Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Студия танца «Ассорти»
рабочая программа

 Регина

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Студия танца «Ассорти»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studiya_tantsa_assrti.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

  1. Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия танца «Ассорти» имеет художественную направленность и направлена на формирование у детей 7-11 лет навыков танцевальной техники, укрепление физического, психического и психологического здоровья. Содержание и материал данной программы соответствует стартовому уровню сложности.

Старший дошкольный и младший школьный возраста – это периоды бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. Очень важно на этом этапе развития личности определять и развивать способности и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, предоставлять неограниченные возможности в проявлении себя во всех видах музыкального творчества.

         Танец – это важное средство эстетического воспитания, а так же развития творческих способностей. У детей воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Кроме того, у детей развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости.

  1. Новизна

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:

-новые методики преподавания (игротанцы, игровая партерная гимнастика);

- инновационные направления (самомассаж, йога для детей).

Программа направлена на содействие развитию эмоциональности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через танцевально-игровую деятельность. Занятия программы включают в себя здоровье сберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют развитию чувства ритма и формированию навыков выражения эмоций через танец. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1.3. Актуальность

Большой спрос родительской общественности на обучение детей 7-11 летнего возраста хореографии определил актуальность данной программы.

Занятия танцами не только дают учащимся практические умения и навыки, формируют начальный опыт творческой деятельности, но и формируют интерес к творчеству и традициям, раскрывают внутренний мир ребёнка, повышают его эстетический уровень развития, приобщают к здоровому образу жизни и учат поддерживать его, что и определяет ее актуальность. Забота о подрастающем поколении требует особого внимания. Поэтому значимость программы состоит ещё и в помощи детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни. Так же человек, занимающийся танцами, всегда выгодно отличается в толпе стройностью, подтянутостью, изяществом и грацией в движениях.

1.4.         Педагогическая целесообразность

Занятия танцами способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Гибкость, координация движений способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. В результате занятий у ребёнка формируется здоровый образ жизни, укрепляется организм, появляется уважительное отношение к своему здоровью. Помимо танцевальных постановок, дети принимают участие в музыкальных (подтанцовках) и в патриотических мероприятиях (инсценировка событий) и т.д.

Программа содержит в себе небольшую теоретическую часть, которая расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир, формирует знания о хореографии.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

1.5.         Цель и задачи программы

Цель – обучение основам танца через развитие творческих и физических способностей.

Задачи:

обучающие:

  • дать основные понятия, используемые в хореографии;
  • обучить основным простым элементам танца.

развивающие:

  • способствовать развитию координации, гибкости, пластики и физической выносливости;
  • развивать внимательность и наблюдательность, память и артистизм;
  • развивать музыкальное воображение и творческую активность;
  • способствовать развитию музыкальных способностей (ритмического, ладотонального, динамического и темпового слуха);
  • способствовать развитию мелкой и крупной моторики.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию художественного вкуса и уважению к искусству танца;
  • способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни и гармонии тела;
  • сформировать у детей чувство сплоченности, ответственности и коммуникабельности.

1.6.         Отличительная особенность

При разработке данной программы была использована образовательная программа «Солнечный мир танца». Программа «Студия танца «Ассорти» отличается от указанной выше программы тем, что в ней используются новые методики преподавания (игротанцы, игровая партерная гимнастика) и инновационные направления (самомассаж, йога для детей).

Обучение танцам детей по дополнительной программе предполагает изучение основ танцевальной культуры, умения красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под оригинальное музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.

1.7.          Возраст детей, участвующих в реализации программы

Данная программа рассчитана на возраст детей от 7 до 10 лет. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).

Учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной группы до 12 человек.

1.8.         Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем учебных часов – 144 учебных часа в год.

1.9.         Основные формы обучения и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия с 10-минутным перерывом между ними. Продолжительность академического часа – 40 минут.

Учебный год начинается с 10 сентября и заканчивается 30 мая. Форма обучения - групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом. Последовательность изложения тем и количество времени корректируется календарным планом и может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей, темы года, участия в конкурсах и фестивалях, концертах.

1.10.         Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Систематические занятия обеспечат формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. В конце года у учащихся улучшится состояние опорно-двигательной системы и повысится пластика. Множество упражнений туловища и рук укрепят скелетные мышцы и мышцы внутренних органов. Разучивание множество видов танцев поспособствуют формированию устойчивого понятия о здоровом образе жизни. Подвижная и задорная музыка улучшает настроение и формирует оптимистический настрой на жизненные ситуации.

В хореографии система предъявления результатов образовательной деятельности представлена в виде участия в танцевальных конкурсах и фестивалях, школьных мероприятиях, отчетных концертах, открытых занятий.

Должны знать:

• термины, применяемые педагогом на протяжении всего обучаемого года;

• происхождение и особенности современного танца;

• исполнение танцевальных движений или упражнений;

Должны уметь:

• импровизировать

• правильно выполнять танцевальные движения;

• ориентироваться в танцевальных стилях и отличать их друг от друга;

При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:

• нагрузку увеличивать постепенно;

• чередовать упражнения быстрые и медленные;

• темп исполнения упражнений должен быть медленным с последующим ускорением;

• важно следить за дыханием и самочувствием учащихся.

• показ движений и объяснение методики исполнения с акцентом на наиболее важных моментах и основных понятиях

• активизация мышления и творческих способностей учащихся в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.

• на начальных этапах обучения различным танцевальным движениям отводится большая часть урока, впоследствии время исполнения сокращается за счет ускорения темпа и соединения отдельных движений в комбинации.

1.11.         Формы подведения итогов реализации программы

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является: контроль общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год. ОУУиН учащихся оцениваются по 5 балльной системе, от 0-5 баллов. Проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующий протокол. Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям: освоение теории, освоение практических навыков и умений, творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.

Формы текущего контроля приобретения навыков и умений: наблюдение за учащимися на протяжении учебного года, опрос по теоретическим знаниям (основные понятия в хореографии и простые движения в танцах), проверка практических навыков (выполнение основных простых танцевальных движений под музыку, умение изменять движения в соответствии с изменение ритма и динамики звучания музыкального произведения, координация движений и ориентировка в пространстве, эмоциональная передача музыки через движения и мимику). Применяются также методы самоконтроля (сверка с образцом) и взаимоконтроля. Ведется постоянное педагогическое наблюдение за поведением, коммуникабельностью, отношением воспитанников к труду, инструкциям и заданиям.

Основной формой итогового контроля является смотр знаний, умений и навыков у детей в возрасте от 7 до 11 лет через организацию и проведение отчетного концерта.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации, контроля

I.

Вводный

1

0,5

0,5

1.1

Знакомство и инструктаж по технике безопасности

1

0,5

0,5

Опрос

II.

Основной

135

29

106

2.1.

Азбука современного танца

55

14

41

Наблюдение

2.1.1.

Разминка

10

2

8

Наблюдение

2.1.2.

Классический экзерсис

8

2

6

Наблюдение

2.1.3.

Рисунок танца

7

2

5

Наблюдение

2.1.4.

Танцевальная импровизация

8

8

Наблюдение

2.1.5.

Танцевальные комбинации

12

4

8

Наблюдение

2.4.

Партерная гимнастика, упражнения на расслабление и релаксацию

10

2

8

Наблюдение

2.5.

Игровые танцы

15

-

15

Наблюдение

2.6.

Репетиционно-постановочная работа

10

3

7

Наблюдение

III.

Заключительный

8

0,5

7,5

3.1.

Концертная деятельность

8

0,5

7,5

Наблюдение, отчетный концерт

Итого:

144

30

114

Содержание программы

I. Вводный раздел (1 час)

1.1. Знакомство и инструктаж по технике безопасности (1 час) – снятие психоэмоционального напряжения, знакомство, инструктаж по технике безопасности, организационные вопросы.

Теория: расписание занятий, правила поведения, внешний вид, инструктаж по технике безопасности.

Практика: игры на сплочение коллектива

II. Основной раздел (135 часов)

2.1. Азбука современного танца  (55 часов):

2.1.1.Разминка (10 часов)

Теория : Значение разминки. Проводится на каждом уроке в течении 10-15 минут стоя на середине зала в виде фитнеса  под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. Профилактика травматизма.

Практика: разогрев и растяжка всех суставов и мышц перед занятием, а следовательно, меньший риск травм и отсутствие болевых ощущений после занятий.

            2.1.2.Классический экзерсис (8 часов)

Движения классического экзерсиса вводятся с целью повышения культуры танца, раскрытие эстетики и красоты танцевальной формы. Экзерсис классического танца необходим для правильной постановки корпуса, координации, устойчивости (aplomb), развития мышц и двигательной памяти, укрепления суставно-мышечного аппарата. Движения классического экзерсиса вводятся с целью повышения культуры танца, раскрытие эстетики и красоты танцевальной формы.

2.1.3.Рисунок танца (7 часов ) – развитие координации и ориентации в пространстве.

Теория: Правила и логика построений и перестроений по заданным вариантам (линии, колонны, круг, диагональ, шахматный порядок.)

Практика: упражнения на ориентацию и координацию в пространстве.

Движения в продвижении по диагонали, по линиям, кругу, два крага , клин, полукруг.

2.1.4. Танцевальная импровизация (8 часов) – развитие воображения, фантазии, формирование умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.

2.1.5. Танцевальные комбинации (12 часов) – В раздел включены элементы современного танца, элементы постановочного танца, отдельные связки.

развитие координации корпуса, ног и рук через использование различных видов танцев, знакомство с многими танцевальными техниками и направлениями (модерн, джаз, хип-хоп и др).

Теория: элементы современного танца

Практика: танцевальные комбинации.

2.2. Партерная гимнастика и упражнения на расслабление и релаксацию (10 часов) –

Теория: правила исполнения упражнений; правила техники безопасности при выполнении сложных элементов. Значение хорошей растяжки. Динамические и статические упражнения. Дыхание во время растяжки. Научится расслабляться и восстанавливать дыхание.

Практика: Упражнения партерной гимнастики на развитие:

*выворотности стоп (верхняя и нижняя)

*развитие амплитуды шага, танцевального шага

*развитие силы ног

* подвижности и укрепление связок голеностопного сустава

*выворотности и подвижности коленного и тазобедренного суставов

*развитие эластичности мышц бедра

*развитие гибкости, укрепление мышц спины

*подвижности плечевых суставов

*укрепление мышц брюшного пресса

*развитие гибкости позвоночника

*развитие устойчивости

2.5. Игры (15 часов) – на сплоченность коллектива, танцевально игровые задания игры , на развитии координации и внимания.

Практика: на сплоченность : «Как меня зовут», «Виноградная гроздь», «Комплименты», «Ветер дует на того…»

Игра на развитие координации «Запрещенное движение»

Танцевально игровое задание на активизацию участников: «Творческая минутка»

2.6. Репетиционно-постановочная работа (10) – обучение основам композиции и постановки танцев.

Теория: Основы композиции и постановки танца

Практика: Постановка ссовременного танца «Я хочу танцевать», «Летчик»

III.        Заключительный раздел (8 часов)

3.1.  Концертная деятельность (8 часов) – изучение основ сценической культуры, подведение итогов реализации программы, оценивание знаний, умений и навыков, подготовка и проведение отчетного концерта.

Теория: теория сценической культуры.

Практика: отчетный концерт

Методическое обеспечение и техническое оснащение программы

        Перечень методических материалов:

- плакаты с изображением основных хореографических поз;

- фонотека;

- картинки с изображением животных и сказочных персонажей;

- разработки информационного характера: загадки, рекомендации для родителей «От движений к танцам»;

- творческие отчёты по программе: фотоархив, отчетный концерт.

        Техническое оснащение программы:

- музыкальный центр – 1 шт.

- ноутбук – 1 шт.

- колонки – 4 шт.

- детские обручи – 12 шт.

- мягкие индивидуальные коврики (матрацы) – 12 шт.

- фитбол (диаметр 60 см) – 12 шт.

- резиновый мяч (диаметр 20 см)

-  лента гимнастическая – 12 шт.


Список использованной литературы

1. Алексидзе, Георгий Школа балетмейстера / Георгий Алексидзе. - М.: ГИТИС, 2017

2. Безуглая, Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие / Г.А. Безуглая. - М.: Планета музыки, Лань, 2015.

3. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 2015.

4. Грант, Гейл Практический словарь классического балета / Гейл Грант. - М.: МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2015.

5. Дудинская, Наталия Жизнь в искусстве / Наталия Дудинская. - М.: СПбГУП, 2017.

6. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. - М.: Искусство, 2015. - 240 c.

7. Костровицкая, В. Школа классического танца / В. Костровицкая, А. Писарев. - М.: Искусство, 2016.

8. Слонимский, Ю. В честь танца / Ю. Слонимский. - М.: Искусство, 2017

9. Ткаченко, Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М.: Искусство, 2016.

10. Чистякова, В. В мире танца / В. Чистякова. - М.: Искусство, 2017.

11. Образовательная программа «Солнечный мир танца» http://soldance.narod.ru/program.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»

Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лепунюшка-грамотейка»

Программа «Лепунюшка - грамотейка» направлена на овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, развитие мелкой моторики, что формирует психологическую готовнос...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 4-5 лет "Юные художники"

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. ...