АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА
статья
В данной статье раскрыта актуальность и значимость темы «Поддержка семьи особого ребенка». С какими проблемами сталкиваются родители, родившего ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера. Базовое предназначение семьи, как первичное, эмоционально значимое пространство жизнедеятельности ребенка. В статье представлена памятка для родителей, воспитывающих особого ребенка с полезными рекомендациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_v_rabote_s_semyoy.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА
Енина Татьяна Борисовна, учитель-дефектолог
Аннотация
В данной статье раскрыта актуальность и значимость темы «Поддержка семьи особого ребенка». С какими проблемами сталкиваются родители, родившего ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера. Базовое предназначение семьи, как первичное, эмоционально значимое пространство жизнедеятельности ребенка. В статье представлена памятка для родителей, воспитывающих особого ребенка с полезными рекомендациями.
Ключевые слова: особый ребенок, стресс, депрессия, семья, родитель, задачи, социальное контактирование, принятие, жизненный маршрут.
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются разные истории человеческих взаимоотношений. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды. Депрессия - нередкий спутник таких родителей. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужна психологическая помощь. Очень важна поддержка членов семьи и друзей — эмоциональная и практическая, осознанная и безусловная, в которой нет места осуждению, брезгливости и страху.
Особые дети остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви, учитывающей интересы ребенка, принимать его таким – какой он есть. Ребенку предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Именно родители несут основную ответственность за то, как будет выстраиваться и корректироваться жизненный маршрут ребенка с особенностями по мере взросления [2, 158]. Поэтому важной задачей, которую должны решать родители в семье, является задача формирования жизненных навыков в таких областях как:
– личный уход, ведение домашнего хозяйства (стирка, пользование бытовыми приборами);
– социальное контактирование (вежливость в обращениях);
– определенная физическая умелость;
– первичные навыки разных видов искусства (музыки, танца, пения);
– речевые умения монологического и диалогического плана, некоторые символические умения (временные, пространственные представления, чтение, письмо в зависимости от степени нарушения);
– простейшие трудовые или профессионально-трудовые умения (пользование инструментом, компьютером, бумагой и др.).
Принятие необходимо, чтобы начать строить свою жизнь по-новому, чтобы появилось место для нового будущего с этим особенным ребенком. Надо отметить, что принятие — это не одномоментное событие во внутренней жизни. Скорее можно говорить о принятии как о постоянном душевном процессе. При тяжелых нарушениях у ребенка изменение его состояния, его обучение и развитие будут происходить очень медленно по сравнению с его сверстниками. Для того чтобы способствовать этому развитию и получать радость от изменений, нужно научиться наблюдать, видеть и ценить даже маленькие шаги. Все это возможно только в том случае, если появится принятие настоящего состояния ребенка и собственных переживаний [1, 5].
Так как семьи, воспитывающие особого ребенка, ежедневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем, предлагаем в помощь родителям памятку «Понимаю и принимаю».
Памятка для родителей, воспитывающих особого ребенка
«Понимаю и принимаю»
1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
2. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если у него не получается, просто скажите: «Жаль, что не вышло, получится в другой раз»
3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его – с невнятной речью, странными жестами, ведь вы его любите, несмотря на трудные времена. Какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите.
4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь в нужное время принесет успех и радость ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что ваш ребенок точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут его со всеми особенностями. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Конечно, кое от чего и придется отказаться, но выход можно всегда найти из любой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход. Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении родители перестают чувствовать свое одиночество и свою обособленность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше, могут помочь советом по уходу за ребенком. Такие семьи, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки в нелегкой повседневной жизни.
Список литературы:
1. Рязанова А.В. Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения // Аутизм и нарушения развития. 2011. №2 (33). С. 1 - 17.
2. Федосеева, О. А. Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка / О. А. Федосеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 157-161 (дата обращения: 26.11.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.
В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин его возникновения , его роли в жизнедеятельности человека. Способствование формированию умения наблю...
Педагогическая этика в работе с семьёй ребенка с особыми образовательными потребностями.
В статье подобран материал и литература по педагогической этике.Представлены ситуации, правила построения взаимодействия с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии....
Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"
Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...
Современное развитие ребенка. Актуальные проблемы воспитания и образования
В статье рассматриваются вопросы воспитания и образования современных дошкольников. Гаджеты в жизни ребенка- добро или зло...
Об особенностях работы с семьёй, имеющей ребенка раннего возраста с ТМНР
В данной статье представлен опыт работы организации с семьями, имеющими детей раннего возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Тема: «Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями»
В дошкольном образовании основной акцент обучения и воспитания ставится не на приобретение ребёнком определённого объёма знаний, умений и навыков как самоцели, а на социализацию его через обогащения о...