Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме "Растительный итр Алтайского края"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Самохвалова Марина Николаевна

формирование у детей представлений о многообразии растительного мира родного края. Ознакомление детей с разнообразием многоярусного растительного мира родного края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны. Систематизирование знаний об окружающем мире. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._rastitelnyy_mir_altayskogo_kraya.13.09-17.09.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели «Растительный мир Алтайского края»

Сроки: 13.09-17.09.2021

Цель: формирование у детей представлений о многообразии растительного мира родного края. познакомить детей с разнообразием многоярусного растительного мира родного края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны. Систематизировать знания об окружающем мире. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Организация первой половины дня

Организация второй половины дня

утро радостных встреч

НОД (вид, тема занятия с обозначением литературы и стр.)

прогулки (в первой и второй половине дня)

НОД (вид, тема занятия с обозначением литературы и стр.)

игровая деятельность

индивидуальная работа с детьми

Понедельник 13.09

Беседа на тему «Что такое растительный мир?»

Цель: Способствовать формированию знаний о мире растений.

Беседа «Деревья родного края».

Цель: Обучать детей различать деревья по определенным признакам; уточнить знания детей о строении дерева; вызвать интерес к растениям родного края.

Работа в уголке патриотического воспитания «Люблю березку русскую» (знакомство с берёзой, её строением (ствол, ветки, корень, листья).

Цель: Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

Д/и «С какого дерева листок» - учить ребят соотносить листок к нужному дереву.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Волшебный мешочек» (приложение 1).

Цель:        в этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Ознакомление с окружающим миром.

Тема «Петрушка идет рисовать».

Цель: продолжать учить детей группировать предметы по назначению. Развивать любознательность.  Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.- С. 15-16.

Музыка. По плану музыкального руководителя.

 Литература: Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Прогулочная карта №9 «День подвижных игр».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Осень». Издательство «Учитель».  

1. Развивающий диалог «Движение тела человека».

Цель: формирование представлений о движении на примере движения собственного тела.

Литература: Крашенинников Е.Е. Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.- С. 14-17.

1. Чтение стихотворения: С. Есенина «Белая берёза».

Цель: знакомство с различными деревьями в стихотворной форме, развитие памяти, слухового внимания; ознакомление с народным творчеством.

2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес»

Цель: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Закрепить знания об окружающем мире.

3. Подвижная игра «У медведя во бору» (приложение 2). 

4. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Провести этическую беседу с Сашей Г., Яной К., Варей С. «К чему ведут ссоры в игре».

Литература: Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.- С. 31.

Вторник 14.09

Беседа нравственно-патриотической направленности «Что я знаю об Алтайском крае».

Цель: дать детям первоначальные знания о родном крае. Учить находить и называть знакомые объекты на фотографиях. Закреплять знания о растениях и животных родного края. Воспитывать любовь к малой Родине.

Беседа на тему «Зеленая аптека Алтайского края».

Цель: формирование представления о лекарственных растениях родного края, объяснение детям, что растения имеют целебные свойства, воспитание бережного отношение к растениям.

Игра, направленная на ЗОЖ «Наши помощники – растения» (приложение 3).

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Художественное творчество.

Лепка «Большие и маленькие морковки».

Цели: закреплять умение детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Литература: Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий (4-5 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – С.44.

Физкультура. 

Тема: Занятие №

Цель:  формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве; учить пользоваться физкультурным оборудованием; обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей.

Литература: С.Ю.Фёдорова, Планы физкультурных занятий с детьми 4-5 лет. Москва-Синтез, 2020  

Прогулочная карта №10 «Зеркальный день».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Осень». Издательство «Учитель».  

Английский язык.

По плану педагога по английскому языку.

1. Чтение Э. Мошковская «Дедушка Дерево».

Цель: познакомить детей с новым произведением, продолжать учить слушать внимательно, высказывать свое мнение.

2. Игра-ситуация «Незаметно пролетело лето».

Цель: развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию, способствовать развитию выразительной интонации, учить приемам пантомимы.

Литература: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2019.- 54-57.

3. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить Артема К., Колю С., Матвея С., Вику М. играть
на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Среда 15.09

Беседа: «Почему нужно беречь деревьякустыцветы»

Цель: формирование знаний о том, что любая растительность нужна миру.

Беседа о безопасности «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: знакомить с названиями ядовитых и съедобных грибов, расширять кругозор.

Словесная игра «Что нужно?» (приложение 4).

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

ФЭМП  Занятие №3.

Цели: упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее-короче, широкий-узкий, шире-уже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.  

Литература: Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2020. – С.14-15. 

Музыка. По плану музыкального руководителя.

Литература: Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Прогулочная карта №11 «День осенних цветов».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Осень». Издательство «Учитель».  

1. Сюжетно-ролевая игра «В лес за грибами».
Цель: знакомить с названиями ядовитых и съедобных грибов, расширять кругозор, словарный запас, развивать воображение, мышление.

2. Чтение И. Бунина «Листопад» (отрывок)

Цель: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение.

3. Подвижная игра «Птички и кошка» (приложение 5).

4. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить Кристину О., Катю Б., Еву Ш., Варю С., Максима Ф. правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.

Четверг 16.09

Беседа по теме ЗОЖ «Овощи – кладовая здоровья».

Цель: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Научить детей выбирать самые полезные продукты.

Беседа: «Цветущий луг»

Цель: закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; знакомить с Красной книгой растений; воспитывать любовь к природе.

Экологические игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Развитие речи: Занятие 3. Обучение рассказыванию «Наша неваляшка».

Цели: учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2020. – С.28-29.

Художественное творчество.

Рисование «Красивые цветы».

Цели: учить передавать в рисунке части растения. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать.

Литература: Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий (4-5 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – С.47.

Физкультура на улице по плану воспитателя по физической культуре.

Прогулочная карта №12 «День осенних плодов».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Осень». Издательство «Учитель».  

1. Эксперимент Тема №3 «Превращение».

Цель: знакомить со словом «превращается», учить искать превращения. Формировать умение фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был - будет», «был – станет». Учить демонстрировать действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Литература: Веракса Н.Е. Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.- С. 15-18.

1. Чтение Ю.А. Крутогоров «Рассказы о деревьях»

Цель: развивать воображение, умение видеть мир глазами автора. Развивать усидчивость.

2. Дидактическая игра «Назови предмет».

Цель: закреплять умение группировать предметы по происхождению (рукотворный и природный мир), по названию.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.- С. 58.

4. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить Есению К., Васю Я., Тимофея Т., Федю К. соблюдать ролевое соподчинение, вести ролевые диалоги.

Пятница 17.09

Беседа «Этажи леса».

Цель: познакомить детей с разным уровнем леса (первый – травы, второй – кусты, третий – деревья).

Д/и «Дерево-куст».

Цель: закрепление умения различать дерево и куст.

Математическая игра "Кто скорее свернет ленту" (приложение 6).

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Конструирование. Тема 1. «Загородки и заборы».

Цель: упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур; закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Литература: Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.- С. 13-21.

Физкультура. 

Тема: Занятие №

Цель:  формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве; учить пользоваться физкультурным оборудованием; обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей.

Литература: С.Ю.Фёдорова, Планы физкультурных занятий с детьми 4-5 лет. Москва-Синтез, 2020  

Хореография. По плану педагога по хореографии.

Прогулочная карта №13 «День фауны».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Осень». Издательство «Учитель».  

1.Театральная деятельность «Пойми меня».

Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.

Литература: Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.- С. 11-12.

1. Чтение худ. лит. И. Токмакова «Деревья».

Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, воспитание бережного отношения к деревьям, развитие умения отвечать на вопросы по произведению.

2. Совместная деятельность с детьми «Предложи сверстникам новую игру».

Цель: формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Учить детей играть в лото. Развивать самостоятельность детей при организации знакомых игр. Расширять представления о фруктах и овощах. Литература: Абрамова Л.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа 4-5 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.- С. 8.

4. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить Полину Б., Женю С., Савелия Г., Сашу Д. отбивать мяч об землю не менее 5 раз подряд; ловить мяч кистями рук с расстояния
1,5 м.

Чтение художественной литературы и заучивание наизусть

Понедельник: Чтение русской народной сказки  «Жихарка». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.17. Разучивание наизусть стихотворения Серова Е.В. «Кошачьи лапки». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.148.

Вторник: Чтение японской сказки «Врун». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.52. Разучивание наизусть стихотворения Серова Е.В. «Кошачьи лапки». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.148.

Среда: Чтение стихотворения Яснова М.Д.  «Вышла чашка погулять». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.152. Разучивание наизусть стихотворения Серова Е.В. «Кошачьи лапки». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.148..

Четверг: Чтение рассказа Толстого Л.Н.  «Булька». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.199. Разучивание наизусть стихотворения Серова Е.В. «Кошачьи лапки». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.148.

Пятница: Чтение сказки Даля В.И. «Ворона». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.211. Закрепление стихотворения Серова Е.В. «Кошачьи лапки». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.148.

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры (ходьба по массажным коврикам, босохождение), проветривание. Подвижные игры. Упражнять в ходьбе в колонне по одному, по двое с выполнением заданий.

Работа с родителями

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу». Ежедневные беседы о питании, сне, играх детей, о том, на что родителям следует обратить внимание, об успехах на занятиях. Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Работа в центре «Художественное творчество»: Лепка. «Украсим наш детский сад». Познакомить детей с новым способом рисования – пластилинографией. Предложить игры с пазлами, рисование с трафаретами, вырезание картинок ножницами. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Игра на развитие мелкой моторики рук «Волшебный мешочек».

Цель:        в этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку.

Приложение 2. Подвижная игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»  

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

Приложение 3. Игра, направленная на ЗОЖ «Наши помощники – растения».

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Приложение 4. Словесная игра «Что нужно?»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Что сажают в огороде». Вы знаете, что сажают? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для огорода, вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажете слово «нет». Кто ошибется, тот проиграет».

Так же можно провести игру «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда», «Посуда» и др.

Приложение 5. Подвижная игра «Птички и кошка»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила:

Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

Приложение 6. Математическая игра "Кто скорее свернет ленту".

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план на апрель средняя группа

методическая разработка календарно-тематического плана...

календарно тематическое планированирование права ребенка средняя группа

планы на неделю права ребенка в сказках средняя группа...

Календарно тематическая неделя на май средняя группа

Календарно-тематическое планирование в средней группе...

Календарно тематическая неделя на май средняя группа

Тема «Мониторинг»Выявит  уровень достижения  планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУДата проведения итогового мероприятия: Итогово...

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме "Птицы Алтайского края"

Обогащение представления детей о перелетных и зимующих птицах Алтайского края, об образе жизни птиц, особенностях их строения и поведения; учить описывать птиц, различать части их тела, составлять рас...