Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Домисолька" Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.
материал (старшая, подготовительная группа)
Программа имеет художественную направленность, ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественно-эстетических способностей и склонностей к музыкальному искусству, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnoy_studii_domisolka_klyukach_n.g._2020-2021.docx | 127.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Домисолька»
Направленность: художественная
Уровень сложности: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Клюкач Надежда Геннадьевна,
музыкальный руководитель
Шарыпово
2021г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
Программа имеет художественную направленность, ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественно-эстетических способностей и склонностей к музыкальному искусству, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Новизна и актуальность
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Домисолька» основана расширенном подходе к музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. В результате работы по этой программе у детей будут сформированы не только навыки владения голосом, движения под музыку и в целом художественно-эстетическая культура, но и развиты инициативность и самостоятельность в музыкальной деятельности, коммуникативные навыки и осознанное отношение к сохранению своего здоровья.
Актуальность программы «Домисолька» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития старших дошкольников. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали, что детям нравится исполнительская деятельность, они любят петь, но они испытывают трудности в раскрытии художественного образа произведения из-за недостаточно сформированной художественно-эстетической культуры, навыков движения, владения голосом. Поэтому появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Содержание программы дополнено в сравнении с аналогичными программами новым решением решения данной проблемы. Программа включает в себя методы развития детей для успешной исполнительской деятельности не только разучивание песен, она дополнена методами работы и видами деятельности детей, которые решают задачи развития у детей основ музыкальной грамотности, умения передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер и развивают навыки движения во время исполнения песен.
Отличительные особенности программы от уже существующих общеобразовательных программ: Э.П.Кости «Камертон», Жак-Далькроз Э. «Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства», Руднева С.Д., Фиш Э.М. «Музыкальное движение», в том, что в программе «Домисолька» заложено сочетание индивидуальной и коллективной деятельностью детей. Развитие владения голосом проходит в комплексном развитии с умением двигаться под музыку и обучением основ музыкальной грамоты.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» подходит для работы, как со здоровыми детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет, так и с детьми с ОВЗ, без предварительной подготовки с желанием петь. Детей старшего дошкольного возраста отличает наличие жизненного, музыкального, двигательного опыта.
Наполняемость в группе детей с 5 до 6 лет - 12 детей, в группе детей с 6 до 7 лет - 12 детей.
Система набора в студию «Домисолька» осуществляется на основании результатов прослушивания и собеседования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» предполагает организацию двух групп старшего дошкольного возраста: С 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» предлагает проведение 1 занятия в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий В студии «Домисолька» - 36 ч. Продолжительность занятия: в группе детей с 5 до 6 лет - 25 минут, в группе детей с 6 до 7 лет - 30 минут, всего 72 часа.
Форма обучения и режим занятий
Обучение с учетом особенностей обучающихся может осуществляться в очной и очно-заочной форме. Реализация Программы осуществляется в коллективной и индивидуальной форме работы. Занятия студии « Домисолька» проводятся один раз в неделю.
Цели, задачи и принципы
Цель: формирование гармоничной личности ребёнка средствами музыкального искусства, развитие у детей певческих навыков.
Задачи:
- приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, создавать условия для формирования художественно-эстетической культуры личности;
- формировать интерес к занятиям музыкой;
- развивать музыкальные способности ребёнка;
- развивать у детей умения передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер;
- развивать музыкально-творческие навыки, интереса к импровизации;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, способность воспринимать и понимать музыку;
- создавать условия для развития и поддержки талантливых детей;
- создавать необходимые условия для развития детей с ОВЗ;
- развивать коммуникативные навыки средствами коллективного исполнительства;
- осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию здоровья детей;
- осуществлять просвещение родителей по вопросам музыкального развития детей.
Для эффективной реализации Программы необходимо опираться на принципы, которые сформулированы в соответствии с современными научными взглядами об основах развивающего обучения, а также новым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- принцип психологической комфортности (создаётся комфортная образовательная среда, обеспечивающая ребёнку чувство удовлетворения, положительных эмоций);
- принцип индивидуального подхода (каждый ребёнок развивается в своём темпе, имеет определенные способности, приобретает собственный опыт в музыкальном развитии);
- принцип содействия естественному развитию (каждый ребёнок имеет свой потенциал и ему необходимо дать возможность для собственного развития личности);
Учебный план
(первый год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение | ||||
1. | Наши правила поведения | 0,5 | 0,2 | 0,3 | Собеседование, наблюдение |
II | Восприятие музыки | ||||
2 | Слушание музыки. (беседы о музыке, совместный анализ прослушанных произведений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, собеседование, мониторинг по диагностическим картам |
III | Музыкально-образовательная деятельность | ||||
3 | Первоначальное понятие о звуке | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование, наблюдение |
4 | Звуки высокие и низкие (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
5 | Динамические оттенки в музыке (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
6 | Темп в музыке и ритмические длительности (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
7 | Жанры музыкальных произведений (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
8 | Музыкальные инструменты и их звучание (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
IV | Детское исполнительство | ||||
9 | Мониторинг. Прослушивание. | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
10 | Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции | 4 | 0,2 | 3,8 | Наблюдение |
11 | Разучивание песен и исполнение песен | 15 | 0,2 | 14,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
12 | Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен | 1 | 0,2 | 0,8 | Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
13 | Музыкально-ритмические движения | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
14 | Ориентирование в пространстве | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
15 | Наше творчество (музыкальные игры, упражнения, импровизации) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
16 | Коммуникативные танцы и игры с подпеванием | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
V | Здоровьесберегающая деятельность | ||||
17 | Беседа о безопасности во время занятий | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
18 | Охраны детского голоса | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
19 | Мы бережём своё здоровье (игры на расслабление, игры на самомассаж) | 1,5 | 0,2 | 1,3 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
Итого часов: | 36 | 4,1 | 31,9 |
Учебный план
(второй год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение | ||||
1. | Наши правила поведения | 0,5 | 0,2 | 0,3 | Собеседование, наблюдение |
II | Восприятие музыки | ||||
2 | Слушание музыки. (беседы о музыке, совместный анализ прослушанных произведений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, собеседование, мониторинг по диагностическим картам |
III | Музыкально-образовательная деятельность | ||||
3 | Первоначальное понятие о звуке | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование, наблюдение |
4 | Звуки высокие и низкие (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
5 | Динамические оттенки в музыке (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
6 | Темп в музыке и ритмические длительности (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
7 | Жанры музыкальных произведений (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
8 | Музыкальные инструменты и их звучание (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
IV | Детское исполнительство | ||||
9 | Мониторинг. Прослушивание. | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
10 | Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции | 4 | 0,2 | 3,8 | Наблюдение |
11 | Разучивание песен и исполнение песен | 15 | 0,2 | 14,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
12 | Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен | 1 | 0,2 | 0,8 | Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
13 | Музыкально-ритмические движения | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
14 | Ориентирование в пространстве | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
15 | Наше творчество (музыкальные игры, упражнения, импровизации) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
16 | Коммуникативные танцы и игры с подпеванием | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
V | Здоровьесберегающая деятельность | ||||
17 | Беседа о безопасности во время занятий | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
18 | Охраны детского голоса | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
19 | Мы бережём своё здоровье (игры на расслабление, игры на самомассаж) | 1,5 | 0,2 | 1,3 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
Итого часов: | 36 | 4,1 | 31,9 |
Работа с родителями
Мероприятия |
Онлайн-консультация "Развиваем у ребенка творческие способности". |
Фотоотчёт "Наши репетиции" |
Консультация "Музыка в жизни ребёнка" |
Отчетный концерт для родителей |
Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. |
Содержательный раздел
Формы организации музыкально-педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста:
- занятия;
- подготовка и проведение праздников и развлечений;
- индивидуальные занятия.
другие формы деятельности.
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел I. Введение
Тема 1. «Наши правила поведения» (0.5 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) –
беседа с детьми на тему «Культура поведения на занятиях»:
- познакомить детей с правилами поведения на занятиях в музыкальном зале;
- разработать совместно правила взаимоотношений между детьми во время занятий в музыкальном зале;
Практическая часть (0,3 часа) –
игровое упражнение «Здравствуй, друг»:
разучивание коммуникативного игрового упражнения.
Раздел II. Восприятие музыки
Тема 2. «Слушание музыки» (1 час)
Беседа о музыке. Совместный анализ прослушанных произведений
Теоретическая часть (0,5 часа) – прослушивание музыкальных произведений
Практическая часть (0,5 часа) – беседа о музыке, композиторе, совместный анализ прослушанных произведений:
дети вместе с педагогом обсуждают характер, темп, содержание или тему музыкального произведения, средства музыкальной выразительности и выражают своё отношение к произведению.
Раздел III. Музыкально-образовательная деятельность
Тема 3. «Первоначальное понятие о звуке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «О происхождении звука»:
- детям дается первоначальное понятие о происхождении звука.
Практическая часть (0,8 часа) – игра со звуками:
- дети экспериментируют со звуками,
- играют в игру «Музыкальные и шумовые звуки»:
учатся различать шумовые и музыкальные звуки.
Тема 4. «Звуки высокие и низкие» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с понятием высокого и низкого звука»:
- познакомить детей с понятием высокий и низкий звук;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Высокий и низкий звук»:
- познакомить и научить различать высокие низкие звуки.
Тема 5. «Динамические оттенки в музыке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с динамическими оттенками в музыке»:
- познакомить детей с понятием динамические оттенки в музыке.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Громко – тихо»:
познакомить и научить детей различать и определять динамические оттенки в музыке.
Тема 6. «Темп в музыке и ритмические длительности» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с ритмическими длительностями и темпом»:
- познакомить детей ритмическими длительностями и дать понятие темпа в музыкальных произведениях;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Ритмические палочки», «Хлопай как я», «Медленно - быстро»:
- научить детей различать ритмические длительности;
- научить детей различать темп в музыкальных произведениях;
- научить детей запоминать и воспроизводить заданный ритмический рисунок.
Тема 7. «Жанры музыкальных произведений» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с жанрами музыкальных произведений»:
- познакомить детей с разными жанрами музыкальных произведений.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактические игры «Определи жанр музыкального произведения»;
- научить определять жанры музыкальных произведений.
Тема 8. «Музыкальные инструменты и их звучание» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием»:
- познакомить детей с разными музыкальными инструментами и их звучанием;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Угадай, на чём играю»
- научить определять звучание музыкального инструмента.
Раздел IV. Детское исполнительство
Тема 9. «Мониторинг. Прослушивание» (1 час)
Теоретическая часть (0,1 часа) – беседа «Как мы поём и что знаем о музыке»:
- познакомить детей с задачами прослушивания и диагностики.
Практическая часть (0,9 часа) – мониторинг уровня музыкальных способностей детей.
Тема 10 «Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции» (4 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Для чего нужно правильно дышать, распеваться и делать артикуляционные упражнения»:
- познакомить детей с необходимостью делать артикуляционные упражнения и правильного дыхания для исполнения песен.
Практическая часть (3,8 часа) – упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции:
- развивают правильное дыхание у детей;
- развивают артикуляцию, четкость произношения звуков при исполнении песен;
- развивают голосовые данные (учатся петь без напряжения, брать дыхание, правильно интонировать мелодию)
Тема 11. «Разучивание песен и исполнение песен» (15 часов)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Кто пишет песни»:
- познакомить детей с понятиями «композитор», «поэт» и автор песен
Практическая часть (14,8 часов) – разучивание песен различного характера и содержания:
- научить детей исполнять песни в соответствии с характером музыкального произведения, правильно интонируя мелодию;
- научить детей вступать после музыкального вступления;
- научить детей делать паузы и замедления или ускорения в песне;
- научить двигаться во время исполнения песни, уметь выполнять различные движения по показу педагога или придуманные самостоятельно в процессе работы над песней.
Тема 12. «Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Сколько нас поёт»
- познакомить детей с понятиями сольного и ансамблевого пения.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт?»
- научить детей определять сольное и ансамблевое исполнение песен;
- научить детей правилам пения в ансамбле (одинаковая громкость, темп, ритм, тональность)
Тема 13. «Музыкально-ритмические движения» (1 час)
Теоретическая часть (0, 2 часа) – беседа «Движение и музыка»:
- познакомить детей с понятиями «движение» и «музыка» и как они связаны между собой.
Практическая часть (0,8 часа) – выполнение разнообразных музыкально - ритмических упражнений под музыку разного характера:
- познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями (простой шаг, приставной шаг, подскоки, прыжки, пружинящий шаг);
- познакомить детей с различными движениями для рук (хлопки, «фонарики», «моторчики», «полочка» и т.д.;
- познакомить детей с различными движениями для ног («каблучки», притопы, пружинки и т.д.
Тема 14. «Ориентирование в пространстве» (1час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа ««Ориентирование в пространстве»:
- познакомить детей со способами ориентирования в пространстве в процессе исполнения музыкально-ритмических движений во время исполнения песен;
Практическая часть (0,8 часа) – игра «Моделирование танцевальных фигур»:
- познакомить и научить детей пользоваться картами моделей для перестроения в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.);
- научить детей перестраиваться в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.) в соответствии с картами моделей или по устному объяснению педагога;
Тема 15. «Наше творчество» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Сочиняем сами»:
- познакомить детей с понятием сочинительства, импровизации на заданную тему.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкальные игры и упражнения, импровизации:
- научить детей придумывать самостоятельно движения к песням;
- научить детей импровизировать движения под музыку;
- научить импровизировать, придумывая простейшие музыкальные мелодии в ответ на задания «Придумай, как поёт мышка, кошка, или другой персонаж».
Тема 16. «Коммуникативные танцы и игры с подпеванием» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Учимся дружить в танце»:
- познакомить детей с понятием дружба, взаимопонимание.
Практическая часть (0,8 часа) – коммуникативные танцы с подпеванием, игры-приветствия:
- привить детям навыки дружеского общения и уважительного отношения к другим детям;
Раздел V. Здоровьесберегающая деятельность
Тема 17. « Безопасность во время занятий» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Безопасность во время занятий»:
- объяснить детям правила безопасного поведения во время занятий.
Практическая часть (0,8 часа) – Игра «Придумываем правила сами»:
- научить детей, придумывая свои правила, беречь своё здоровье и окружающих детей.
Тема 18. «Охрана детского голоса» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Охрана детского голоса»
- познакомить детей с правилами пения, чтобы сохранить голос.
Практическая часть (0,8 часа) – Исполнение песен:
- научить петь песни в соответствии с правилами.
Тема 18. «Мы бережём своё здоровье» (1,5 часа)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Мы бережём своё здоровье»:
- объяснить детям для чего важно самим уметь беречь своё здоровье.
Практическая часть (1,8 часа) – игры на расслабление, самомассаж:
- научить детей умению расслабляться под спокойную музыку;
- научить детей элементам расслабляющего самомассажа.
Второй год обучения
Раздел I. Введение
Тема 1. «Наши правила поведения» (0.5 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) –
беседа с детьми на тему «Культура поведения на занятиях»:
- вместе с детьми вспомнить правила поведения на занятиях в музыкальном зале;
- повторить совместно разработанные правила взаимоотношений между детьми во время занятий в музыкальном зале;
Практическая часть (0,3 часа) –
игровое упражнение «Здравствуй, друг»:
разучивание коммуникативного игрового упражнения.
Раздел II. Восприятие музыки
Тема 2. «Слушание музыки» (1 час)
Беседа о музыке. Совместный анализ прослушанных произведений
Теоретическая часть (0,5 часа) – прослушивание музыкальных произведений
Практическая часть (0,5 часа) – беседа о музыке, композиторе, совместный анализ прослушанных произведений:
дети вместе с педагогом обсуждают характер, темп, содержание или тему музыкального произведения, средства музыкальной выразительности и выражают своё отношение к произведению.
Раздел III. Музыкально-образовательная деятельность
Тема 3. «Понятие о звуке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «О происхождении звука»:
- детям дается первоначальное понятие о происхождении звука.
Практическая часть (0,8 часа) – игра со звуками:
- дети экспериментируют со звуками,
- играют в игру «Музыкальные и шумовые звуки»:
учатся различать шумовые и музыкальные звуки.
Тема 4. «Звуки высокие и низкие» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с понятием высокого и низкого звука, что такое ноты»:
- познакомить детей с понятием высокий и низкий звук;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Высокий и низкий звук»:
- познакомить и научить различать высокие низкие звуки.
Тема 5. «Динамические оттенки в музыке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с динамическими оттенками в музыке»:
- познакомить детей с понятием динамические оттенки в музыке.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Громко – тихо»:
познакомить и научить детей различать и определять динамические оттенки в музыке.
Тема 6. «Темп в музыке и ритмические длительности» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с ритмическими длительностями, темпом, паузой»:
- познакомить детей ритмическими длительностями и дать понятие темпа и паузы в музыкальных произведениях;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Хлопай как я», «Медленно - быстро», «Нарисуй ритм»:
- научить детей различать ритмические длительности;
- научить детей различать темп в музыкальных произведениях;
- научить детей запоминать и воспроизводить заданный ритмический рисунок.
Тема 7. «Жанры музыкальных произведений» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с жанрами музыкальных произведений»:
- познакомить детей с разными жанрами музыкальных произведений.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактические игры «Определи жанр музыкального произведения»;
- научить определять жанры музыкальных произведений.
Тема 8. «Музыкальные инструменты и их звучание» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, группы музыкальных инструментов»:
- познакомить детей с разными музыкальными инструментами и их звучанием и группами;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Угадай, на чём играю», «Музыкальное лото»
- научить определять звучание музыкального инструмента.
Раздел IV. Детское исполнительство
Тема 9. «Мониторинг. Прослушивание» (1 час)
Теоретическая часть (0,1 часа) – беседа «Что нам помогает петь»:
- познакомить детей с задачами прослушивания и диагностики.
Практическая часть (0,9 часа) – мониторинг уровня музыкальных способностей детей.
Тема 10 «Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции» (4 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Для чего нужно правильно дышать, распеваться и делать артикуляционные упражнения»:
- познакомить детей с необходимостью делать артикуляционные упражнения и правильного дыхания для исполнения песен.
Практическая часть (3,8 часа) – упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции:
- развивают правильное дыхание у детей;
- развивают артикуляцию, четкость произношения звуков при исполнении песен;
- развивают голосовые данные (учатся петь без напряжения, брать дыхание, правильно интонировать мелодию)
Тема 11. «Разучивание песен и исполнение песен» (15 часов)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Композиторы современные, русские и зарубежные»:
- познакомить детей с понятиями «композитор», «поэт» и автор песен
Практическая часть (14,8 часов) – разучивание песен различного характера и содержания:
- научить детей исполнять песни в соответствии с характером музыкального произведения, правильно интонируя мелодию;
- научить детей вступать после музыкального вступления;
- научить детей делать паузы и замедления или ускорения в песне;
- научить двигаться во время исполнения песни, уметь выполнять различные движения по показу педагога или придуманные самостоятельно в процессе работы над песней.
Тема 12. «Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Поём мы сольно и в ансамбле»
- познакомить детей с понятиями сольного и ансамблевого пения.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт?»
- научить детей определять сольное и ансамблевое исполнение песен;
- научить детей правилам пения в ансамбле (одинаковая громкость, темп, ритм, тональность)
Тема 13. «Музыкально-ритмические движения» (1 часа)
Теоретическая часть (0, 2 часа) – беседа «Музыка в движении»:
- познакомить детей с понятиями «движение» и «музыка» и как они связаны между собой.
Практическая часть (0,8 часа) – выполнение разнообразных музыкально - ритмических упражнений под музыку разного характера:
- познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями (простой шаг, приставной шаг, подскоки, прыжки, пружинящий шаг);
- познакомить детей с различными движениями для рук (хлопки, «фонарики», «моторчики», «полочка» и т.д.;
- познакомить детей с различными движениями для ног («каблучки», притопы, пружинки и т.д.
Тема 14. «Ориентирование в пространстве» (1час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа ««Ориентирование в пространстве»:
- познакомить детей со способами ориентирования в пространстве в процессе исполнения музыкально-ритмических движений во время исполнения песен;
Практическая часть (0,8 часа) – игра «Моделирование танцевальных фигур»:
- познакомить и научить детей пользоваться картами моделей для перестроения в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.);
- научить детей перестраиваться в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.) в соответствии с картами моделей или по устному объяснению педагога;
Тема 15. «Наше творчество» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Сочиняем сами»:
- познакомить детей с понятием сочинительства, импровизации на заданную тему.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкальные игры и упражнения, импровизации:
- научить детей придумывать самостоятельно движения к песням;
- научить детей импровизировать движения под музыку;
- научить импровизировать, придумывая простейшие музыкальные мелодии в ответ на задания «Придумай, как поёт ветер, птицы, или другой персонаж».
Тема 16. «Коммуникативные танцы и игры с подпеванием» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Учимся дружить в танце»:
- познакомить детей с понятием дружба, взаимопонимание.
Практическая часть (0,8 часа) – коммуникативные танцы с подпеванием, игры-приветствия:
- привить детям навыки дружеского общения и уважительного отношения к другим детям;
Раздел V. Здоровьесберегающая деятельность
Тема 17. « Безопасность во время занятий» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Безопасность во время занятий»:
- объяснить детям правила безопасного поведения во время занятий.
Практическая часть (0,8 часа) – Игра «Придумываем правила сами»:
- научить детей, придумывая свои правила, беречь своё здоровье и окружающих детей.
Тема 18. «Охрана детского голоса» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Охрана детского голоса»
- познакомить детей с правилами пения, чтобы сохранить голос.
Практическая часть (0,8 часа) – Исполнение песен:
- научить петь песни в соответствии с правилами.
Тема 18. «Мы бережём своё здоровье» (1,5 часа)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Сохраним своё здоровье»:
- объяснить детям для чего важно самим уметь беречь своё здоровье.
Практическая часть (1,8 часа) – игры на расслабление, самомассаж:
- научить детей умению расслабляться под спокойную музыку;
- научить детей элементам расслабляющего самомассажа.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ
Использование музыки в работе с детьми с ОВЗ решает следующие задачи:
- коррекционно-развивающие (оптимизация основных психических процессов, развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы);
- здоровьесберегающие (укрепление здоровья, улучшение общего самочувствия, снижение утомляемости).
Коррекционно-развивающая работа на основе музыки осуществляется через использование:
- упражнений на развитие навыков правильного дыхания;
- артикуляционной гимнастики;
- упражнений направленных на раскрытие эмоциональной сферы, обучение элементам выразительного движения, преодоления трудностей в общении;
- упражнения массажной гимнастики, самомассажа, релаксационные упражнения.
Характеристика видов музыкальной деятельности.
В программе реализуются следующие виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- музыкально-образовательная деятельность (начальные основы музыкальной грамоты);
- детское исполнительство (пение, движение под музыку и пение, музыкально-ритмические движения);
- деятельность по здоровьесбережению (массажная музыкальная гимнастика - самомассаж, релаксационные упражнения под музыку).
Восприятие музыки.
В процессе восприятия музыки формируется культура восприятия музыки, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формирование основ музыкального вкуса происходит в процессе знакомства ребёнка с лучшими образцами классической, народной и современной музыки. Ребенок получает первоначальные знания о музыке и средствах музыкальной выразительности. В процессе развития умения высказываться о музыке воспитывается отношение к музыке и исполнению.
Процесс восприятия музыки может происходить в движении под музыку, в том числе с предметами или с музыкальными инструментами.
Музыкально-образовательная деятельность.
Ребёнок углубляет и расширяет знания о музыке, знакомится с начальными основами музыкальной грамоты в игровой форме. Использование музыкально-дидактического материала позволяет ребёнку легко усваивать основы музыкальной грамоты, получить первичные навыки анализа музыкальной формы. Воспринимая ритмические задания на слух, ребёнок сможет воспроизводить их в исполнении.
Детское исполнительство
Пение является одним из видов музыкального исполнительства. Ребёнок учится слушать себя вовремя пения, различать высоту и длительность звуков. Формирование певческих умений в исполнении песен происходит по мере овладения вокальными навыками. В процессе пения развиваются музыкальные способности ребёнка, формируются основы певческой культуры, развивается художественно-эстетический вкус потребность в исполнительской деятельности.
В движении ребёнок показывает способность воспринимать музыку, передавать в движении характер музыки и создавать музыкально-двигательные образы.
Деятельность по здоровьесбережению
Массажная гимнастика и релаксационные упражнения под музыку или пение приносят удовольствие, улучшают настроение, способствуют расслаблению, помогают ребёнку осознанно относиться к своему здоровью.
Особенности планирования
При разработке планов необходимо учитывать не только основные цели и задачи, которые необходимо реализовать в рамках выполнения плана, но и инициативу или индивидуальные запросы ребёнка, которые могут возникать в процессе музыкального развития. Для этого использовать гибкую систему планирования.
Программа может быть адаптированной для работы с детьми с ОВЗ.
Планируемые результаты
- сформирована художественно-эстетическая культура личности;
- формирован интерес к занятиям музыкой;
- развиты музыкальные способности ребёнка;
- развиты умения передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер;
- развиты музыкально-творческие навыки, интерес к импровизации;
- развита эмоциональная сфера ребёнка, способность воспринимать и понимать музыку;
- талантливый ребёнок успешно развивается и поддерживается, участвует в городских конкурсах и фестивалях;
- ребёнок с ОВЗ имеет развитые социально-коммуникативные навыки, приобщается к исполнительскому мастерству;
- развиты коммуникативные навыки средствами коллективного исполнительства;
- осуществлена средствами музыки профилактика и коррекция здоровья ребёнка, ребёнок владеет навыками здоровьесбережения;
- осуществлено просвещение родителей по вопросам музыкального развития детей.
Компетентности ребёнка
(первый год обучения)
Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | |
1 | Компетентность в области восприятия музыки |
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке |
1.2 | Различает жанры музыки |
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения |
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки |
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания |
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки |
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности |
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен |
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. |
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер |
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения |
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие |
2.6 | Проявляет самостоятельность в исполнении песен и в песенном творчестве |
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и придумывать и исполнять небольшие ритмические рисунки на заданную мелодию |
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями |
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения |
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения |
3.2 | Умеет двигаться сольно, с использованием предметов |
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми |
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр |
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку |
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку |
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты |
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух |
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения |
4.3 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты |
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности |
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила |
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, |
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым |
6 | Компетентность в области здоровьесбережения |
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж |
Компетентности ребёнка
(второй год обучения)
Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | |
1 | Компетентность в области восприятия музыки |
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение и анализировать прослушанное, выражать своё отношение к услышанной музыке |
1.2 | Различает жанры и стили музыки |
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения |
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки |
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания |
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки |
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности |
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен |
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. |
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер |
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения |
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие |
2.6 | Проявляет самостоятельность и инициативу в исполнении песен и в песенном творчестве |
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и импровизировать в исполнении ритмических рисунков на заданную мелодию и без неё |
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями |
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения |
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения |
3.2 | Умеет двигаться сольно, в ансамбле, в паре, с использованием предметов |
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми |
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр |
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку, умеет придумывать свои танцевальные движения |
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку |
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты |
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух |
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения |
4.3 | Отражает звуки по высоте и ритмические задания в жестах |
4.4 | Читает ритмы по ритмическим картам |
4.5 | Различает части музыкального произведения |
4.6 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты |
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности |
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила |
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, |
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым |
6 | Компетентность в области здоровьесбережения |
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж |
Мониторинг развития детей в музыкальной деятельности.
В программе представлена система мониторинга, на основе которого выстраивается индивидуальная работа с детьми. Для этого используются:
- карта компетентностей ребенка;
- карта диагностики музыкального развития ребёнка.
В процессе оценки используются уровни: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня развития компетентностей у ребёнка:
- высокий уровень – качество демонстрируется постоянно, проявляется в большинстве видов деятельности;
- средний уровень – качество демонстрируется время от времени, в отдельных видах деятельности;
- низкий уровень – ребенок проявляет качество редко или не демонстрирует его вообще.
Мониторинг проводится два раза в год.
Календарный учебный график
№ | Год обучения | Начало учебного года | Конец учебного года | Количество часов | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
1 | 1 год | 01.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 36 | 36 |
2 | 2 год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 36 | 36 |
Календарный учебный график по возрастам
1 | Количество учебных недель | Группа возраст с 5-6 лет (первый год обучения) | 36 |
Группа возраст с 6-7 лет(второй год обучения) | 36 | ||
2 | Количество учебных дней | Группа возраст с 5-6 лет (первый год обучения) | 36 |
Группа возраст с 6-7 лет(второй год обучения) | 36 | ||
3 | Дата начала и окончания занятий по программе | Группа возраст с 5-6 лет (первый год обучения) | Начало занятий с 1 сентября по 31 мая |
Группа возраст с 6-7 лет(второй год обучения) | Начало занятий с 1 сентября по 31 мая | ||
Всего: учебных недель - 72, учебных дней - 72 |
Условия реализации программы
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет сохранного здоровья и с ОВЗ в студии эстетической направленности. Набор в группу детей осуществляется по желанию детей.
Материально-техническое обеспечение программы
- занятия организованы в музыкальном зале детского сада;
- материалы для развития музыкального слуха (колокольчики из разных материалов музыкальные треугольники);
- материалы для развития музыкальной грамоты (карточки «Мажор» и «Минор», «Динамика», «Темп», дидактическая игра «Нотные знаки», аудиозаписи для прослушивания);
- материалы для развития чувства ритма (дидактический материал «Длительности в музыке», «Ритм в музыкальной фразе», аудиозаписи музыкальных ритмов);
- материалы для слушания музыки (картинки «Жанры в музыке», «Музыкальные инструменты», «Композиторы», компьютерная энциклопедия «Музыкальные инструменты», книги о музыке, аудиозаписи);
- ноутбук, проектор, музыкальный центр, микрофоны, фортепиано, магнитная доска.
Информационное обеспечение
- аудиозаписи произведений композиторов по циклу «Времена года» П. Чайковский, А. Вивальди;
- аудиозаписи произведений зарубежных композиторов;
- аудиозаписи произведений русских композиторов;
- аудиозаписи произведений современных композиторов;
- аудиозаписи песен для детей Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова, Ю. Энтина и др.;
- аудиозаписи для музыкально-ритмических упражнений, хороводов, музыкальных игр;
- видеокомплект «Времена года», «Музыкальные жанры», «Музыкальные инструменты» и др.;
- комплект портретов композиторов;
- нотные сборники произведений детских композиторов.
Кадровое обеспечение
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Домисолька» реализует музыкальный руководитель Клюкач Н.Г., имеющая первую квалификационную категорию. Стаж педагогической работы – 24 года. Образование средне-специальное, Абаканское музыкальное училище, квалификация - «Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов».
Формы аттестации и оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Методы отслеживания успешности овладения детьми содержания программы:
- педагогическое наблюдение;
- участие детей в мероприятиях (концертах, отчетных мероприятиях, итоговых занятиях, праздниках);
- активности детей на занятиях, концертах, отчетных мероприятиях, итоговых занятиях, праздниках;
- мониторинг.
Для отслеживания результативности используются:
Виды мониторинга | Содержание |
Педагогический мониторинг |
|
Мониторинг образовательной деятельности |
|
Виды мониторинга:
- Начальный мониторинг;
- Текущий мониторинг;
- Промежуточный мониторинг;
- Итоговый мониторинг.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Способы и формы выявления результатов |
|
Способы и формы фиксации результатов |
|
Способы и формы предъявления результатов |
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Формы подведения итогов:
- опрос;
- итоговое занятие;
- отчётное мероприятие
- концерт;
- открытое занятие для родителей;
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и используются для проведения своевременного анализа результатов:
- диагностические карты оценки результатов освоения программы каждого ребёнка, фотоотчёты.
Результаты мониторинга являются основанием для корректировки программы, составления индивидуальных планов работы с детьми и поощрения обучающихся. Объектами мониторинга являются: уровень выступления обучающихся на итоговых мероприятиях; степень самостоятельности и уровень творческих способностей. Текущая оценка знаний и умений ребёнка производится педагогом каждое занятие в процессе наблюдения за деятельностью детей. Также в процессе каждого занятия дети делают рефлексию, и таким образом осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической карте два раза в году: в декабре (промежуточный этап контроля), в мае (итоговый этап), в первый год обучения проводится первичных мониторинг. Заполнение диагностических карт осуществляется согласно критериям, на каждый год обучения. Анализ диагностических карт дает возможность педагогу оценить эффективность образовательного процесса, осуществить его коррекцию и доработку.
Критерии диагностики
(первый год обучения):
- Высокий уровень:
способен слушать музыкальное произведение, чувствовать
музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке; различает жанры и формы произведений; умеет передавать в движении характер музыки, самостоятелен и инициативен в выборе музыки для слушания; испытывает радость от музыки, исполнения песен; умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, умело двигается, координирует свои действия с другими детьми; двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, умеет согласовывать свои действия с другими, чувствует ритм, хорошо ориентируется в пространстве, умеет легко инсценировать содержание песен; имеет развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет навыки в области здоровьесбережения.
- Средний уровень:
способен слушать музыкальное произведение не до конца, не всегда чувствует музыкальное произведение и выражает своё отношение к услышанной музыке; не всегда различает жанры и формы произведений; недостаточно точно умеет передавать в движении характер музыки, не всегда самостоятелен и инициативен в выборе музыки для слушания; не всегда испытывает радость от музыки, исполнения песен; не всегда умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, не всегда умело двигается и координирует свои действия с другими детьми; не всегда двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, частично умеет согласовывать свои действия с другими, не всегда чувствует ритм, иногда ориентируется в пространстве, не всегда умеет легко инсценировать содержание песен; имеет недостаточно развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет недостаточные навыки в области здоровьесбережения.
- Низкий уровень:
- не способен слушать музыкальное произведение не до конца, не чувствует или редко чувствует музыкальное произведение и редко выражает или не выражает вообще своё отношение к услышанной музыке; не различает или редко различает жанры и формы произведений; не умеет или редко передаёт в движении характер музыки, не самостоятелен в выборе музыки для слушания; не испытывает радость от музыки, исполнения песен; не умеет или редко передаёт голосом выразительные особенности песни, неправильно берёт дыхание, неумело двигается, редко или не координирует свои действия с другими детьми; редко или не двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, редко или не умеет согласовывать свои действия с другими, не чувствует ритм, не ориентируется в пространстве, не умеет легко инсценировать содержание песен; не имеет социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, не имеет навыков в области здоровьесбережения.
Критерии диагностики
(второй год обучения):
- Высокий уровень:
способен слушать музыкальное произведение, чувствовать музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке, проявляет инициативы и самостоятельность в выборе произведений для слушания; хорошо различает жанры и формы произведений; умеет передавать в движении характер музыки; испытывает радость от музыки, исполнения песен; умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, умело двигается, координирует свои действия с другими детьми; двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, умеет согласовывать свои действия с другими, хорошо всегда чувствует ритм, хорошо и умело ориентируется в пространстве, умеет легко инсценировать содержание песен, импровизирует на заданные темы; имеет развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет навыки в области здоровьесбережения.
- Средний уровень:
способен слушать музыкальное произведение не до конца, не всегда чувствует музыкальное произведение и выражает своё отношение к услышанной музыке; не всегда различает жанры и формы произведений; недостаточно точно умеет передавать в движении характер музыки, не всегда самостоятелен и инициативен в выборе музыки для слушания; не всегда испытывает радость от музыки, исполнения песен; не всегда умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, умело двигается, координирует свои действия с другими детьми; не всегда двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, частично умеет согласовывать свои действия с другими, не всегда чувствует ритм, иногда ориентируется в пространстве, не всегда умеет легко инсценировать содержание песен; имеет недостаточно развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет недостаточные навыки в области здоровьесбережения.
- Низкий уровень:
не способен слушать музыкальное произведение не до конца, не чувствует или редко чувствует музыкальное произведение и редко выражает или не выражает вообще своё отношение к услышанной музыке; не различает или редко различает жанры и формы произведений; не умеет или редко передаёт в движении характер музыки, не самостоятелен в выборе музыки для слушания; не испытывает радость от музыки, исполнения песен; не умеет или редко передаёт голосом выразительные особенности песни, неправильно берёт дыхание, неумело двигается, редко или не координирует свои действия с другими детьми; редко или не двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, редко или не умеет согласовывать свои действия с другими, не чувствует ритм, не ориентируется в пространстве, не умеет легко инсценировать содержание песен; не имеет социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, не имеет навыков в области здоровьесбережения.
Диагностические карты компетентности ребёнка
(первый год обучения)
Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Компетентность в области восприятия музыки | |||
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке | |||
1.2 | Различает жанры музыки | |||
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения | |||
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки | |||
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания | |||
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки | |||
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности | |||
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен | |||
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. | |||
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер | |||
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения | |||
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие | |||
2.6 | Проявляет самостоятельность в исполнении песен и в песенном творчестве | |||
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и придумывать и исполнять небольшие ритмические рисунки на заданную мелодию | |||
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями | |||
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения | |||
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения | |||
3.2 | Умеет двигаться сольно, с использованием предметов | |||
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми | |||
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр | |||
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку | |||
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку | |||
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты | |||
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух | |||
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения | |||
4.3 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты | |||
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности | |||
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила | |||
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, | |||
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым | |||
6 | Компетентность в области здоровьесбережения | |||
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж |
(второй год обучения)
№ | Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Компетентность в области восприятия музыки | |||
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение и анализировать прослушанное, выражать своё отношение к услышанной музыке | |||
1.2 | Различает жанры и стили музыки | |||
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения | |||
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки | |||
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания | |||
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки | |||
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности | |||
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен | |||
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. | |||
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер | |||
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения | |||
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие | |||
2.6 | Проявляет самостоятельность и инициативу в исполнении песен и в песенном творчестве | |||
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и импровизировать в исполнении ритмических рисунков на заданную мелодию и без неё | |||
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями | |||
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения | |||
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения | |||
3.2 | Умеет двигаться сольно, в ансамбле, в паре, с использованием предметов | |||
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми | |||
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр | |||
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку, умеет придумывать свои танцевальные движения | |||
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку | |||
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты | |||
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух | |||
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения | |||
4.3 | Отражает звуки по высоте и ритмические задания в жестах | |||
4.4 | Читает ритмы по ритмическим картам | |||
4.5 | Различает части музыкального произведения | |||
4.6 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты | |||
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности | |||
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила | |||
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, | |||
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым | |||
6 | Компетентность в области здоровьесбережения | |||
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж | |||
Критерии оценки уровня развития компетентностей у ребёнка:
|
Методические материалы
Занятия с детьми осуществляются как в коллективных формах, так и индивидуально. Занятия проводятся как в традиционной, так и в нетрадиционных формах. Методы, используемые на занятиях: игровой, наглядный, практический, обучающий.
Традиционное музыкальное занятие
План занятия
Вид деятельности | Репертуар | Время | Содержание |
1. Музыкальное приветствие | «Дай ладошечку» (русская народная песня) | 2 мин. | Музыкальное приветствие проводится как в ансамбле, так и индивидуально. |
| Музыкально-дидактическая игра «Шумовые и музыкальные инструменты» | 3 мин. | Используется дидактический материал по данной теме, магнитная доска. |
| «Детский альбом» П. И Чайковский «Песня жаворонка» | 5мин | Дети слушают музыку с использованием видеопрезентации. Выполняют движения имитирующие полёт жаворонка. |
| «Весёлые нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыганковой | 5 мин. | Прежде чем разучивать песню, дети прослушивают и обсуждают характер и содержание песни. Разучивание песни. |
| «Весёлые нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыганковой | 5 мин. | Музыкально-ритмические движения разучиваются или подбираются вместе с детьми в соответствии с характером музыки |
| «Золотые ворота» (русская народная игра) | 4 мин | Для проведения игры сначала педагог рассказывает правила игры, в хороводной игре выполняются задания по тексту песни. |
| «До свиданья, музыка» музыка М. Лазарев, обработка Т.Ермолиной | 1 мин | Прощальную песенку исполняют в разных вариантах: индивидуально, в ансамбле, в различных темпах и т.д. |
Общее время занятия | 25 мин. |
Доминантное музыкальное занятие
В доминантном занятии один или два вида деятельности могут преобладать над другими видами музыкальной деятельности.
Например, доминантное занятие с преобладанием пения и песенного творчества.
План занятия
Вид деятельности | Репертуар |
1. Музыкальное приветствие | «Дай ладошечку» (русская народная песня) |
2. Музыкальная грамота: музыкально-дидактическая игра | Музыкально-дидактическая игра «Дирижер» |
3. Пение, артикуляционные игры, распевание, песенное творчество | «Весёлые нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыганковой |
4.Массажная гимнастика с пением | «Паровозик» |
| «Золотые ворота» (русская народная игра) |
| «До свиданья, музыка» музыка М. Лазарев, обработка Т.Ермолиной |
Тематическое музыкальное занятие
В тематическом музыкальном занятии все виды деятельности объединяет одна тема.
Тема занятия: «Русская народная песня»
Вид деятельности | Репертуар |
1. Музыкальное приветствие | «Дай ладошечку» (русская народная песня) |
2. Музыкально-дидактическая история | Возникновение русской народной песни |
3. Слушание-восприятие | «Колыбельная» (русская народная песня) «Барыня» (русская народная песня) |
3. Пение | «Колыбельная»» (русская народная песня) |
| «Барыня» (русская народная песня) |
| «Золотые ворота» (русская народная игра) |
| «До свиданья, музыка» музыка М. Лазарев, обработка Т.Ермолиной |
Методы используемые на занятиях: игровой, наглядный, практический, обучающий.
Перечень методических материалов
- Разработки музыкально-дидактические игры по темам «Жанры в музыкальных произведениях», «Высокие – низкие звуки», «Быстро - медленно», «Ритмические палочки»
- Разработки коммуникативных игр с подпевание, коммуникативных танцев
- Картотека артикуляционных, дыхательных упражнений, упражнения для распевания
- Песни и попевки различной тематики для детей 5-7лет
- Материалы для развития музыкальной грамоты (карточки «Мажор» и «Минор», «Динамика», «Темп», дидактическая игра «Нотные знаки», аудиозаписи для прослушивания)
- Материалы для развития чувства ритма (дидактический материал «Длительности в музыке», «Ритм в музыкальной фразе», аудиозаписи музыкальных ритмов)
- Материалы для слушания музыки (картинки «Жанры в музыке», «Музыкальные инструменты», «Композиторы», компьютерная энциклопедия «Музыкальные инструменты», книги о музыке, аудиозаписи)
- Картотека упражнений на расслабления под музыку и самомассажа;
- Комплект моделей для ориентирования в пространстве
- Конспекты бесед для детей
- Конспекты консультаций для родителей
- Сценарии отчётных мероприятий и праздников
Список используемой литературы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...