Права сказочных героев
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 12»
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»
Выполнила: | Доронина Надежда Анатольевна, воспитатель МБДОУ №12 г.Сорочинск, Оренбургская область |
Сорочинск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 6 |
3) | Дальнейшая разработка темы | 12 |
III. | Список литературы | 13 |
IV | Приложение | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения. А кто же такой ребёнок? Ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет.
Права ребёнка закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав ребёнка.
Зачем же ребёнку знать свои права? В первую очередь, чтобы чувствовать себя защищенным. Известно, что дети – самая зависимая и незащищенная категория социума. Не зная своих прав, ребёнок может делать то, чего он делать не должен или лишиться того, на что он имеет право. Поэтому, если ребёнок заинтересован в собственной защите, в торжестве справедливости, в знании своих реальных возможностей, он обязательно должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Кроме того, ребёнок должен знать свои права, чтобы чувствовать себя свободным. Знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное существование в обществе, помогает выявить и устранить неправомерные ситуации в повседневной жизни.
Если ребёнок не знает свои права, то, по сути, это означает, что у него их просто нет. При этом следует не просто знать список своих прав, но и иметь чёткое и ясное представление о том, где и как они применяются. Ребёнок является полноценным членом общества и заниматься его правовым воспитанием следует как можно раньше, в детских садах, но, конечно же, в игровой форме.
У прав ребёнка есть свои враги – нарушения прав. К сожалению, права и свободы ребёнка нарушаются нередко и видов этих нарушений немало
Итак, каждый ребёнок должен знать свои права. Это позволит ему узнать своё место в обществе, свой социальный статус, понять в чём происходит нарушение его прав и учиться отстаивать свои интересы, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной ситуации.
Данное занятие проводится в старшей группе в рамках месячника правовых знаний «Знать законы – значит вместе защищать свои права».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | Права сказочных героев | |||||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||||||
2. | Виды деятельности детей | Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, творческая активность. | |||||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Практические: пальчиковая гимнастика «Семья», подвижная игра «Три поросёнка». Наглядные: тематические иллюстрации к сказкам, карточки с пиктограммами по правам ребёнка, показ образа действий воспитателем пальчиковой игры, подвижной игры, инсценировка с героями сказок; Словесные: чтение отрывок из сказок. | |||||||
3. | Интеграция образовательных областей | социально-коммуникативное развитие: умение определять права ребёнка на примере нарушения прав животных художественно-эстетическое развитие: инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”, из сказки «Маша и медведь». физическое развитие: подвижная игра «Три поросёнка» речевое развитие: создание рассказа по картине (монологическая речь) на основе пиктограмм. | |||||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | |||||||
5. | Цель | способствовать правовому воспитанию дошкольников на примере сказочных героев, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”. | |||||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | |||||||
6.1 | Способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок. | Знает документ, защищающий их права и свободу. Называет основные права ребёнка и называет их. | |||||||
6.2 | Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. | Анализирует поступки сказочных героев, называет нарушенные в сказках права героев. | |||||||
6.3 | Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно. | Охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу прав ребёнка, умеет рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение. Умеет работать в коллективе, выслушивает мнение товарищей, не перебивает | |||||||
6.4 | Воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права. | Уважает права других, их мнение, несёт ответственность за свои поступки. | |||||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||||||
Затруднения | Способы преодоления | ||||||||
Выделение вида нарушения прав сказочных героев | Использование пиктограмм для наглядности | ||||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбук, проектор, обручи, маска волка. Музыкальный ряд: музыка «В гостях у сказки», музыка из мультфильма “Три поросенка”. Литературный ряд: фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”, сказка А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”, русская народная сказка “Снегурочка”, сказка “Гуси-лебеди”, сказки “Маша и медведь”. | |||||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам). |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | Воспитатель. Собрались все дети в круг. - Надеюсь, настроение у вас стало хорошее! Мы с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать. - Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка | Презентация 1 1 слайд - Конвенция прав ребенка 1 ребенок читает стихотворение (прил 1) | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Давайте вспомним, какие права мы уже знаем. Ребёнок имеет право:
Молодцы! Все права мы с вами вспомнили. | Дети перечисляют права | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? Тогда отправляемся. Внимание на экран. - Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро. - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого. Маша выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску. А сейчас, снова внимание. Воспитатель зачитывает отрывок из сказки: ... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу. “Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...” - Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
- Бывает обидно и неприятно. Итак, Маша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя. У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей) Ребята, а к нам спешат гости. Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть. Три братца дружно строят дом, - Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей) – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка” Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”. - Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку? Например: Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. Дети поют: Мы маленькие поросятки, Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк! Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может. Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики. - Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища). Проходите и снова внимание. …Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься. - Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей) Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей) - У Снегурочки появилась семья.
Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей) Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей) У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей) - А сейчас я предлагаю вам послушать загадку? Птицы страшные летали, - О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди) Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей) - Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей) Данил, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями. А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье. Это пальчик – дедушка, Это пальчик – бабушка, На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском. Игорь, какой язык для тебя родной, а для тебя, Амелия? Ева, а какой твой родной язык? Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке. - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке. К нам снова спешат сказочные герои. Инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет. (Ответы детей). Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Миша нарушил права Маши. - Снова прошу вашего внимания. ...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой. ...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным. “Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу. В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей) “Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей) - Каждый человек имеет Право на образование. Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей). Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей). А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Совсем скоро и вы отправитесь в школу. | Звучит музыка “В гостях у сказки” 2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка” 3 слайд 4 слайд – Право на жизнь. 5 слайд 6 слайд 7 слайд - Право на имя 8 слайд Приложение 2 10 слайд Проводится подвижная игра “Три поросенка”.Звучит музыка из мульт “Три поросенка”. 11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. 12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”. 13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”. 14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Пальчиковая гимнастика “Семья” 15 слайд 16 слайд Приложение 3 17 слайд 18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”: 19 слайд –иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик” 20 слайд | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля. Приступаем. | Презентация 2 | |
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям. (Дети перечисляют права детей) Всем спасибо, до свидания. | 21 слайд - Я ребенок. Я имею право ... |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Рассматривание серии сюжетных картинок | сюжетные картинки ,связанны с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: "взрослый-ребенок", "ребенок-ребенок","ребенок - окружающий мир". | Выполняется в детском саду |
1.2 | |||
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка". Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.). | Выполняется в семье |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога |
Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания программ, пособий и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.
- Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
- Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.
- Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014
- Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.
- Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
- Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-pravomu-vospitaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-podgotovitelnoy-gruppe-s-ispolzovaniem-ikt-prava-skazochn-2187820.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 ребёнок читает стихотворение:
В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/15/picture-103553-1710515350.jpg)
конспект занятия "Права сказочных героев"
Викторина, которая в занимательной форме знакомит детей старшего возраста с правами детей....
конспект занятия по правовому и духовно-нравственному воспитанию "Права сказочных героев"
ü В интересной и занимательной форме дать детям общее представление об их правах.ü Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять получ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-281606-1376742904.jpg)
"Защита прав сказочных героев"
Формировать у детей представление о праве на личную собственность, на неприкосновенность жилья.Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия.Воспитывать самоуважение и уважение к окружающи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-512331-1606399067.jpg)
Викторина по правовому воспитанию старших дошкольников "Права сказочных героев"
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнения. Правовое воспитание детей является одним из наиболее важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения ч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840128-1477911223.jpg)
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».
Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-929530-1496588647.jpg)
Досуг «Права сказочных героев»
Досуг по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему "Права сказочных героев"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/22/picture-1357212-1634929929.jpg)
Сказочное путешествие для детей средней группы «О правах сказочных героев»
laquo;О правах сказочных героев»...