Программа "Волшебство красок"
рабочая программа (старшая группа)

Данная программа, может использоваться, как дополнение к общеобразовательной программе. А так же в  кружковой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova-partsialnaya-progr3.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ

Усть-Баргузинский

Детский сад «Солнышко»

Парциальная программа

«Волшебство красок»

Воспитатель: Кузнецова О.А.

2016г

Пояснительная записка

В душе каждого ребенка есть невиДимые струны .

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

ВЛ. Сухомлинский

В каждом ребенке живет маленький художник. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Изобразительное творчество одна из таких кладезей в мире искусства детей, так как она располагает многообразием материалов и техник. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтоб на листе выразить свои эмоции и фантазии. Изучая авторские разработки, интернет материалы, а также имея за плечами опыт работы с детьми, меня заинтересовала возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с самого раннего возраста. Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства.

Программа носит инновационный характер, в работе используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Их использование позволяет детям развивать воображение, способствует развитию координации движений, а также раскрывает творческий потенциал ребенка.

Занятия по программе «Волшебство красок» направленно на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Дети испытывают положительные эмоции рисуя необычными материалами. Использование оригинальных техник позволяет им ощутить незабываемые впечатления. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен помочь пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в это мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы:

В данном время в образовании и развитии детей акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей . Через интеграцию разных образовательных дисциплин происходит развитие детской художественной одаренности. Возникает необходимость в новых подходах решения современных задач творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического , творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию чувств, развитию художественно-эстетическому вкусу, творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность для творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, развить их речь. При помощи освоения различных техник нетрадиционного рисования , дети научаться выражать свои эмоции, фантазии, создавая свои собственные рисунки с глубоким содержанием, обыгрывать нарисованные сюжеты. Тем самым будет развиваться творческая личность, с эстетическим вкусом и ярким взглядом на окружающий мир.

Цель: В процессе ознакомления с различными техниками рисования развивать художественнотворческий потенциал детей.

Задачи:

- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием разных изобразительных материалов.

Создавать условия для коммуникативной деятельности детей, через творчество способствовать развитию связной речи детей.

-Прививать эстетический вкус, приобщать к изобразительному искусству , как к средству выражения чувств, отношений.

Виды и техники нетрадиционного рисования:

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особые техники и приемы. Для младшего дошкольного возраста при рисовании используется техника «рисование руками»(ладонью, ребром ладони, кулачком, пальчиками) Для детей среднего дошкольного возраста используется ехника тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+акварель; свеча+акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки(ниткография). В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать усложненные техники рисования: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография трубочкой, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластинография.

Ожидаемый результат:

  1. Повысится познавательная активность детей посредствам экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами.
  2. Дети научатся образно мыслить, приобретут чувства цвета, ритма, композиции.

З. У детей сформируются практические навыки работы с материалами и инструментами.

Используя данную программу педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как предоставленный материал способствует не только развитию творческого процесса у детей, но и развитию мелкой моторики, обострению тактильного восприятия, улучшению цветовосприятия, концентрации внимания, развитию речи , а также расширению и обогащению художественного опыта.

Данная программа поможет сформирорвать активность и самостоятельность детей в изодеятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Использование системы одобрений и поощрений ребенка, создание ситуаций успеха, позволяющих ребенку свободно излагать свои мысли и чувства на бумаге при рисовании поможет реализовать ребенку свои замыслы

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественнотворческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,

завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. ”В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь“

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования

Задачи:

Ознакомить        с различными        способами        и        приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  • Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью,

ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;  рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;  кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;  монотипия предметная;  кляксография обычная;  пластилинография

Методы проведения занятия:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные -практические

-игровые

Используемые метоДы

— дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

— формируют эмоционально — положительное отношение к самому процессу рисования;

— способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится Збзанятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится Збзанятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ -Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки,

-Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать

друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения; -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» ГА. Урунтаевой

Н.- начало годаК.- конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

"Волшебная страна красок"

Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...

Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»

«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» ,  сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...