Права сказочных героев
план-конспект занятия

Доронина Надежда Анатольевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_prava_skazochnyh_geroev.docx528.29 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Pavilion\Desktop\24425.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 12»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»

Выполнила:

Доронина

Надежда Анатольевна,

воспитатель МБДОУ №12 г.Сорочинск,

Оренбургская область

Сорочинск

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

   3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;                                  

   4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

   6

3)

Дальнейшая разработка темы

  12

III.

Список литературы

  13

IV

Приложение

  14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения. А кто же такой ребёнок? Ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет.

Права ребёнка закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав ребёнка.

Зачем же ребёнку знать свои права? В первую очередь, чтобы чувствовать себя защищенным. Известно, что дети – самая зависимая и незащищенная категория социума. Не зная своих прав, ребёнок может делать то, чего он делать не должен или лишиться того, на что он имеет право. Поэтому, если ребёнок заинтересован в собственной защите, в торжестве справедливости, в знании своих реальных возможностей, он обязательно должен знать свои права и уметь ими пользоваться.

Кроме того, ребёнок должен знать свои права, чтобы чувствовать себя свободным. Знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное существование в обществе, помогает выявить и устранить неправомерные ситуации в повседневной жизни.

Если ребёнок не знает свои права, то, по сути, это означает, что у него их просто нет. При этом следует не просто знать список своих прав, но и иметь чёткое и ясное представление о том, где и как они применяются. Ребёнок является полноценным членом общества и заниматься его правовым воспитанием  следует  как можно раньше, в детских садах, но, конечно же, в игровой форме.  

У прав ребёнка есть свои враги – нарушения прав. К сожалению, права и свободы ребёнка нарушаются нередко и видов этих нарушений немало

Итак, каждый ребёнок должен знать свои права. Это позволит ему узнать своё место в обществе, свой социальный статус, понять в чём происходит нарушение его прав и учиться отстаивать свои интересы, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной ситуации.

Данное занятие проводится в старшей группе в рамках месячника правовых знаний «Знать законы – значит вместе защищать свои права».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Права сказочных героев

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, творческая активность.

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Практические: пальчиковая гимнастика «Семья», подвижная игра «Три поросёнка».

Наглядные: тематические иллюстрации к сказкам, карточки с пиктограммами по правам ребёнка, показ образа действий воспитателем пальчиковой игры, подвижной игры, инсценировка с героями сказок;

Словесные: чтение отрывок из сказок.

3.

Интеграция образовательных областей

социально-коммуникативное развитие: умение определять права ребёнка на примере нарушения прав животных

художественно-эстетическое развитие: инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”, из сказки «Маша и медведь».

физическое развитие: подвижная игра «Три поросёнка»

речевое развитие: создание рассказа по картине (монологическая речь) на основе пиктограмм.

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

способствовать правовому воспитанию дошкольников на примере сказочных героев, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок.

Знает документ, защищающий их права и свободу.

Называет основные права ребёнка и называет их.

6.2

Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права.

Анализирует поступки сказочных героев, называет нарушенные в сказках права героев.

6.3

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно.

Охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу прав ребёнка, умеет рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение. Умеет работать в коллективе, выслушивает мнение товарищей, не перебивает

6.4

Воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Уважает права других, их мнение, несёт ответственность за свои поступки.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Выделение вида нарушения прав сказочных героев

Использование пиктограмм для наглядности

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбук, проектор, обручи, маска волка.

Музыкальный ряд: музыка «В гостях у сказки», музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Литературный ряд: фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”, сказка А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”, русская народная сказка “Снегурочка”, сказка “Гуси-лебеди”, сказки “Маша и медведь”.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

-  Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Мы с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка

Презентация 1

1 слайд - Конвенция прав ребенка

1 ребенок читает стихотворение (прил 1)

1.2

Мотивация деятельности детей

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Давайте вспомним, какие права мы уже знаем.

Ребёнок имеет право:

  • на жизнь
  • на жизнь в семье со своими родителями
  • на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению
  • свободно выражать своё мнение
  • на бесплатное образование
  • на бесплатную медицинскую помощь
  • на владение личным имуществом
  • на неприкосновенность жилища
  • на свою тайну
  • на отдых и досуг.

Молодцы! Все права мы с вами вспомнили.

Дети перечисляют права

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? Тогда отправляемся. Внимание на экран.

- Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

- Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

Маша выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”

- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

  • Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

- Бывает обидно и неприятно. Итак, Маша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Ребята, а к нам спешат гости.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом, 
Тепло, уютно будет в нём. 
В работе братцы знают толк, 
Не сможет в дом пробраться волк.

- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

– Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:  Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга.

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

…Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

- У Снегурочки появилась семья.

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошоа вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали, 
Братца милого украли. 
Ничего с ним не случится - 
Выручит его сестрица.

- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

Данил, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Это пальчик – дедушка, Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка, Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я, Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Игорь, какой язык для тебя родной, а для тебя, Амелия? Ева, а какой твой родной язык?

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.

- Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

К нам снова спешат сказочные герои.

Инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

(Ответы детей).

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Миша нарушил права Маши.

- Снова прошу вашего внимания.

...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

- Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Звучит музыка “В гостях у сказки”  

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

3 слайд 

4 слайд – Право на жизнь.

5 слайд

6 слайд

7 слайд - Право на имя

8 слайд

Приложение 2

10 слайд 

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.Звучит музыка из мульт “Три поросенка”.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. 

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

15 слайд

16 слайд 

Приложение 3

17 слайд 

18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

19 слайд –иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

20 слайд

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. 

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Приступаем.

Презентация 2

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

(Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, до свидания.

21 слайд - Я ребенок. Я имею право ...

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Рассматривание серии сюжетных картинок

сюжетные картинки ,связанны с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: "взрослый-ребенок", "ребенок-ребенок","ребенок - окружающий мир".

Выполняется в детском саду

1.2

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривает набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка".  Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.).

Выполняется в семье

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания программ, пособий и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
  3. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
  4. Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.
  5. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014
  6. Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.
  7. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  8. Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.
  9. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-pravomu-vospitaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-podgotovitelnoy-gruppe-s-ispolzovaniem-ikt-prava-skazochn-2187820.html 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 ребёнок читает стихотворение:

В Конвенции каждый найдет

На важный вопрос ответ:

Ребенком считается тот,

Кто не достиг 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Права сказочных героев"

Викторина, которая в занимательной форме знакомит детей старшего возраста с правами детей....

конспект занятия по правовому и духовно-нравственному воспитанию "Права сказочных героев"

ü В интересной и занимательной форме дать детям общее представление об их правах.ü Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять получ...

"Защита прав сказочных героев"

Формировать у детей представление о праве на личную собственность, на неприкосновенность жилья.Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия.Воспитывать самоуважение и уважение к окружающи...

Викторина по правовому воспитанию старших дошкольников "Права сказочных героев"

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнения. Правовое воспитание детей является одним из наиболее важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения ч...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».

Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...

Досуг «Права сказочных героев»

Досуг по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему "Права сказочных героев"...