители - дети просят счёт. Официант просит оплатить заказ, приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола).

Администратор: - Уважаемые посетители, сегодня день рождения Вики. Мы поздравляем ее с этим праздником. Желаем здоровья и всего, всего хорошего. В нашем кафе вы можете воспользоваться услугами музыкантов, а так же вас сегодня будет развлекать аниматор Григорий.

Посетители: Спасибо!

Аниматор: -Здравствуйте уважаемые гости! Меня зовут ….. Предлагаю вам немного развлечься и поиграть в веселые игры.

Администратор: -Вам у нас понравилось?

Посетитель: -Да все было замечательно.

Администратор: -Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.

Посетитель: -До свидания!

Администратор: - До свидания!

Заключение:

- Что мы сегодня делали? (ответы детей)

- Хорошо играли? (ответы детей)

Что больше всего понравилось, а что не очень?

На столе лежат две ромашки, без лепестков. Одна весёлая, другая грустная. 

- Если вам понравилась наша игра «Кафе», то положите лепесток к весёлой ромашке. Если не понравилось, то к грустной.

- Вы такие молодцы! Хорошо справились с обязанностями работников и умеете соблюдать правила поведения в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"

Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать,  придумывают новые сюжеты......

Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".

Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

Проект сюжетно - ролевой игры "Космонавты"

                                                    ...

проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"

разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...

Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...