Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)

Жуйкова Анна Ивановна
повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skoro_v_shkolu_2021-2022.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад КВ 180»

Проект в логопедической

подготовительной группе №4  

« Скоро в школу мы пойдем»

2021 – 2022 г.г.

Образовательный проект в логопедической подготовительной группе №4

«Скоро в школу мы пойдем»

Паспорт проекта:

Вид проекта:  информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: Долгосрочный

Срок реализации: с 13.09.2021-31.05.2022г.

Участники проекта:

  • дети логопедической подготовительной  группы №4;
  • воспитатели группы Жуйкова А. И. и Малышева Н. Е.;
  • родители воспитанников;
  • педагог – психолог Малышева Н. Е.

Описание проекта:

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весьуклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.

Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Новизна:

Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Проблема:

Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.

Результаты беседы на тему  «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.

Цель проекта: повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Для детей:

  • формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
  • развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
  • воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  • создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
  • обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
  • Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников сошколой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

Для педагогов:                                                                                                                                  

  • Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
  • облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
  • формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
  • доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

Для родителей:

  • информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
  • владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Для педагогов :

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.

Продукты проектной деятельности:

Для детей:

  • Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
  • Создание альбома «Что мне в школе пригодиться»;
  • Уголок школьника;
  • Выпускной бал.

Для родителей:

  • Результаты анкетирования «Скоро в школу»

Для педагогов:

  • Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе: сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе;
  • изготовление  папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе;
  • Презентация о проделанной работе на педсовете.

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка
  • библиотека для детей и родителей.
  • подбор литературы,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • выставки книг, рисунков,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическое сопровождение:

  • Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008г.
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: Мозаика-Синтез, 2016.
  • О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением  подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
  • Интернет-ресурсы.

Этапы реализации проекта                                                                                                                                                                                         1.Подготовительный этап  (с 13.09.2021 по 30.09.2021)

п/п

Содержание работы

Результат

ответственные

1.

Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.

Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта.

воспитатели

2.

Подбор информации по данной теме.

Создание методического обеспечения проекта.

Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей.

Подбор пословиц и поговорок по теме проекта

Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.

воспитатели

3.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Анкетирование родителей по теме,  родительские собрания.                                                                                        

воспитатели

2.Практический  этап ( с 01.10.2021 по 14.05.2022)

Мероприятия на сентябрь

Тема

ответственные

Беседы

« Что такое школа?».                                                    

воспитатели

ООД

ООД «Что такое школа и чем там занимаются дети?».  

воспитатели

Коммуникативная деятельность

Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Первое сентября»

Ю.Коваль «Нулевой класс»  

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование  «Здание школы»

воспитатели

Работа с родителями

Родительское собрание «Готовим детей к школе»,

Воспитатели, психолог

Мероприятия на октябрь

Тема

ответственные

Беседы

«Каким я буду первоклассником».  

воспитатели

ООД

 «Что тебе понравилось в школе?»   (составление рассказа)  

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

На школьную тематику

воспитатели

Экспериментальная деятельность(видео презентация)

Экскурсия в школу

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование  «Школьные принадлежности»

Лепка «Школьные принадлежности»

Слушание  песен о школе

Воспитатели

Работа с родителями

Памятка  «Советы родителям будущих первоклассников»,  

информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»  

воспитатели, родители, психолог

Мероприятия на ноябрь

Тема

ответственные

Беседы

 «Профессия учитель».  

воспитатели

ООД

Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?».  

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Игровая переменка».                                          «Звучит сигнал».

воспитатели

Дидактические игры

«Что возьмем в школу»  

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Магазин школьных принадлежностей»

воспитатели

Чтение художественной литературы

Э.Мошковская «Мы играем в школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Что я увидел в школе»

воспитатели

Работа с родителями

Анкетирование:  «Как вы готовите ребенка к школе?»

Воспитатели, психолог

Мероприятия на декабрь

Тема

ответственные

Беседы

 «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?»  

воспитатели

ООД

«Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа)

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

 «Скоро в школу»; «Слоговые домики».  

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Я – учитель»»  

воспитатели

Чтение художественной литературы

В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква»

воспитатели

Работа с родителями

Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»

Воспитатели, родители, психолог

Мероприятия на январь

Тема

ответственные

Беседы

«Чего нельзя делать в школе»

Воспитатели, психолог

Физическое развитие

п/и «Я – спортсмен!», «Найди!»

воспитатели

Дидактические игры

«Собери портфель в школу»                                   «Расскажу, но не покажу»,                      

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Урок физкультуры»

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу»  

воспитатели

Работа с родителями

Консультации

«Навыки первоклассника».  

воспитатели

Мероприятия на февраль

Тема

ответственные

Беседы

«Чем школа отличается от детского сада».  

воспитатели

ООД

«Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание)

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Я начну, а ты продолжи»,   «Собери портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Урок математики»

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто «В школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Конструирование «Моя школа»

воспитатели,

Работа с родителями

 Консультация «Как выбрать школу?»

воспитатели,

родители,

психолог

Мероприятия на март

Тема

ответственные

Беседы

« Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?».                                                    

воспитатели

ООД

«Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду»  

Воспитатели, психолог

Физическое развитие

 Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Расшифруй слова», «Числовые домики»

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Школьная библиотека»  

воспитатели

Чтение художественной литературы

М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»  

воспитатели

Продуктивная деятельность

Карта  «Дорога в школу»

воспитатели

Театральная деятельность

 Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку»

Воспитатели, психолог

Мероприятия на апрель

Тема

ответственные

Беседы

«Хотите ли вы учиться в школе?»

Воспитатели,

психолог

ООД

 «Чему учат в школе?»  

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет»  

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Школа».  

воспитатели

Чтение художественной литературы

М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»  

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «В какой школе я хочу учиться»

воспитатели

Работа с родителями

Консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации»

Итоговое родительское собрание по теме: «Как готовы дети к школе».

воспитатели, родители,

психолог

Мероприятия на май

Тема

ответственные

Беседы

«Какие предметы-помощники в школе?»

воспитатели

Дидактические игры

«Кто быстрее соберет портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

воспитатели

воспитатели

Продуктивная деятельность

Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу

Воспитатели, музыкальный работник

Работа с родителями

Фотовыставка «Наши папы и мамы  тоже были первоклашками»

Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»

воспитатели, родители, психолог

3.Итоговый этап (с 14.05.2022 по 31.05.2022)

п/п                                                        

Тема

ответственные

1

Выпускной бал « До свидания, детский сад!»

воспитатели,

родители, психолог

2

Создание презентации «Первый раз в первый класс!» (фотоотчет) для родителей и педагогов ДОУ.

воспитатели

3

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

Родители, воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...