Исследование
опыты и эксперименты

Мунтян Ольга Владимировна

Приложения 1-2 к статье "Использование нейрогимнастических упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В статье анализируются возможности применения нейроупражнений в коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1-2.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста.

Протокол обследования ребёнка 6 – 7 лет

Дата заполнения Ф.И.ребёнка________________    Дата рождения________________

Дополнительные сведения: ________________________________________________

Латерализация функций (Пр./Л.): ест __причёсывается__, чистит зубы__, рисует__, ударяет по мячу__, перекрест пальцев__, перекрест предплечий__, ведущий глаз (посмотрим в трубочку) __, ведущее ухо (послушай часы) __, ведущая нога (попрыгай на одной ножке) __.

Показатели развития

Примечания.

Типы ошибок

Балл

1.Социальное развитие

1.1. Коммуникативное развитие

  • Контакт глаз: устойчивый, нестойкий, отсутствует
  • Отвечает на вопросы педагога: всегда, иногда, никогда
  • Арсенал средств общения: экспрессивно – мимические (улыбка, взгляд, жесты); предметно – действенные (движения, позы, приближения, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, выражение протеста и т.д.); речевые (отдельные звуки, слова, фразы).
  • Агрессивность: по отношению к родителям (наблюдаемая, с их слов): да, нет.

            к педагогу: да, нет

            к внешним предметам: да, нет

  • Контактная активность: показывает по собственной инициативе свои игрушки, одежду, рисунки и т.п.; показывает в ответ на просьбу педагога; отказывается показать, убегает; отказывается показать, бросает игрушку или рвёт рисунок.
  • Общение с педагогом: сразу; через 3-5 минут; через 5-7 минут; через 10 минут и более; полностью невозможно.
  • Включение в контакт (игру) по инициативе педагога: всегда и сразу, после долгой стимуляции, невозможно ни при каких условиях.
  • Возможность имитации действий педагога (действия по образцу); да, нет
  • Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его): да, нет
  • Манерность поведения: да, нет

Балл

Балл

1.2.

Развитие эмоциональной сферы

  • Эмоциональная притупленность: да, нет
  • Преобладающее настроение ребёнка: бодрое, спокойное, приподнятое, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения
  • Гипертревожность: да, нет
  • Неадекватные эмоциональные реакции (истеричность, крики, смех, слёзы): да, нет
  • Заинтересованность в успехе: да, нет
  • Реактивное эмоциональное реагирование (реакция на похвалу/порицание, юмор): адекватное, не полностью адекватное, неадекватное
  • Проявления агрессии и / или самоагрессии: да, нет
  • Характер взаимодействия с мамой: симбиотическое отношение, холодность, отстранённость. гиперкритичность, гиперопека, гипертревожность мамы.
  • Проба на эмоциональный гнозис (лист 18 Альбома):

количество ошибок _____

Тип ошибок: смешение знака эмоции (весёлый/грустный) или качества эмоции (весёлый/гордый)

Весёлый (1):1,4,7,9; злой (2): 3,8,10; испуганный (5): 2,5,6.

Балл за эмоциональные

характеристики поведения

Балл за пробу на эмоциональный гнозис

1.3.

Навыки и умения (из беседы с мамой)

  • Пьёт из кружки: да, нет
  • Ест густую/ жидкую пищу ложкой: да, нет
  • Раздевается/одевается самостоятельно (с помощью): всегда, иногда, никогда
  • Умывается самостоятельно (с помощью): всегда, иногда, никогда
  • Просится/ не просится в туалет: всегда, иногда, никогда
  • Застёгивает и расстёгивает пуговицы самостоятельно (с помощью): всегда, иногда, никогда
  • Завязывает шнурки самостоятельно (с помощью): всегда, иногда, никогда
  • Помогает накрывать на стол и убирать со стола: всегда, иногда, никогда
  • Убирает свои вещи и игрушки: всегда, иногда, никогда

Балл

Балл

1.4.

Сфера общих знаний

  • Знает имя мамы, папы: да, нет
  • Знает место проживания (станция метро или улица, адрес полностью)
  • Правильно отвечает на вопрос: «Ходишь ли ты в детский сад?»: да, нет
  • Если ходит в детский сад, то правильно отвечает на вопрос: «В какую группу ты ходишь?»: да, нет
  • Знает время года: да, нет

Балл

1.5. Игра

  • Соблюдение последовательности действий и правил (сюжетная игра, например: у врача): да, нет
  • Репертуар игровой деятельности: предметно-манипулятивная, предметная (покачать, накормить, причесать, уложить куклу спать, покатать машинку, нагрузить кубиками); сюжетная игра (чаепитие), ролевая игра (врач, повар); сюжетно- ролевая игра («в гостях», «школа»)
  • Замена игровой деятельности стереотипными манипуляциями с игровыми/неигровыми (подчеркнуть) предметами: да, нет
  • Полная несформированность игровой деятельности: да, нет

Балл

Суммарный балл по сфере 1:

Е1= (1.1. +1.2. (2 оценки) +1.3. +1.4. +1.5.)/6

2.Нейродинамическое и регуляторное развитие

2.1. Нейродинамическая регуляция

  • Выдерживает 40 минут обследования без перерыва: да, нет
  • Выдерживает 20-30 минут обследования и ещё 20 минут после паузы: да, нет
  • Удерживает рабочую позу; в течение всего обследования, только в первую половину исследования, менее половины исследования
  • Отвлекаемость: да, нет
  • Паузы при выполнении задания более 10 секунд: да, нет
  • Корректурная проба (лист 58 Альбома); количество правильных стимулов __; за первые 30 секунд__; за вторые 30 секунд__; количество ошибок __

Паузы более 10 секунд: да, нет

Стратегия выполнения: упорядоченная, хаотичная

Тип ошибок: перцептивно близкие, перцептивно далёкие

Балл за общую активность в процессе обследования

Балл за корректурную пробу

2.2. Произвольная регуляция поведения

  • Следование инструкциям: да, нет
  • Полевое поведение: да, нет
  • Расторможенность: да, нет
  • Замена требуемых действий стереотипами: да, нет
  • Импульсивность: да, нет
  • Наличие ориентировочного этапа деятельности: да, нет
  • Реакция выбора:

«палец-кулак, кулак-палец, палец-кулак, кулак-палец» ____

«палец-кулак, палец-кулак, палец-кулак, кулак-палец» ____

  • Воспроизведение ритмических структур по инструкции!! __ !!! __ !! __!__!!__

Балл за общую регуляцию поведения

Балл за реакцию выбора

Балл за ритмы

Суммарный балл по сфере 2:

Е2=(2.1.(2 оценки)+2.2.(3 оценки))/5

3.Когнитивное развитие

3.1.

Зрительное и пространственное восприятие

  • Узнаёт перечёркнутые изображения (лист 16 Альбома): да, нет
  • Узнаёт наложенные изображения (лист 16 Альбома): да, нет
  • Может дифференцировать и соединить геометрические фигуры (лист 17 Альбома): да, нет
  • Знание цветов (показ предметов названного цвета): да, нет

Балл за зрительный гнозис

Балл за пространственный гнозис

Балл за цветовой гнозис

3.2.

Слуховое восприятие

  • Оценка ритмических структур !!__ !!!__ !!__
  • Умение копировать акцентированные (состоящие из двух групп) ритмы!!!  !!__  !!!  ! __  !  !!__

Балл

3.3.

Тактильное восприятие

  • Точно локализует прикосновение карандаша к внешней поверхности кисти: да, нет
  • Может воспринять и показать места двух прикосновений к двум кистям: да, нет
  • Узнаёт на ощупь мелкие предметы (ластик, монетка, скрепка) каждой рукой отдельно: да, нет.

Балл за тактильное восприятие

Балл за стереогноз

3.4. Импрессивная речь

  • Понимает вопросы взрослого («Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Ты ходишь в детский сад?», «В какую группу?», «Где ты живёшь?», «Какое сейчас время года?»): да, нет
  • Понимает и выполняет простые команды («дай», «возьми», «положи») и сложные инструкции («подними и положи», «возьми и отдай маме»: да, нет
  • Понимает вопросы к рассказу (лист 36 Альбома): да, нет
  • Может ответить на отвлечённые вопросы (например: «Светит ли ночью солнце?»: да, нет
  • Может показать части тела (глаза, рот, нос, уши) на себе: да, нет
  • Показ пар картинок по слову-наименованию (листы 19-20 Альбома);

гриб-ведро __              

чайник-скамейка __

велосипед – лампа __     мяч-яблоко __

  • Фонематический слух:

      Коза___     трава ___     бочка___

  • Понимание логико-грамматических конструкций (листы 22-24 Альбома):

Мальчик спасает девочку. __

Мальчик поймал девочку. __

Грузовик обрызгал машину. __

Книга накрыта газету. __

Дочка везёт маму. __

Мама везёт дочку. __

Балл за понимание обращённой речи

Балл за показ частей тела

Балл за понимание предметно отнесённых слов

Балл за фонематический слух

Балл за понимание логико-грамматических конструкций

3.5. Экспрессивная речь

  • Дефекты просодики: смазанность, скандирование, дисфония, заикание, другое (пояснить)
  • Называние 14 предметов (листы 19-20 Альбома):

ведро__ гриб __ чайник __ скамейка__компьютер __ ремень __ яблоко __ мяч __дерево__

ножницы __ лампа __

очки __велосипед __ гвоздь __

  • Называние низкочастотных слов (листы 19-20 Альбома):

ручка (чайника) __  

ножки (скамейки) __

шляпа (гриба) __      

провод (лампы) __

  • Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка») (лист 31 Альбома) и по серии картинок («Щенок») (лист 32 Альбома): самостоятельно, с опорой на вопросы, полными фразами (субъект, предикат, объект), только существительные, аграмматичные фразы, поиск слов, парафазии.
  • Использует в спонтанной речи вежливые просьбы: да, нет
  • Использует будущее время: да, нет
  • Использует пространственные предлоги «на», «под», «за»: да, нет
  • Умеет соединять простые предложения в сложные: да, нет
  • Возможность повторения слов и фраз:

лимон __ окно __ стакан __

В саду расцвели розы __

Когда взошло солнце, запели птицы __

чисто (узнаваемое), абрис слова (с трудом узнаваемое), неразборчиво

  • Цифровой ряд до 10 сформирован в прямом и обратном порядке: да, нет

Балл за просодику

Балл за называние

Балл за называние

Балл за развёрнутость речи

Балл за повторение

Балл за рядовую речь

3.6. Память

  • Двигательная память – усвоение двух двигательных программ из трёх движений: без затруднений, при сопряжённом выполнении, недоступно; припоминание этих двигательных программ: без затруднений, с подсказкой, недоступно
  • Зрительная память (выбор из 16 картинок) (листы 26-28 Альбома):

1) градусник __ гусь __ банан __

2) сапог __ коза __ куст __

Первая серия картинок (?) __

  • Слухоречевая память

кот

лес

брат

дождь

рука

друг

снег

1-10

  • Пересказ текста («Всякой вещи своё место» или «Лекарство») с опорой на вопросы (лист 36 Альбома): полный, частичный, невозможность пересказа

Балл за двигательную память

Балл за зрительную память

Балл за объём вербальной памяти

Балл за прочность вербальной памяти

Балл за запоминание семантически

связанного текста

3.7. Интеллект

  • Понимание смысла картинки («Разбитая чашка») (лист 31 Альбома): самостоятельно, с подсказкой, недоступно
  • Понимание смысла серии предварительно разложенных картинок («Щенок») (лист 32 Альбома): самостоятельно, с подсказкой, недоступно
  • Понимание смысла текста с опорой на вопросы («Всякой вещи своё место» или «Лекарство») (лист 36 Альбома): самостоятельно, с подсказкой, недоступно
  • Тест «четвёртый лишний» (листы 40-45 Альбома):

5) __ 6) __ 7) __ 8) __ 9) __ 10) _

  • Знает понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»: да, нет
  • Тест на выведение аналогий (листы 46-47 Альбома): без затруднений, при помощи педагога, недоступно

Балл за понимание картинок

Балл за понимание рассказа

Балл за обобщение

Балл за сформированность понятий

Балл за аналогии

Суммарный балл по сфере 3:

Е3= (3.1.(3 оценки) +3.2. +3.3. +3.4. (4 оценки) +3.5. (5 оценок) +3.6. (5 оценок) +3.7. (3 оценки))/22

4.Двигательное развитие

4.1.

Крупная моторика

  • Уверенно, не «шаркая» ногами, ходит и бегает со свободными движениями рук, координирует тело в пространстве: да, нет
  • Может кинуть и поймать мячик средних размеров: да, нет
  • При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги, при подскоках отрывает ноги от пола, умеет сдерживать движение по сигналу: да, нет
  • Умеет прыгать на одной ноге: да, нет
  • Уверенно ходит по балансировочной дорожке, удерживая равновесие: да, нет
  • Уверенно бегает, держа голову прямо: да, нет
  • Общий тонус: гипортонус, гипертонус, нормальный

Балл

4.2.

Мелкая моторика и графическая деятельность

  • Копирует круг, квадрат, треугольник, ромб, комбинации геометрических фигур Денмана (лист 57 Альбом); без искажений, с дизметрическими, топологическими, пространственными ошибками, инертно, рисунок невозможен
  • Пинцетный зажим карандаша, зажим кулаком или тремя пальцами с противопоставлением большого пальца, без противопоставления большого пальца
  • Тест на праксис позы пальцев

            Правая рука:

  • второй палец(указательный) вытянут вперёд __
  • второй и третий (указательный и средний) вытянуты вперёд __
  • первый и пятый (большой и мизинец) соединены в кольцо __
  • пятый палец (мизинец) вытянут вперёд __
  • третий (средний) палец лежит на втором (указательном) __

      Левая рука:

  • пятый палец (мизинец) вытянут вперёд __
  • второй и пятый (указательный и мизинец) вытянуты вперёд __
  • второй палец (указательный) вытянут вперёд __
  • первый и второй пальцы (большой и указательный) соединены в кольцо __
  • второй и третий (указательный и средний) вытянуты вперёд __
  • Тест на оральный праксис:

            надуть щёки __

            надуть одну щёку __

            поцокать __

            упереть язык в щёку __

Балл за графическую деятельность

Балл за праксис

позы

Балл за оральный праксис

4.3. Конструктивная деятельность

  • Из пяти кубиков (из конструктора) разного размера строит башню, мост, арку, кресло, диван, стол, лесенку, гараж, домик: по речевой инструкции; по образцу; замещает неконструктивной деятельностью (стучит, швыряет и т.п.)
  • Собирает пазлы: самостоятельно, с помощью, недоступно

Балл

4.4. Сукцессивная организация движений

  • Динамический праксис:

правая рука («кулак-ребро-ладонь») __  

левая рука(?) __

правая рука («ребро – кулак – ладонь») __

левая рука(?) __

без ошибок, персеверации, упрошение программы, скандированность движений, пространственные ошибки, недоступно

  • Графическая проба на динамический праксис

левая рука(?) __

без ошибок, персеверации, упрощение программы, микро-/макрография, неудержание строки

Балл за динамический праксис

Балл за графическую пробу на динамический праксис

4.5.

 Реципрокная

координация движений

  • Реципрокная координация движений рук: без ошибок, только сопряжено, сопряжённо с переходом на самостоятельное выполнение, сбои на одноимённые или попеременные движения, скандированность движений, отставание одной руки, недоступно.

Балл

Суммарный балл по сфере 4:

Е4=(4.1.+4.2(3 оценки)+4.3.+4.4.(2 оценки)+4.5.)/8

Суммарный балл нарушений психического развития ребёнка:

Е=Е1+Е2+Е3+Е4

Заключение: _________________________________________________________

Рекомендации: ________________________________________________________

Таблица 1 Показатели диагностики психоречевого развития детей контрольной группы по блокам.

Показатель развития

Ребенок

Баллы

сентябрь

Баллы

декабрь

1

Социальное развитие

Иван

3

3

Мария

3

3

Светлана

3

3

Максим

2

3

Лана

0

1

Оля

3

3

Богдан

2

3

Матвей

3

3

Полина

2

3

Паша

2

3

Вероника

3

4

Степан

1

1

2

Нейродинамическое и регуляторное развитие

Иван

2

3

Мария

3

3

Светлана

3

4

Максим

3

4

Лана

1

1

Оля

2

3

Богдан

3

3

Матвей

2

2

Полина

2

3

Паша

2

3

Вероника

4

4

Степан

1

2

3

Когнитивное развитие

Иван

2

2

Мария

3

3

Светлана

3

3

Максим

2

3

Лана

1

1

Оля

2

3

Богдан

3

3

Матвей

2

3

Полина

2

2

Паша

2

4

Вероника

3

4

Степан

1

1

4

Двигательное развитие

Иван

2

3

Мария

2

2

Светлана

2

3

Максим

4

4

Лана

2

2

Оля

2

3

Богдан

3

3

Матвей

3

3

Полина

2

3

Паша

3

4

Вероника

3

4

Степан

2

3

                                                                                                                                                                                              

  Таблица 2

Результаты исследования психоречевых процессов

в сентябре 2021

Уровень выполнения заданий

 I блок

II блок

III блок

IV блок

Итого

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

Средний

8

67%

7

58%

7

58%

5

42%

8

67%

низкий

4

33%

5

42%

5

42%

7

58%

4

33%

Таблица 3

Результаты исследования психоречевых процессов

в декабре 2021

 

Уровень выполнения заданий

 I блок

II блок

III блок

итого

Высокий

0

0

0

0

0

0

1

8%

Средний

9

75%

9

75%

8%

67%

8

67%

низкий

3

25%

3

25%

4%

33%

3

25%

Таблица 4

Сравнительный анализ результатов диагностики сентябрь и декабрь 2021г.

Сентябрь

Декабрь 2021

Высокий

0

Высокий

1- 8%

Средний

8 -67%

Средний

8 - 67%

Низкий

4- 33%

Низкий

3 – 25%

  Приложение 2                                                                                                                                                                            

  Таблица 5

 Характеристика нейроупражнений, применяемых в коррекционной работе

Упражнения

Содержание

Какое нарушение подвергается коррекции

1

Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга

Упражнение «Звуковая тропинка»

Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы). -

Считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.

«Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков

«Перекрёстные шаги»

Надо пройти по болоту, поэтому идти, нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

«Хлопни, топни».

Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки, на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

«Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.

«Сортировка»

Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

                                                                                               

Таблица 6

Упражнения

Содержание

Какое нарушение подвергается коррекции

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Упражнение «Марионетка». Представьте куклу, у которой к левому колену и левой руке привязана ниточка, то же самое с правой стороны, когда кукловод тянет нитку вверх, рука поднимается вверх, нога, согнутая в колене, тоже поднимается вверх. Упражнение делаем попеременно: левая рука – левая нога, затем правая рука – правая нога.

Развитие увеличения концентрации внимания, мышления, памяти.

 Эти упражнения помогают в коррекции нарушений речевого развития, в учебной деятельности, в улучшении осанки, эмоционально успокаивают центральную нервную систему, повышают работоспособность ребёнка, активизируют работу мозга

Включаем «Кнопки мозга» Кладём левую руку на пупок, а правой рукой массируем точки под ключицами между первыми и вторыми рёбрами, слева и справа от грудины. Затем меняем руки местами и повторяем упражнение, в течение одной минуты. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела. Массируем точки под ключицами, где находятся сонные артерии, которые питают мозг кровью, по которой идёт кислород.

С помощью этого упражнения всего за пару минут приводим в готовность вестибулярный аппарат, повышаем энергию тела.

Вследствие чего, у детей улучшается восприятие информации.

«Перекрёстные шаги» — это перекрёстно-латеральная ходьба на месте. Сначала выполняем просто перекрёстные шаги с руками, затем упражнение усложняется. Поднимая согнутую в колене правую ногу, касаемся колена локтем левой руки, и наоборот. Очень важно выполнять это упражнение как можно медленнее «

Если на организм действуют какие-то внешние силы, то в первую очередь разбалансируется вестибулярный аппарат. «Точки баланса» - конечные точки черепа, две ямочки, они ещё очень часто бывают болезненными, особенно у тех детей, у которых сильный дисбаланс вестибулярной системы. В этих точках находятся внутреннее ухо, структура вестибулярной системы, которая отвечает за координацию положения тела в пространстве. Если активно потирать

Когда ребенок касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга, то есть мы включаем левое и правое полушарие, нужно чтобы они работали вместе, очень активно. Если будет работать одно полушарие, то второе будет спать. Это упражнение способствует улучшению умственных способностей, у детей улучшается восприятие информации.

«Энергетическая зевота» - изображая зевание, плотно закрываем глаза и массируем зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делаем в течении 1-2 минут.

Это упражнение повышает умственную

энергию. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится чётче.

                                                 

                                                                                                   

 Таблица 7

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

«Гравитационное скольжение» - ножки скрещиваем, руки поднимаем вверх, затем медленно опускаем голову, руки, туловище вниз, в наклоне мы расслабляемся, у нас вытягивается позвоночник, все части туловища, как будто висят, тело расслаблено.

Расслабляем мышцы, устраняем стресс

«Мамины ладошки» - если ребёнок очень расстроен, нервничает, кладём ладошки на его лобные бугорки, прикасаемся к его «позитивным точкам». Менее чем через минуту он успокоится, и вы легко решите все проблемы.

Следующее упражнение связано с чувством равновесия. У многих детей очень сильный дисбаланс равновесия.

««Крюки» - перекрещиваем ноги, перекрещиваем руки. Детям говорим так:

«Ручки поссорились, ручки подружились, и ручки помирились».

Вторая часть упражнения «Крюки»

- мы говорим и показываем руками: «Вот левое наше полушарие (показали левую ладошку), вот правое (показали правую ладошку) наше полушарие, и мы всё соединяем (пальчики). И сейчас всё будет работать активно, вместе и в едином содружестве». Стоим в течении 1 минуты.

Ребенок обучается самоконтролю, дисциплине и приобретает навыки сохранения полного спокойствия в условиях стрессовой ситуации.

 С помощью данных упражнений дети учатся не паниковать, не сдаваться под давлением страха, а преодолевать сложившиеся обстоятельства.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Они направлены на синхронизацию правого и левого полушария головного мозга. Выполняя их, мы одновременно тренируем логику, аналитические и математические способности, воображение. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.

Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»

Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.

С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.

Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.

Тренировка левого и правого полушария мозга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Результаты мониторинговых исследований

  Дошкольное учреждение, опирающееся на основные принципы современной развивающейся дидактики, призвано организовать развивающее обучение так, чтобы оно ориентировалось на потенциальные во...

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

   Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...