КОНФЛИКТ В КОРОБОЧКЕ.
методическая разработка (старшая группа)

Капустина Анна Леонидовна

Психологический тренинг  для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_v_korobochke.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТ В КОРОБОЧКЕ.

Психологический тренинг  для педагогов.

Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях;  способствовать сплочению  коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов; обучать простым способам избавления от негативных эмоций; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.

Психолог:   Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех!  Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.

Притча «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?- Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Мораль притчи такова -  все мы разные: у каждого из нас  свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей  могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию,  кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

Упражнение «Ассоциации»

- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?   (Ответы)

- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту)

Упражнение «Нарисуй конфликт»

Я предлагаю вам  прибегнуть к помощи воображения   и изобразить конфликт с помощью образов, символов, цвета  (1 мин) (обсуждение)

- Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев.    Древний один мудрец в своем  стихотворении очень точно описал  человека, которым управляет гнев:                                                  

«Гнев отнимает разум у людей,
Во гневе добрый человек – злодей.                                        
А тот, кто праведнее всех,                                    
Во власти злобы совершает тяжкий грех»

Поясните эти строки  с психологической точки зрения (ответы педагогов) .

Сейчас мы снова прибегнем к силе воображения, потому что воображение является наибольшей силой в плане изменения человека.

Упражнение «Музей  обидных  воспоминаний»:Каждый  из  нас    обижался  и  не  один  раз. Но  одни  люди  умеют  быстро  расстаться  с  обидами, потому  что обида-  это  ни  что  иное, как «ржавчина, разъедающая  душу». Другие относятся  к  своим  обидам как к  большой ценности. Они  их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства — болезни.  Попробуйте  написать  все  свои  обиды  на  листок, внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им:

«Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  музей  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!»

И  порвите  этот  лист и положите в коробочку. В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон.  Постарайтесь  этого  не  делать.

Почему люди кричат
(Философская притча)

Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:

 - Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?

- Наверное,  потому, — ответил один из учеников, — что теряют спокойствие.

- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?

Ученики предлагали разные ответы,  ни один из которых не устроил Учителя.

Психолог: На ваш взгляд, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения? (ответы педагогов). А теперь послушайте, что же ответил Учитель.

Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:

-  Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того, чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы  услышать друг друга. И чем сильнее непонимание,  чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.

- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.

 - Поэтому, — продолжил Учитель, — когда спорите, не кричите, не произносите слов, которые могут отдалить вас друг от друга. Обидные слова, сказанные в гневе,  увеличивают расстояние между вашими сердцами. Ведь шаг за шагом… и может наступить день, когда расстояние между вами станет так велико, что обратного пути уже не будет.

Стили поведения конфликтной личности (практикум) диагностика

Стили поведения отличаются степенью активности субъекта конфликта в удовлетворении собственных потребностей. Выделяются следующие стили поведения:  «Конкуренция»,  «Приспособление»,   «Компромисс»,  «Сотрудничество»,   «Избегание».

«Найди правильный ответ»

 «Компромисс»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Приспособление»:

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Конкуренция»:

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Сотрудничество»:

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Избегание»:

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Ответы:

  1. Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  2. Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  3. Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  4. Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  5. Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Психолог: Из всех названных стилей какой является наиболее

- активным и эффективным (сотрудничество)
- наиболее конфликтным (соперничество)
- занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс)
- пассивная форма поведения (избегание и приспособление)

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» (участники зачитывают свои ответы) Давайте определим,  к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)

Примеры ответов участников:

  • Конкуренция:  «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  • Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  • Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!
  • Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  • Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Психолог:  В коллективе работают совершенно разные люди. Скажите, чем мы все отличаемся?

Практикум

Упражнение «Произнести свое имя с разным усилием голоса»

Упражнение выполняется стоя в круге. Каждому участнику предлагается по очереди произнести свое имя, постепенно усиливая громкость голоса. Первый произносит шепотом, последний должен прокричать. Затем идет обратный процесс по снижению силы голоса.

Упражнение «Договориться без слов»

Построиться по росту, длине волос, датам рождения (с января по декабрь), цвету глаз (от самых светлых до самых тёмных).

Упражнение «Дискуссия»

Назначение: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Группа разбивается на «тройки». В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении — зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание  договориться о месте, времени и цели встречи:

1 тройка – встретится в летнем парке на аттракционах у 12.30 в воскресенье;
2 тройка – встреча выпускников в школе в 19.00  в субботу;
3 тройка – поездка к бабушке в деревню  Вишневую завтра в 14.00;
4 тройка -  встреча на берегу Чёрного моря через месяц.

Релаксационный тренинг

Цель: снятие эмоциональной усталости

Психолог. Ну, и закончить свое выступление мне хотелось бы притчей «О храме с тысячью зеркал».

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же! 

Психолог:  Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди  смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к  сотрудничеству.

Упражнение «Аплодисменты»

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!

«Найди правильный ответ»

«Компромисс»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

«Найди правильный ответ»

 

«Приспособление»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

«Найди правильный ответ»

«Конкуренция»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

«Найди правильный ответ»

«Сотрудничество»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

«Найди правильный ответ»

«Избегание»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

1 тройка – встретится в летнем парке на аттракционах у 12.30 в воскресенье;

2 тройка – встреча выпускников в школе в 19.00  в субботу;

3 тройка – поездка к бабушке в деревню  Вишневую завтра в 14.00;

4 тройка -  встреча на берегу Чёрного моря через месяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

Методическая разработка занятия для педагогов...

План семинара-практикума "Конфликты. Виды конфликтов."

Представлен примерный план проведения семинара-практикума для педагогов и сторудников детского сада №12 "Орлёнок" г. Лобня. В нашем образовательном учреждении, как и во многих других, часто ...

Консультация для родителей: «Характер семейных конфликтов. Тактика разрешения семейных конфликтов».

Характер семейных конфликтов. Тактика разрешения семейных конфликтов...

Конфликты в педагогической практике. Способы регулирования конфликтов.

Конфликты в педагогической практике.Способы регулирования конфликтов....

«Использование в работе с неговорящими детьми авторских пособий «Коммуникативная коробочка. PECS», «Коммуникативная коробочка. МАКАТОН»

Познакомить педагогов с дидактическими пособиями «Коммуникативная коробочка PECS» и «Коммуникативная коробочка МАКАТОН»...

Семинар - практикум совместно с родителями «Раз коробочка, два коробочка…»

Цель:Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и познавательной самореализации взрослых.Задачи:-привлечь к созданию познавательно-р...