городские педчтения
материал

Ольга Викторовна Климова

городские педчтения на тему: "Принцип ндивидуализации в ДОУ через взаимодействие с семьёй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДОУ

ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

О.В.Климова

МБДОУ «Детский сад №7 «Улыбка» г. Лесосибирск, Россия

В статье проанализирован опыт работы с родителями на основе принципа индивидуализации в ДОУ.

Ключевые слова: сотрудничество, родители, проект.

The article analyzes the experience of working with parents on the basis of the principle of individualization in pre-school education.

Keywords: cooperation, parents, project.

Актуальность 

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей на основе принципа индивидуализации обучения предполагают переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.

Поэтому я начала работать с каждой отдельной семьей. При организации работы мне часто приходится решать вопросы:

- как заинтересовать родителей в совместной работе;

- как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ;

- сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.

Поэтому я сформулировала свою цель взаимодействия с семьями воспитанников: установление партнерских отношений участников образовательного процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.  

Цель реализую через следующие задачи:

- взаимодействие с родителями для изучения особенностей микросреды семьи;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

- использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, исходя из индивидуальных особенностей семьи.

Существует множество форм работы с родителями, которые опираются на принцип индивидуализации.

Для согласования воспитательных воздействий на ребенка начинаю работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных из анкетирования, личных наблюдений и бесед, анализирую особенности семейного воспитания каждого ребенка и специфику семей, вырабатываю тактику общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в индивидуальных потребностях повышения психолого-педагогической компетенции каждой семьи, учесть ее особенности.

Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям через различные формы работы с семьёй: выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; совместные экскурсии; дни открытых дверей; дни добрых дел; презентация группы. А также семинары – практикумы; встречи; НОД с участием родителей; «Интеллектуальные игры»; участие родителей в творческих конкурсах. Совместное сотворчество родителей и воспитателя в разработке портфолио ребёнка; подготовки и проведении праздников и развлечений.

Большое значение в осуществлении принципа индивидуализации имеет взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, через разработку и реализацию проектов совместно с семьей.

 В преддверии 85-летия Красноярскому краю, мы с родителями и детьми реализовали проект «Города Красноярского края», целью которого явилось создание условий для изучения городов Красноярского края, через поисково-познавательную деятельность. Проект стал познавательным не только для детей, но и для родителей, которые активно проявили себя.  Реализуя проект, мы ставили следующие задачи:

- расширить знания детей о городах Красноярского края (познакомить с географическим положением городов, их символикой, достопримечательностями, реками и озерами, с культурой и традициями городов Красноярского края);

- повысить культуру нравственно-патриотического воспитания детей и их родителей;

- стимулировать желание родителей и детей к совместной проектной деятельности;

- воспитывать любовь к   родному городу, краю, гордиться ими.  

На первом этапе проекта мы изучили интересы детей, собирали и анализировали информацию о городах края. 

В ходе реализации проекта были проведены познавательные занятия на темы: «Города Красноярского края», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края». Совместно с родителями оформлена папка «Города Красноярского края», разработана дидактическая игра по краеведению «Города Красноярского края», организована выставка рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет». Итоговым мероприятием проекта стала совместная с родителями игра, посвящённая 85-летию края «100/1».  

В результате повысился интерес родителей к проектной деятельности, что проявилось в их творческой инициативе к участию в следующем проекте.  

Таким проектом стало зимнее оформление прогулочного участка. В чате обрисовала проблему и необходимость снежных построек на участке для наших детей, поговорила с каждым родителем и обратилась с просьбой об участии в проекте. Началось бурное обсуждение, даже споры по тематике участка. Мы с родителями и детьми оформили участок для прогулок на тему: «Дорога без опасности». Папы приходили в свободное от работы время и собирали снег в большие кучи. В процессе групповых и индивидуальных бесед составили план проекта участка. Определились с датой, и совместными усилиями реализовали задуманное. Проект одержал победу в региональном конкурсе «Зимняя планета детства – 2021» в номинации «Зимняя сказка двора».

Реализуя принцип индивидуализации, привлекая родителей провожу тематические и творческие выставки, где представляются совместные работы родителей и малышей. Чтобы привлечь семьи к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое объявление. Родители не остаются равнодушными: рисуют, приносят фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать семьи моих воспитанников и объединить родителей и детей совместными впечатлениями.

Традиционным стало проведение ежегодной акции «Подари радость детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Акция начинается с объявления родителям о возможности подарить книги и игрушки детям младшего возраста. Семьи заинтересовались акцией и стали приносить книги и игрушки. Таким образом, в младшей группе образовалась целая библиотека, благодаря нашей акции. Искренняя и неподдельная радость в глазах детей заставила родителей быть добрее, внимательнее к окружающим. При этом дети начали понимать, что подарки приятно не только принимать, но и дарить их. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, создается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый принимает в нем посильное участие.  В результате у нас уютная и красивая группа, потому что любая работа продуктивна, если она правильно организована.

Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в работе с родителями. Каждый человек, нуждается в оценке своего труда. Не забывайте хвалить своих родителей. За каждое участие семьи в жизни группы и сада выражаю благодарность, поощряя дипломами, грамотами, благодарственными письмами и похвальными отзывами в чате. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились эффективно взаимодействовать не только с детьми и воспитателем, а и друг с другом.

В процессе реализации принципа индивидуализации, у меня появилась возможность перехода к доверительным отношениям с родителями своих воспитанников, что позволяет актуализировать воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в образовательный процесс ДОУ.

Список литературы:

1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

4. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

5. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.

       Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...

Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности, совместно игровой деятельности, мастер – классов и др.

№ГодОбобщение опыта1.2019г.АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК им С.Н. Донского II обобщение опыта на республиканских проблемных курсах тема: «Шахматы для малышей» (Сертификат...

Педчтения "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ"

Традиции - важная составляющая в повседневной жизни детского сада, группы. Существуют традиционные праздники, ритуалы, приветствия и т.д. Но есть сложившиеся традиции во взаимоотношениях с родителями ...