Отчет по самообразованию на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" воспитателя Абрамовой Елены Ивановны
материал (старшая группа)

Абрамова Елена Ивановна

Темой сврего  самообразования я неслучайно выбрала "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста".Ведь маленькое зернышко нрапвственности и патриотизма закладывается именно в дошкольном возрасте. И чтобы вырастить высоконравственного человека, с правильными  жизненными ориентирами, уже сейчас необходимо воспитывать эти чувства у наших воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_abramova_e.i.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

педагога Абрамовой Елены  Ивановны

МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка»

на 2019-2020 учебный год:

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому,  моей задачей, как педагога, стало:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место я уделила художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие –либо предметы или явления – в рисунках, в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.  Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа» «Славим женщину – мать» и т. д., а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины»,  «Ничто не забыто, никто не забыт», «Слава воинам России» и т. д. Мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была фотогазета «Мой папа лучше всех». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Работаю в тесной связи с родителями  воспитанников.  Старалась подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Задачей было  - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, города); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем,  эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Работая по данной теме, я использовала в своей работе дидактический материал «Достопримечательности города»,  книгу «Сказы о земле Тамбовской».  Мною были подобраны произведения писателей Тамбовского  края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи (дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек  - участников ВОВ,  их фронтовые и трудовые подвиги).  Старалась подобрать такой дидактический материал о войне, что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Для этого родители принесли нам фотографии своих родственников, которые сражались на фронте, мною была оформлена «Книга памяти»». Были  подобраны циклы занятий о войне, беседы о городах героях, произведения для чтения, фотографии, стихи и картины. В своей работе старалась  подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Оформила лэпбук «День Победы». Весь цикл мероприятий , посвященных теме войны воплотились в долгосрочном  проекте «Дорогами войны». Так же с детьми осуществили краткосрочный проект «Дети – герои войны». В результате дети познакомились с маленькими героями большой войны и их подвигами.

Основной формой работы являлись тематические недели, такие как «Россия – Родина моя», «Прошлое и настоящее родного города», «Удивительный космос» и т. д.

Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед «Путешествие к звездам», «Первооткрыватели космоса», рисовали рисунки про космос, оформила лэпбук «Моя родина - Россия», которым дети с удовольствием пользуются, закрепляя знания о нашей Родине.

Так как у детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме,  объединяя занятие в комплексные,  с использованием творчества у детей,  развивается внимание и длительность интереса. Такие занятия позволяют повышать познавательную активность и эмоциональную атмосферу занятия

Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

К концу года  дети узнали, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Мной были изучены книги:

Н. Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.

А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.

Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.

Л. И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т. д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.

Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т. к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме нравственно-патриотического воспитания

Самообразование по теме нравственно-патриотического воспитания...

План по самообразованию по теме нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

мною разработан план на три учебных года по самообразованию на тему нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, подробно оисанна работа с родителями и детьми...

Самообразование на тему:"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наибо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Отчет по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

     В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деяте...