методическая разработка занятий в средней группе дошкольного возраста "Ложки удалые"
план-конспект занятия (средняя группа)

Белоногова Наталия Николаевна

Даю цикл музыкальных занятий, которые можно проводить во время досуговых вечеров, или как открытые занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл цикл занятий в ср.гр.28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл музыкальных занятий в средней группе «Ложки удалые»

Тема: Ложки удалые

1 занятие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Задачи:

1. расширять представления детей о русском народном инструменте;

2. познакомить с приемами игры на ложках;

3. развивать чувство ритма;

4. развивать координацию движений с речью;

5. учить детей внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца и определять характер музыки, тем самым пополняя словарный запас ребёнка.

Музыкальный репертуар:

видео: образцовый театр ложкарей Холмичи «Попурри»

пение, игра на ложках: «Ладушки ладошки» сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского

музыкальная игра: «Удалые ложки»

Пособие: дидактический материал «Ритмические полоски» (звук тик короткая полоска, звук так – длинная плоска, они на магнитах.

Атрибутика: магнитная доска, ширма, ложки на всех детей, кукла бибабо Кузя.

Дети входят в зал, здороваются, на видном месте лежит деревянная ложка. Перед стульчиками стоит ширма. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ложку.

Муз.рук: Ой, что – то я не поняла,

Чья же это ложка, друзья?

Может это вы, её потеряли,

Когда по залу маршировали?

Нужно нам скорее всё узнать,

И хозяина отыскать.

Давайте присядем на места,

И узнаем всё тогда.

Дети садятся, на места перед фортепиано. Вдруг слышится чиханье и на ширме появляется КУЗЯ домовой.

Кузя: Ой, беда, беда, беда,

Где же ложечка моя!

Где теперь её искать,

Как теперь я буду играть!

Нафаня, выручай,

Кузеньке скорее помогай!

Муз.рук: Тише, Кузя, не кричи,

Музыку испугаешь ты.

Ложка твоя у нас,

Ты объясни, всё спокойно сейчас.

Кузя: Да, что там объяснять, есть у меня ложечки, мои любимые, деревянные. Ими я не ем совсем, потому что они у меня музыкальные. На них я люблю играть, когда ко мне приходят гости. Вот видно когда веселился, плясал одну ложку – то и обронил. А одной ложкой не поиграть.

Муз.рук: Как интересно, Кузя, а что на ложках можно играть, а не щи хлебать?

Кузя: Конечно, я сейчас вам расскажу, как ложка стала музыкальной.

Давным-давно, жил да был в одном селе мальчонка, которого все звали Сеня. Рос он весёлым озорником. Вот как – то раз, пошли его родители в лес за грибами и Сеньку взяли с собой. И дали ему нести корзинку с едой, где лежали ложки, которыми ели. Предупредили его, далеко от них не уходить и не отставать, а то можно заблудиться. А денек был тёплый солнечный, везде ещё ползали букашки, жучки, паучки. Сенька очень был и любопытным, увидел огромную букашку и стал за ней следить. Засмотрелся, залюбовался и конечно отстал от родителей, потерялся. Сеня так испугался. Начал бегать по лесу, аукать маму, с папой искать, но его никто не слышал. Бегал, он бегал и упал в яму, которую не заметил. Сидит в глубокой яме, плачет. А корзинка с едой, да ложками у него с собой. И тут услышал он, как дятел стучит.Ему так понравился звук: «тук-тук, тук-тук». У него, так звонко, громко получалось. И тогда Сеньке захотелось повторить, сначала он начал хлопать в ладоши, не похоже было. А потом вспомнил про ложки, они же были деревянными. Он их достал, повернул друг к другу «пузой» и начал стучать. Он так громко стучал, что его услышали родители. Они нашли Сеньку и достали его из ямы. С тех пор, когда люди ходили в лес за грибами, за ягодами, то всегда детям давали ложки деревянные. Дети идут по тропинке стучат. А звуки получались короткими и длинными, и больше стук стал походить на музыку. Вот с того времени, с давних времён, ложка деревянная стала музыкальной.

Муз.рук: Очень интересно, спасибо за рассказ. Кузя. А как называют музыкантов, которые играют на ложках.

Кузя: Ложкари.

Муз.рук: А сейчас давайте послушаем, вместе с Кузей и посмотрим. Как играют ложкари.

видео: образцовый театр ложкарей Холмичи «Попурри»

Муз.рук: Вам понравилось? А какое настроение музыка и игра на ложках вам подарила?

Точно, весёлое, радостное, озорное.

А вы хотите тоже попробовать стать ложкарями?

Кузя, а у тебя случайно нет ложек для ребят?

Кузя: Раз уж к вам я забрёл, то ложки прихватил, у меня их целая куча!

Достаёт мешок с ложками. Их раздают детям, затем объясняет музыкальный руководитель, как на них играть (друг другу, «пузами» отстукивать ритм).

Кузя: Ну, ладно вы тут пока занимайтесь, учитесь, ложку свою я взял, пошёл домой. Встречать гостей. До свидания ребятки.

Дети прощаются, и Кузя исчезает с ширмы.

Муз.рук: Ребята, но на ложках не просто играть, нужно играть ритм – это короткий звук (тик, длинный звук (так). Как часики, идут,поют: «Тик – так, тик – так».

Дети повторяют. Затем музыкальный руководитель показывает ритмические полоски, вешает их на магнитную доску, и с детьми они пробуют играть, в ладоши хлопать и на ложках. Разные ритмические цепочки.

русская народная потешка:

Стук влево. Стук вправо «часики»

Отзывается дубрава.

Это дятел клювом бьет, «кузница»

Нам покоя не дает.

Мы все дружно ложки взяли, «фонарики» крутят

И как дятел застучали.

Стук влево. Стук вправо.. (piano. повтор «часики»)

Отзывается дубрава.

Муз.рук: А сейчас давайте попробуем разукрасить песенку, с помощью игры на ложках. Но песенку с начало послушаем и вспомним.

пение, игра на ложках: «Ладушки ладошки» сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского

Муз.рук: Поработали, попели мы на славу, ну, а сейчас, пойдемте, разомнем ножки, да поиграем, но не забудем, только две ложки взять.

Если музыка играет

Ложки в руках перебегают.

Лишь музыка не играет у нас,

ложки остановились, тут же враз.

У кого в руках остались ложки,

Тот на них играет так, чтоб заплясали ножки!

музыкальная игра: «Удалые ложки»

под весёлую музыку передают ложки, на паузу перестают дети передавать их. У кого они в руках, тот ребёнок выходит в круг и играет на ложках, а остальные пляшут.

Музыкальный руководитель хвалит детей, вспоминают, без чего не может существовать музыка, без ритма. И что такое ритм (короткие, длинные звуки). И прощаются.

2 занятие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Задачи:

1. учить двигаться в соответствии с различным характером музыки;

2. учить слышать окончание музыкальных фраз;

3. развивать чувство ритма;

4. развивать динамический слух;

5. воспитывать культуру слушания;

6. воспитывать интерес к народной музыке.

Музыкальный репертуар:

музыкально –ритмические движение: «Бег - хлопки»

слушание: «Дождик» р. н. м обр. Г. Лобачёва

слушание: «Лошадка» чеш. нар. м, обр. А. Корбакова

музыкальная игра: «Удалые ложки»

Атрибутика: музыкальные ложки на всех ребят.

Ход занятия.

Дети входят «верёвочкой» друг за другом, держась за руки, здороваются.

Муз.рук: Я сегодня пришла и с собою принесла

Ложки расписные, красивые, резные!

Детям раздают ложки, и затем они слушают задание.

музыкально –ритмические движение: «Бег - хлопки»

1 часть дети бегают, вместе с ложками, на 2 часть – играют под музыку на ложках.

После задания присаживаются вместе с ложками и их кладут под стульчики.

Муз.рук: Раньше в деревнях, очень любили играть на ложках, и музыка всегда была какой для ложкарей, какое настроение было у музыки?

Правильно, весёлое, радостное, озорное.

Люди в деревнях, сёлах, очень любили изображать музыкальными инструментами разные звуки природы. Когда ложки играют, на какие звуки природы они похожи?

Правильно, на звук, когда дятел стучит по дереву.

А ещё может на что – нибудь, или кого – нибудь?

А нам сейчас музыка поможет и подскажет, что мы может изобразить, когда играем на ложках.

слушание: «Дождик» р. н. м обр. Г. Лобачёва

Муз.рук: Что изобразила музыка?

Правильно, дождик. Сейчас давайте возьмём в руки ложки и вместе с музыкой изобразим на ложках дождик. Дождик начинается тихо, затем громче, а потом опять утихает и заканчивается.

Дети изображают, играют на ложках.

Муз.рук: А сейчас, попробуйте догадаться, кого ещё могут изобразить ложки.

слушание: «Лошадка» чеш. нар. м, обр. А. Корбакова

Муз.рук: Ну, что изобразим лошадку. Приготовились.

Дети изображают, играют на ложках.

Муз.рук: А сейчас пришла пора нам размяться детвора!

музыкальная игра: «Удалые ложки»

под весёлую музыку передают ложки, на паузу перестают дети передавать их. У кого они в руках, тот ребёнок выходит в круг и играет на ложках, а остальные пляшут.

3 занятие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Задачи:

1. показать возможности передачи настроения в музыкальных произведениях;

2. учить детей внимательно слушать музыку, понимать характер различных музыкальных фрагментов;

3. учить двигаться в соответствии с различным характером музыки;

4. учить слышать окончание музыкальных фраз;

5. отрабатывать приёмы игры на ложках.

Музыкальный репертуар:

музыкально –ритмические движения: «Хороводный шаг» р. н. м (любая)

слушание: медленная часть «Во поле берёза стояла» р. н. мелодия

слушание: р. н. м «Ах, ты берёза»

музыкальная игра: «Веселись, играй!»

Атрибутика: музыкальные инструменты – ложки

Дети входят в зал под марш, здороваются.

Муз.рук: В деревнях и сёлах, раньше на праздниках. Очень любили водить хоровод – это хождение по кругу, друг за другом. И сейчас давайте мы с вами, тоже будем водить хоровод.

музыкально –ритмические движения: «Хороводный шаг» р. н. м (любая)

Под конец, воспитатель детей, ведёт «змейкой» и они садятся на стульчики.

Муз.рук: Ребята, сегодня мне нужна ваша помощь. Я никак не могу разобраться с музыкой, подходит она для игры на ложках или нет. Вы мне поможете? Тогда слушайте внимательно.

слушание: медленная часть «Во поле берёза стояла» р. н. мелодия

Муз.рук: Ну, что вы ребята скажите. Подходит она для ложкарей?

Соглашусь, она грустная, протяжная, напевна.

Хорошо, тогда ещё послушаем и подберём?

слушание: р. н. м «Ах, ты берёза»

Муз.рук: А это музыкальное произведение подходит? Почему?

Я тоже так думаю, музыка весёлая, радостная, озорная, игривая, отрывистая.

Тогда ложки берем,

И играть на них начнём.

Идёт разучивание приёмов игры на ложках.

Муз.рук: А теперь поиграть хочу позвать,

Не забудьте ложки взять!

музыкальная игра: «Веселись, играй!»

на первую часть мальчики бегают, на вторую часть девочки играют на ложках, затем наоборот.

После игры музыкальный руководитель хвалит детей, собирает ложки и прощаются.

4 интегрированное занятие (с воспитателем, аппликация)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Музыкальный репертуар:

игра на музыкальных инструментах: р. н. м «Ах, ты берёза»

работа над ритмом: стихотворение «Колобок»

музыкальная игра: «Веселись, играй!»

Атрибутика: четыре небольших коробочки (четырёх цветов, задания для коробочек, ложки.

Ход занятия:

Дети входят в зал хороводным шагом, здороваются. По залу лежат коробочки, 4 штуки, разного цвета.

Муз.рук: Ребята, посмотрите, кто – то мои коробочки разбросал, нужно их скорее нам поднять. Но просто так это сделать мы не сможем.

Чтоб коробочки поднять,

Заданья будем выполнять.

В них заданья не простые,

Весёлые они, да заводные.

Муз. рук просит воспитателя коробочку красную открыть и оттуда взять задание и прочитать.

ЛОЖКИ В РУКИ ВОЗЬМИТЕ,

ИГРАТЬ СКОРЕЕ НАЧНИТЕ.

игра на музыкальных инструментах: р. н. м «Ах, ты берёза»

Муз. рук просит воспитателя коробочку жёлтую открыть и оттуда взять задание и прочитать.

РИТМ ПОВТОРИ СКОРЕЙ,

ЛАДОШКИ СВОИ СОВСЕМ НЕ ЖАЛЕЙ.

работа над ритмом: стихотворение «Колобок» И. Каплунова «Этот удивительный ритм»

Муз. рук просит воспитателя коробочку синюю открыть и оттуда взять задание и прочитать.

ГДЕ ЖЕ ЛОЖКИ, ВОТ БЕДА,

ПИГРАТЬ ВЫ С НИМИ НЕ ХОТИТЕ ДЕТВОРА.

музыкальная игра: «Веселись, играй!»

на первую часть мальчики бегают, на вторую часть девочки играют на ложках, затем наоборот.

Муз. рук просит воспитателя коробочку зелёную открыть и оттуда взять задание и прочитать.

ОЙ, А ТУТ ЛОЖКА НЕ РАСПИСНАЯ,

ОНА СОВСЕМ ГРУСТНАЯ ПУСТАЯ.

СКОРЕЙ ЕЁ РАЗУКРАСИМ МЫ,

РЕБЯТА ЖЕ ВСЕ У НАС МОЛОДЦЫ.

После этого дети рассаживаются за столы, которые стоят другой части музыкального зала и сними воспитатель,проводит аппликацию: «Чтобы ложка не грустила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия в средней группе по математике "В стране геометрических фигур"

Интегрированная непосредственно   образовательная деятельность  с доминирующей образовательной  областью познание  с детьми среднего дошкольного возраста  «В с...

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...

Методическая разработка занятия в средней группе по "Сказке Гуси-лебеди"

Данная методическая разработка предназначена для...

Методическая разработка занятия в средней группе «Умеешь ли ты вести себя на улице и в транспорте»

Методическая разработка занятия в средней группе «Умеешь ли ты вести себя на улице и в транспорте»Занятие в средней группе на тему:«Умеешь ли ты вести себя на улице и в транспорте&ra...

Методическая разработка занятия для средней группы по теме: «Наши помощники инструменты и орудия труда»

   Методическая разработка занятия для средней группы по теме:                     ...

Методическая разработка занятия в средней группе «Природа нашего города»

laquo;Природа нашего города» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об окружающей природеЗадачи:1. Расширять знания и представления детей о растениях ближайшего окружения2. ...