Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста «Читающая семья»
проект (старшая группа)

Долгосрочный проект

для детей дошкольного возраста

«Читающая семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №211»

Долгосрочный проект

для детей дошкольного возраста

«Читающая семья»

                                     https://us.123rf.com/450wm/habun/habun1811/habun181100013/112803101-reading-books-with-parents-and-children.jpg?ver=6

2018-2019 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №211»

350080, г. Краснодар, ул. Тюляева,22 тел.:(8861)23-86-43

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта «Читающая семья»

Тема проекта

«Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи»

Авторы проекта

Зленко Людмила Ивановна-старший воспитатель,

Романченко Марина Ивановна-учитель логопед,

Цыганкова Юлия Алексеевна-воспитатель

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед,  родители, детский отдел библиотеки им. Н.А. Островского

Вид проекта

Социально-значимый

Срок реализации

8 месяцев.

База реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №211»

Проблема

Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи.

Актуальность  

     Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Цель: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам через творческую, познавательную деятельность и творческие связи детского сада, библиотеки и семьи.

Задачи:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки;

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Гипотеза: если как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, и возродить утраченную традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
  5. Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Направления проектной деятельности:

1. Работа по развитию речи

  • Активизация и расширение словаря по теме.
  • Сочинение рассказов из собственного опыта.
  • Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг.

2. Работа с семьей

  • Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин.
  • Подготовка рассказа «Моя любимая книга»
  • Помощь родителям в создании домашней библиотеки или уголка книг.

3. Творческая деятельность детей:

  • Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
  • Аппликация «Закладки – друзья книги».
  • Создание книг-самоделок.
  • Ручной труд по ремонту книг «Больница для книг»

4. Реализация проекта через

  • Непосредственно образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей.
  • Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
  • Работу педагогов с родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Механизм реализации проекта

Беседы, занятия, чтение художественной и познавательной литературы, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры, использование фольклора, экскурсии, акции, выставки работ, развлечение, просмотр мультфильмов и презентаций, тематические недели, конкурс чтецов, анкетирование и консультации для родителей, взаимодействие со специалистами и социумом.

Этапы реализации проекта

Этапы

проекта

Содержание этапов проекта

Сроки

Ответственные

Первый этап

(организационный) поисково-теоретический

  • Определение темы проекта.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
  • Формулировка цели и задачи проекта.
  • Создание банка идей и предложений.
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
  • Планирование деятельности педагогов.
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Сентябрь

2018 года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад№211»

Второй этап

(практический)

реализация проекта

Организация мини-библиотеки в группе «Книжный уголок»,

Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, сказки и стихи.

Беседы «Зачем нужна библиотека?», «Жанры литературы».

Ситуативный разговор «Что делать, если ты порвал книгу».

Чтение:

С. Михалков «Дом книги», А. Усачёв «О чтении»

Настольно – печатные игры: «Профессии», «Хорошо - плохо».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Аптечка для книг», «Книжный магазин» и др.

Проведение акции «Подари книгу детскому саду»

Экскурсия в библиотеку им. Н.А. Островского «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь"

Октябрь 2018 года

14 октября

2018 года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

спец. библиотеки и Е.Е. Валл

Знакомство с творчеством В. Бианки, Е.Чарушина, К.Д.Ушинского.

Чтение произведений:

- В. Бианки «Кто как зимует», «Синичкин календарь», «Готовимся к зиме», «Лесной колобок – колючий бок»;

- Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Лисята», «Волчишко»;

- К. Д. Ушинский «Четыре желания», «Ветер и Солнце».

Речевые игры: «Назови ласково», «Какой, какая, какие?».

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Игра – драматизация по сказке В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Рисование по рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Ручной труд «Больница для книг». 

Настольно – печатные игры: «В мире животных», «Живая природа».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка».

«Родительская гостиная» показ презентации «Мой книжный уголок дома»

Ноябрь

2018 года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

Беседа «Что может произойти, если не читать совсем».

Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка»

Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки»

Чтение РНС «Морозко», «Снегурочка», «Зимовье зверей», УНС «Рукавичка».

Драматизация сказки «Зимовье зверей».

Настольно – печатные игры: «Сказка за сказкой», «Жили – были сказки», «Угадай сказку».

Коврограф с игровым набором «Русские народные сказки».

Изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей ясельных и младших групп

Показ театра по сказке «Теремок» для детей ясельных и младших групп.

Консультация «Зачем читать детям книги?».

Декабрь 2018 года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы»

Беседа «Народные зимние праздники». 

Чтение РНС «Два Мороза», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По – щучьему велению».

Придумывание с детьми концовки к сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Отгадывание и придумывание загадок по теме «Зима».

Народные игры «Кострома», «Идёт дед».

Разучивание колядок.

Раскраски по РНС.

Настольный, пальчиковый театр.

Коврограф с игровым набором «Русские народные сказки».

Пазлы по русским народным сказкам.

Музыкально – литературная гостиная - показ родителям музыкальной постановки сказки «Рукавичка».

Январь 2019года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» и беседа по теме «Русские богатыри».

Чтение РНС «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Пословицы и поговорки о защите Родины.

Народные игры «Воевода», «Красное знамя».

Литературная викторина «Знатоки сказок».

Аппликация «Закладки – друзья книги».

Консультации для родителей «Что и как читать детям».

Памятка «Читаем детям».

Ручной труд «Больница для книг». 

Февраль

2019

года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

Знакомство с творчеством братьев Гримм».

Чтение произведений «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Госпожа Метелица».

Слушание и разучивание песни из мультфильма «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету».

Придумывание загадок к сказке «Бременские музыканты».

Игра – путешествие по сказкам братьев Гримм.

Март

2019

года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

Ситаутивный разговор «Отмечаем Международный день детской книги» 

Дидактическая игра «Назови сказку по предмету».

Речевая игра «Узнай героя».

Консультация для родителей «Читаем сказки всей семьёй».

Итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок»

Апрель

2019 года

8 апреля

2019 года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

спец. библиотеки и Е.Е. Валл

Третий этап подведение итогов проектной деятельности и презентации проекта

1.Выставка книжек-самоделок

2.Оформление газеты «Папа, мама, я – читающая семья.

3.Презентация книг-самоделок

4. Проведение итогового мероприятия «По страницам любимых сказок» в литературной гостиной с поэтессой Инной Силенок.

5.Альбом «Сказочная страна глазами детей»

6.Выставка рисунков по рассказам К.Д. Ушинского

7.Викторина для родителей «Мы – читающая семья»

8.Обработка и обобщение полученных данных (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов оформление материалов).

9.Подведение итогов проекта на заключительно-педагогическом совете ДОО.

Май

2019

года

Старший воспитатель,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

педагог-психолог

Продукты проекта:

1.Выставка альбомов «Сказочная страна глазами детей»

2. Конкурс творческих работ «Книга своими руками» (изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей ясельных и младших групп)

3. Акция «Подари книгу детскому саду»

4. Показ спектакля по РНС «Теремок» для детей ясельных и младших групп.

5. Выставка газет «Папа, мама, я – читающая семья.

6. Викторина «Мы – читающая семья» (с участие родителей, детей старших и подготовительных групп).

7.Мероприятие: показ родителям музыкальной постановки сказки «Рукавичка».

8. Литературная викторина «Знатоки сказок» (с участием детей старших и подготовительных групп)

9. Итогового мероприятия в литературной гостиной с поэтессой Инной Силенок «По страницам любимых сказок» (совместно с родителями и детьми средних и старших групп)

Задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

Создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом библиотеки им. Н.А. Островского

Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни

 

 

 Литература:


1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3.Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод.пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
4.Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект для детей дошкольного возраста "Герб семьи"

Название проекта «Герб семьи»База проекта:  МАДОУ «Детский сад № 216«Кораблик детства» г. КраснодарАвтор проекта : Крапивкина Оксана Анатольевна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: творчес...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ»

Наш мир стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества....

Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Проект для детей дошкольного возраста (5-6 лет) "Мама, папа, я - читающая семья"

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания, имеющая  особое значение для читательской судьбы ребёнка. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ...

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста «Отель для насекомых»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим....

Долгосрочный информационно-исследовательский,игровой проект для детей дошкольного возраста "Правильное и здоровое питание"

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. По статистике за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ...