Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Незаконченный пейзаж".
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Цель привлечь внимание детей к художественно- изобразительному искусству как к одной из величайших областей национальной культуры. Задачи по ОО: ОО"Художественно- эстетическое разитие": - развивать художественно- эстетическое восприятие; - обогащать представления детей о жанрах художественно- изобразительного искусства; - развивать умение изображать растения при помощи восковых мелков и карандашей; - развивать умение ориентироваться на тонированном по заранее заданной теме листе бумаги; - упражнять в дифференциации музыкальных звуков по высоте и длительности; - развивать умение двигаться в соответствии с темпом и характером музыки; - научить определять сказочный жанр в изобразительном искусстве. ОО"Социально- коммуникативное развитие": - развивать в детях навык сотрудничества, умение работать сообща, желание прийти на помощь; - воспитывать экологическую культуру детей. ОО"Речевое развитие" - введение в активный словарь детей новые слова " пейзаж","пейзажист"; - развитие умения чётко формулировать свою мысль,правильно вести диалог, на вопрос воспитателя давать полный ответ. ОО"Познавательное развитие" - дать представление о живописи как одном из основных видов изобразительного искусства и о пейзаже как одном из жанров живописи; - закреплять и систематизировать знания детей о живой природе; - равивать логическое мышление. ОО"Физическое развитие" - используя здоровьесберегающие технологии, поддерживать и развивать навык детей к двигательной активности и двигательному самоконтролю; - развивать слуховое восприятие. Инновационные технологии Здоровьесберегающие: динамичная форма организации, музыкальная подвижная игра "Покажи,кого услышал" в качестве динамической паузы Использование ИКТ: использование персонажей м/ф для привлечения внимания,заинтересованности детей и мотивации; демонстрация слайдов портеты художников(Шишкин,Суриков,Левитан), репродукций, изображений животных. Проектная деятельность: познавательно- исследовательский проект "Наш дом - Земля" Методы и приёмы Словесные: беседа,сообщения,разговор,хоровое произношение нового слова. Наглядные: рассматривание репродукций картин, демонстрация изображений животных на экране и на карточках Практические: подвижная игра "Покажи, кого услышал"; дидактические игры "Назови, кого загадала" и "Найди место на картине"; продуктивная деятельность- изготовление коллажа(рисование,аппликация); упражнения на логику "Найди несоответствия" Планирование дифференцированного подхода: Во время продуктивной деятельности дети самостоятельно выбирают посильные для себя приёмы изображения растений и сами объекты для рисования.В беседе педагог привлекает менее активных детей, обращаясь к ним индивидуально. Планируемые результаты Педагог для себя сам определяет уровень знаний детей по данной теме.Дети заинтересованы и активизированы к творческой и познавательно- исследовательской деятельности с целью личного участия в организации выставки картин. Перспектива Предложение идеи организовать свою выставку картин, чтобы в ходе её организации расширить представления детей о живописи как одном из видов искусства, об известных художниках- - живописцах, дать представление понятиям "жанр",,вернисаж," композиция","натура" и др. Мотивация: Помочь заболевшему Винтику закончить картину для выставки. Сюрпризные моменты: Появления Фиксиков вначале и в процессе НОД, СМС сообщения, неожиданная находка картины Винтика, сбор фрагментов картины в одно целое. Ход НОД (СМС сигнал) Воспитатель - Ребята,мне на телефон пришло СМС для всех нас("читает") "Экологические спасатели, мы ждём вас срочно в нашей Фикси- студии.Очень нужна ваша помощь." Ну,что ж , раз нужна наша помощь, мы готовы.На то мы и спасатели!Правда, ребята?! Давайте пройдём в студию. (На экране появляются фиксики) Фиксики - Привет, ребята!Спасибо, что пришли.Мы решили организовать выставку картин.У нас есть портреты, натюрморты, пейзажи разных хдожников, и наш Винтик тоже захотел участвовать в выставке и начал рисовать свою картину, но неожиданно заболел.Он так расстроился, и тут мы вспомнили, что вы, наши дорогие спасатели, прекрасно рисуете и сможете помочь Винтику закончить его картину. Воспитатель - Ребята, поможем Винтику?(Ответы детей) Воспитатель (осматривается) - Вот выставка.Вот картины.Посмотрите внимательно, здесь есть портреты? Под какими они цифрами?(Ответы детей) Воспитатель - А почему вы решили, что это портреты?(Ответы детей."Портрет- это изображение конкретного человека.) Воспитатель - А натюрморты здесь есть?(Ответы детей) Воспитатель - Под какими они цифрами?(Ответы детей) Воспитатель - А как вы узнали, что это натюрморты?(Ответы детей."Натюрморт- это изображение предметов,окружающих нас в жизни.") Воспитатель - Молодцы!Вы правильно определили жанры этих картин.Но что же такое пейзаж?Давайте вместе произнесём это незнакомое слово.("Пейзаж")А если несколько или много, то "пейзажи"("Пейзажи") (На экране появляются фиксики) Фиксик - Пейзаж- это картина, изображающая природу, вид какой- нибудь местности.Самые знаменитые художники (демонстрация слайдов) Шишкин,Левитан,Суриков любили рисовать природу в разное время года.Они восхищались её красотой и хотели поделиться этим чувсством со всеми,кто увидит их картины. (На экране изображение одной из картин Левитана)Ребята, давайте внимательно рассмотрим пейзаж художника по фамилии Левитан.Что здесь изображено?(Ответы детей)Какие краски использовал художник?Какое настроение она вызывает?Вам нравится эта картина? Воспитатель- Я , кажется, нашла пейзажи на выставке фиксиков.А вы? Под какими они цифрами?(Ответы детей.Педагог называет автора и название картины) Многие из этих картин вам знакомы,правда? Художники создают свои пооизведения для того, чтобы украшать окружающий мир, а ещё для того, чтобы все люди могли повнимательней оглядеться вокруг и, увидев красоту, получить особое эстетическое удовольствие.А что между всеми этими картинами общего?Что использовали художники?Карандаши? (Ответы детей) Воспитатель- Все картины, написанные красками,называются живописью.А пейзаж, портрет и натюрморт - это разные жанры живописи зависимости от того, что изображено на картине. (Воспитатель как бы случайно находит картину Винтика и снимает с неё покров.На картине изображено небо, земля и вода) Воспитатель - Посмотрите,ребята,что это?(Дети догадываются,что это картина Винтика.) Воспитатель - А как вы думаете, что Винтик хотел нарисовать: портрет, пейзаж или натюрморт?(Дети:"Это пейзаж, потому что нарисована природа.") Воспитатель -А какая природа?(Дети: "Неживая")! Воспитатель - Ребята, а что нужно нарисовать,чтобы её оживить?(Ответы детей:"Растения, деревья,животных...") Воспитатель - Вы хотите помочь Винтику и закончить пейзаж?(Ответы детей) Воспитатель - Тогда разделитесь на пары, возьмите себе по одному фрагменту картины на двоих и займите места за рабочими столами.Я предлагаю вам нарисовать растения.(ДЕТИ РИСУЮТ.Воспитатель обговаривает с ними, что они нарисовали.) (На экране появляются фиксики) Симка -Молодцы,ребята!У вас здорово получилось! А сейчас я предлагаю вам немножко подвигаться.Вы знаете игру "Покажи,кого услышал"? Я напомню.Пока звучит музыка,нужно красиво танцевать, а как только услышите голос какого- нибудь животного, надо изобразить его так, чтобы все узнали, что ты правильно догадался. (Проводится игра "ПОКАЖИ,КОГО УСЛЫШАЛ" Звучит музыка в разных темпах: плавный танец, полька, вальс, марш.Изображение детьми животных: петушок, лягушка,тигр,воробей.) Воспитатель - Ребята, вам понравилось играть? А хотите ещё поиграть со звуками? Давайте подойдем к нашему пианино.(Дети и педагог подходят к инструменту.) Воспитатель - Вспомните ,ребята, как мы различаем звуки по длительности?(Дети:"Звуки бывают длинные и короткие") Воспитатель (демонстрирует на пианино) - Это какой звук?(Дети:"Длинный") Воспитатель - Какое животное мы бы показали этим звуком?(Дети:"Змею, жирафа...") Воспитатель - А хотите поиграть в игру "Назови, кого загадала". У этого животного ноги(демонстрирует длинный звук), шея(длинный звук),хвост(длинный звук)Кто это?(Дети:"Жираф") Воспитатель - Молодцы! А у этой птицы ноги (длинный звук), шея (длинный звук) ,хвост(короткий звук) (Дети:"Страус") Воспитатель Верно.У этого животного уши ( длинный звук),хвост (короткий звук)(Дети:"Заяц") Воспитатель -У этого животного уши (длинный звук), хвост(длинный звук)(Дети:"Осёл") (Правильные ответы сопровождаются демонстрацией воспитателем карточек с изображением соответствующих животных. Воспитатель - Ребята, послушайте эти длинные звуки.(демонстрирует низкий, средний и высокий звуки).По какому свойству они отличаются? (Дети:"По высоте") Воспитатель - Какие звуки бывают по высоте?(Дети:"Высокие,средние и низкие") Воспитатель - А теперь давайте завершим наш пейзаж.И сделаем мы это с помощью звуков вот этого инструмента(демонстрирует металлофон либо,как вариант,включается запись звучания скрипки) Вы догадались,что это?(Ответ детей) ИГРА "НАЙДИ МЕСТО НА КАРТИНЕ" Воспитатель - Возвращайтесь на свои места за столами.На каждом столе лежат конверты с картинками, изображающими разных животных.Достаньте картинки и рассмотрите их.Сейчас, если вы услышите низкий звук, выберите и закрепите с помощью клея на своем фрагменте живое существо, которое живёт в воде, если средний звук- животное, обитающее только на суше, если высокий- поместите тех, кто умеет летать в верхней части фрагмента, в небе. (Воспитатель напоминает ,что дети работают в парах, поэтому следует посоветоваться друг с другом.В конвертах находятся вырезанные,как для коллажа,картинки с изображением :рыбы, осьминога тюленя, кита, дельфина, верблюда, льва, зебры,белого медведя,павлина,пингвина, аиста, попугая, стрекозы, совы,бабочки,шмеля) Воспитатель- Все справились? А теперь давайте соединим все фрагменты в одну картину. (Дети с помощью воспитателя соединяют фрагменты в рамке на магнитной доске.На экране появляются фиксики) Фиксики - Вот это да!!! Какой прекрасный и сказочный пейзаж у вас.