конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Слободина Анна Александровна

Тема: «Каменная история»

Цели занятия:

1. Познакомить детей со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.). Учить работать с таблиуей и по плану-схеме.
2. Закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке.
3. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon каменная история45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательному развитию для детей  старшей группы

воспитатель МДОУ «Д/с №12 «Дубок»

Слободина А.А.

Тема: «Каменная история»

Цели занятия:

1. Познакомить детей со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.). Учить работать с таблиуей и по плану-схеме.
2. Закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке.
3. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Словарная работа: ученый, лаборатория, известняк.

Методы и приемы:

1.Словесные: вопросы, художественное слово.
2.Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
3.Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова «О чем шептались камушки», рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест).

Оборудование: Шкатулка с камнями, карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, монетка, стакан с водой, мел, стека), канат, кукла «Хозяйка медной горы», оформленная выставка камней, конфеты «Морские камешки».

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
А сейчас, я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого пройдите на ковер. Ребята, хотите поиграть со мной? Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом (игра на общение).

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!!!

- Посмотрите вокруг, ничего не замечаете? (ребенок находит свиток и отдает воспитателю).
- Давайте посмотрим, что это? (это карта).

- Правильно, это карта, давайте рассмотрим ее. (На карте под номером 1  нарисована шкатулка, под номером 2 – изображение лупы, пробирки, микроскопа, под номером 3 – квадрат).

- Может ее кто-то потерял? (оглядывается)

Как можно найти хозяина этой карты? (пройти по маршруту)

Воспитатель помещает карту на мольберт.

- Ребята, рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1)

- Посмотрите, где находится шкатулка?  Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю)

- Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая).

- Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей).

- Хотите посмотреть? (воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки).

- Что это? (камни).

- Для чего нужны камни? (ответы детей).

- Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче и т.д.)

- Возьмите каждый по одному камню.

- Ребята, сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.
Итак, содержимое шкатулки мы с вами рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

- Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

- А кто проводит опыты и исследования в лаборатории? (ученые-исследователи, лаборанты).

- Я приглашаю вас в лабораторию. Хотите со мной в лабораторию?  

- Мы с вами в лаборатории. Прежде чем мы займем свои места, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Я предлагаю вам быть учеными. Займите места  за столами. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат.
- Сегодня вы исследуете свойства камней. Приступим?

1.Внимательно рассмотрите камни. Какие они?
(разные, большие и маленькие, красивые)
Какие камешки вам нравятся больше всего?
Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение.
(гладкий и цветной, на нем есть полоски, круглые и маленькие)
Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий камешек.
Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется?
Это морской камень называется галькой.
Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были?
Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Как они стучат? А почему они стучат? (Потому что мы их трясем).
А как вы думаете, что с ними происходит в море? (Какая сила их трясет в море?)
(Они там стучат и бьются. Силой воды. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми.)
Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (кладет камешки в ладошки небольшие шершавые камешки)
Что вы чувствуете? Какие камешки на ощупь?
(не гладкие, острые, шершавые, царапаются)
Чем отличаются эти камни от морских камней?
(не гладкие, острые, шершавые)
Давайте рассмотрим камешки через лупу. Что вы видите?
(трещины, узоры)
Что мы с вами узнали нового о камнях?
(камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, теплыми и холодными)

2.Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?
(пластилин мялся, а камешки – нет, потому что камень твердый)
Постучите комочком пластилина о камень, а теперь двумя камнями друг о друга. В чем разница?
(когда стучали пластилином о камень, то ничего не слышно и пластилин мялся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся)
А почему, как вы думаете, был слышен шум при стучании камешек о камешек?
(потому что камень твердый, а пластилин – мягкий)
Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? (может)
Как нам это проверить? (постучать камешками)
Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? (нет. Тяжелые камни издают громкий звук, маленькие – тонкий, а легкие – тихий)
Какой можно сделать вывод: Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают разные звуки, не похожие друг на друга.

- Давайте мы с вами немного отдохнем и построим гору.

 Проводится физкультминутка «Гора»
Стоит гора – старушка,       (поднимают руки вверх)
До небес макушка                (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает,                (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает,             (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает,
Камешки теряет.              (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь,  (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь.  (часть детей отходит в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своем месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры,
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)

- Пройдите за рабочие места, продолжим работу.

3.Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? (он утонет)
Опустите камень в сосуд с водой и наблюдайте, что с ним будет происходить. (он утонул)
Может ли камень плавать? (нет)
Возьмите пемзу и сравните с камнем по весу. Одинаковые они по весу? (нет, один-легкий, другой-тяжелый)
Что произойдет с каждым из них, если опустить в воду? (утонут)
Давайте проверим, так ли это: опустите пемзу в воду. Что произошло? (пемза не утонула)
Как вы думаете почему? (потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть)
Какой можно сделать вывод: В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.
- Ребята, мы провели с вами исследования и узнали какими бывают камни.
- А теперь подойдите к карте. Какое следующее задание?
(на карте нарисован конверт)
- Найдите, где может лежать конверт?
(конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка).
- Что здесь лежит?
(воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку)
- Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)
Собирают портрет хозяйки медной горы.
- Кто это? Что вы знаете о ней?
Появляется Хозяйка Медной горы (ребенок подготовительной группы в костюме).
- Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали? (ответы детей).
- Валерия расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях.
- Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными.
(Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску)
- Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!
Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел, я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее (кукла в костюме Хозяйки Медной горы).
- Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня (снимает карту с доски).
До свидания, очень рада нашему знакомству (уходит).

- Скажите, что нового вы узнали сегодня?
- Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и музей камней соберем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"

Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....