Исследование
опыты и эксперименты
Приложения 1-2 к статье "Использование нейрогимнастических упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В статье анализируются возможности применения нейроупражнений в коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста.
Протокол обследования ребёнка 6 – 7 лет
Дата заполнения Ф.И.ребёнка________________ Дата рождения________________
Дополнительные сведения: ________________________________________________
Латерализация функций (Пр./Л.): ест __причёсывается__, чистит зубы__, рисует__, ударяет по мячу__, перекрест пальцев__, перекрест предплечий__, ведущий глаз (посмотрим в трубочку) __, ведущее ухо (послушай часы) __, ведущая нога (попрыгай на одной ножке) __.
Заключение: _________________________________________________________
Рекомендации: ________________________________________________________
Таблица 1 Показатели диагностики психоречевого развития детей контрольной группы по блокам.
№ | Показатель развития | Ребенок | Баллы сентябрь | Баллы декабрь | |
1 | Социальное развитие | Иван | 3 | 3 | |
Мария | 3 | 3 | |||
Светлана | 3 | 3 | |||
Максим | 2 | 3 | |||
Лана | 0 | 1 | |||
Оля | 3 | 3 | |||
Богдан | 2 | 3 | |||
Матвей | 3 | 3 | |||
Полина | 2 | 3 | |||
Паша | 2 | 3 | |||
Вероника | 3 | 4 | |||
Степан | 1 | 1 | |||
2 | Нейродинамическое и регуляторное развитие | Иван | 2 | 3 | |
Мария | 3 | 3 | |||
Светлана | 3 | 4 | |||
Максим | 3 | 4 | |||
Лана | 1 | 1 | |||
Оля | 2 | 3 | |||
Богдан | 3 | 3 | |||
Матвей | 2 | 2 | |||
Полина | 2 | 3 | |||
Паша | 2 | 3 | |||
Вероника | 4 | 4 | |||
Степан | 1 | 2 | |||
3 | Когнитивное развитие | Иван | 2 | 2 | |
Мария | 3 | 3 | |||
Светлана | 3 | 3 | |||
Максим | 2 | 3 | |||
Лана | 1 | 1 | |||
Оля | 2 | 3 | |||
Богдан | 3 | 3 | |||
Матвей | 2 | 3 | |||
Полина | 2 | 2 | |||
Паша | 2 | 4 | |||
Вероника | 3 | 4 | |||
Степан | 1 | 1 | |||
4 | Двигательное развитие | Иван | 2 | 3 | |
Мария | 2 | 2 | |||
Светлана | 2 | 3 | |||
Максим | 4 | 4 | |||
Лана | 2 | 2 | |||
Оля | 2 | 3 | |||
Богдан | 3 | 3 | |||
Матвей | 3 | 3 | |||
Полина | 2 | 3 | |||
Паша | 3 | 4 | |||
Вероника | 3 | 4 | |||
Степан | 2 | 3 | |||
Таблица 2
Результаты исследования психоречевых процессов
в сентябре 2021
Уровень выполнения заданий | I блок | II блок | III блок | IV блок | Итого | |||||
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Средний | 8 | 67% | 7 | 58% | 7 | 58% | 5 | 42% | 8 | 67% |
низкий | 4 | 33% | 5 | 42% | 5 | 42% | 7 | 58% | 4 | 33% |
Таблица 3
Результаты исследования психоречевых процессов
в декабре 2021
Уровень выполнения заданий | I блок | II блок | III блок | итого | ||||
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 8% |
Средний | 9 | 75% | 9 | 75% | 8% | 67% | 8 | 67% |
низкий | 3 | 25% | 3 | 25% | 4% | 33% | 3 | 25% |
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов диагностики сентябрь и декабрь 2021г.
Сентябрь | Декабрь 2021 | ||
Высокий | 0 | Высокий | 1- 8% |
Средний | 8 -67% | Средний | 8 - 67% |
Низкий | 4- 33% | Низкий | 3 – 25% |
Приложение 2
Таблица 5
Характеристика нейроупражнений, применяемых в коррекционной работе
№ | Упражнения | Содержание | Какое нарушение подвергается коррекции |
1 | Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга | Упражнение «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы). - | Считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга. |
«Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков | |||
«Перекрёстные шаги» Надо пройти по болоту, поэтому идти, нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. | |||
«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки, на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы. | |||
«Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах. | Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды. | ||
«Сортировка» Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку. |
Таблица 6
№ | Упражнения | Содержание | Какое нарушение подвергается коррекции |
Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). | Упражнение «Марионетка». Представьте куклу, у которой к левому колену и левой руке привязана ниточка, то же самое с правой стороны, когда кукловод тянет нитку вверх, рука поднимается вверх, нога, согнутая в колене, тоже поднимается вверх. Упражнение делаем попеременно: левая рука – левая нога, затем правая рука – правая нога. | Развитие увеличения концентрации внимания, мышления, памяти. Эти упражнения помогают в коррекции нарушений речевого развития, в учебной деятельности, в улучшении осанки, эмоционально успокаивают центральную нервную систему, повышают работоспособность ребёнка, активизируют работу мозга | |
Включаем «Кнопки мозга» Кладём левую руку на пупок, а правой рукой массируем точки под ключицами между первыми и вторыми рёбрами, слева и справа от грудины. Затем меняем руки местами и повторяем упражнение, в течение одной минуты. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела. Массируем точки под ключицами, где находятся сонные артерии, которые питают мозг кровью, по которой идёт кислород. | С помощью этого упражнения всего за пару минут приводим в готовность вестибулярный аппарат, повышаем энергию тела. Вследствие чего, у детей улучшается восприятие информации. | ||
«Перекрёстные шаги» — это перекрёстно-латеральная ходьба на месте. Сначала выполняем просто перекрёстные шаги с руками, затем упражнение усложняется. Поднимая согнутую в колене правую ногу, касаемся колена локтем левой руки, и наоборот. Очень важно выполнять это упражнение как можно медленнее « Если на организм действуют какие-то внешние силы, то в первую очередь разбалансируется вестибулярный аппарат. «Точки баланса» - конечные точки черепа, две ямочки, они ещё очень часто бывают болезненными, особенно у тех детей, у которых сильный дисбаланс вестибулярной системы. В этих точках находятся внутреннее ухо, структура вестибулярной системы, которая отвечает за координацию положения тела в пространстве. Если активно потирать | Когда ребенок касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга, то есть мы включаем левое и правое полушарие, нужно чтобы они работали вместе, очень активно. Если будет работать одно полушарие, то второе будет спать. Это упражнение способствует улучшению умственных способностей, у детей улучшается восприятие информации. | ||
«Энергетическая зевота» - изображая зевание, плотно закрываем глаза и массируем зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делаем в течении 1-2 минут. | Это упражнение повышает умственную энергию. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится чётче. |
Таблица 7
Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). | «Гравитационное скольжение» - ножки скрещиваем, руки поднимаем вверх, затем медленно опускаем голову, руки, туловище вниз, в наклоне мы расслабляемся, у нас вытягивается позвоночник, все части туловища, как будто висят, тело расслаблено. | Расслабляем мышцы, устраняем стресс | |
«Мамины ладошки» - если ребёнок очень расстроен, нервничает, кладём ладошки на его лобные бугорки, прикасаемся к его «позитивным точкам». Менее чем через минуту он успокоится, и вы легко решите все проблемы. | Следующее упражнение связано с чувством равновесия. У многих детей очень сильный дисбаланс равновесия. | ||
««Крюки» - перекрещиваем ноги, перекрещиваем руки. Детям говорим так: «Ручки поссорились, ручки подружились, и ручки помирились». | |||
Вторая часть упражнения «Крюки» - мы говорим и показываем руками: «Вот левое наше полушарие (показали левую ладошку), вот правое (показали правую ладошку) наше полушарие, и мы всё соединяем (пальчики). И сейчас всё будет работать активно, вместе и в едином содружестве». Стоим в течении 1 минуты. | Ребенок обучается самоконтролю, дисциплине и приобретает навыки сохранения полного спокойствия в условиях стрессовой ситуации. С помощью данных упражнений дети учатся не паниковать, не сдаваться под давлением страха, а преодолевать сложившиеся обстоятельства. | ||
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. | Они направлены на синхронизацию правого и левого полушария головного мозга. Выполняя их, мы одновременно тренируем логику, аналитические и математические способности, воображение. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. | ||
Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений. | Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения» Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой. С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть. Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий. | Тренировка левого и правого полушария мозга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"
В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...
Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе
Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....

Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей.
Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...



