Рабочая программа кружка «Развивайка»
материал
Предварительный просмотр:
МАДОУ Эрхирикский детский сад «Ручеёк»
Утверждён
Заведующий МАДОУ
Эрхирикский детский сад
«Ручеёк» Цыренжапова Д.Б
Рабочая программа кружка «Развивайка»
Для второй младшей группы
Воспитатель:
Моисеева Н.Ф
2021 год
Программа кружка разработана для детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю – в пятницу, во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут. Количество детей: 12 человек.
Пояснительная записка.
Кружок «Развивайка» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за другими детьми на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребѐнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цели и задачи программы.
- Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
- Задачи:
♣ формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
♣ формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
♣ развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
♣ совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
♣ развитие речи детей;
♣ воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
♣ воспитание и развитие художественного вкуса;
♣ воспитание усидчивости, целенаправленности.
Работа в кружке включает в себя:
• пальчиковая гимнастика
• лепка
• аппликация
• нетрадиционные техники рисования
• штриховка
• игры и действия с предметами.
Предполагаемые результаты.
1. У детей сформировались навыки самообслуживания: могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма;
2. Повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами;
3. Дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Работа с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- анкетирование;
- информирование о результативности работы;
- выставки детских работ;
Учебно-тематическое планирование.
Сентябрь
Подготовительный этап:
• Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
• Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
• Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
Октябрь
1 неделя
Пальчиковая игра «Грибы» Рисование пальчиками «Весѐлый мухомор»
Задачи: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: Вырезанные из бумаги мухоморы, гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.
2 неделя
Рисование пальчиками «Ветка рябины».
Задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать и называть цвета. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе. Оборудование: Лист бумаги формата А4, нарисована ветка рябины без ягод, гуашь, салфетки.
3 неделя
Пальчиковая игра «Овощи» Отпечаток ладошки «Морковка для зайчика».
Задачи: Познакомить с новым способом нетрадиционной техники – отпечаток ладошкой. Обогащать представление детей об овощах. Закрепить знание цветов. Развивать мелкую моторику, творческие способности, сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Игрушка зайчик, морковка муляж, эскиз морковки, широкие мисочки с разведенной водой гуашью зеленого цвета.
4 неделя
Рисование отпечатками ладошек «Весѐлые рыбки».
Задачи: Продолжить знакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошкой. Учить детей делать отпечатки, дорисовывать их до определѐнного образа. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: Картинка с рыбками, эскиз аквариума, широкие мисочки с разведѐнной водой гуашью красного, желтого, синего, зелѐного цвета, кисточки, салфетки, стаканчик с водой.
Ноябрь
1 неделя
Игра «Весѐлые шнурочки» Игра «Разноцветная фасоль»
Задачи: учить детей продевать шнурок в отверстия, сортировать фасоль по цвету. Развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость. Оборудование: Предметы игры «Весѐлые шнурочки» по количеству детей; белая и красная фасоль, баночки для сортировки по количеству детей.
2 неделя
Рисование ватными палочками «Осенний лес».
Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками, учить детей рисовать в этой технике. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к новым методам рисования. Оборудование: Иллюстрации осенних деревьев, альбомный лист с изображением ствола дерева, гуашь красного, желтого цвета, ватные палочки, салфетки.
3 неделя
Скатывание бумаги «Конфеты для мамы».
Задачи: Учить детей скатывать из салфеток шарики. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение своим близким. Оборудование: Ваза для «конфет», салфетки для скатывания.
4 неделя
Скатывание бумаги «Покормим птичек».
Задачи: Закрепить у детей умение работать с бумагой, отрывать кусочки и скатывать в комочки. Учить отрывать небольшой кусочек от салфетки. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование: Иллюстрации с птицами, салфетки.
Декабрь
1 неделя Аппликация с использованием ваты «Выпал первый снег».
Задачи: Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представления детей о времени года- зима. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Развивать композиционное умение равномерно располагать комочки по всему рисунку. Воспитывать любознательность, интерес к аппликации, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации с пейзажем зимы, лист бумаги А 4, эскиз дерева на каждого ребенка, кисточки, клей ПВА, вата, салфетки, игрушка зайчик.
2 неделя
Пальчиковая игра «Радуга» Графическое упражнение «Штриховки»
Задачи: Познакомить с основными правилами штриховки. Формировать мелкую моторику пальцев рук. Учить детей правильной посадке, умению держать карандаш. Учить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, слева направо.
Оборудование: Распечатанные изображения графических упражнений, карандаши.
3 неделя
Игра «Весѐлые шнурочки» Игра «Бусы»
Задачи: Развивать у детей умение продевать шнурок в отверстия, нанизывать бусинки на шнурок. Развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость. Оборудование: Предметы игры «Весѐлые шнурочки» по количеству детей; бусины крупные, шнурки по количеству детей.
4 неделя
Аппликация из салфетных шариков «Ёлочные шары».
Задачи: Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки, скатывать в шарики. Развивать мелкую моторику, цветное восприятие, тактильное восприятие, воображение. Воспитывать, эстетический вкус и культуру труда.
Оборудование: Картинка с ѐлочкой украшенная шарами, вырезанная из картона елочка, бумажные салфетки разных цветов.
Январь
1 неделя
Пальчиковая игра «Тесто» Игра с фасолью «Золушка».
Задачи: Учить детей сортировать фасоль. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать. Оборудование: Кукла Золушка, красная и белая фасоль, баночки для сортировки.
2 неделя
Пластилинография «Ёлочка».
Задачи: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их, закреплять на картон способом сплющивания. Развивать мелкую моторику рук и образное восприятие. Воспитывать интерес к новым методам лепки. Оборудование: Картинка с изображением ѐлочки, шаблоны ѐлочек, пластилин зелѐного цвета, доска, салфетки.
3 неделя
Рисование цветным песком «Петушок»
Задачи: Познакомить с новой техникой рисования. Учить наносить клей на отдельные участки шаблона, посыпать цветным песком. Развивать мелкую моторику, координацию.
Оборудование: картинка с готовым изображением петушка, цветной песок, клей, кисточка.
4 неделя
Пальчиковая игра «Тесто» Игра «Застегни - расстегни».
Задачи: Учить детей застѐгивать и расстѐгивать пуговицы и кнопки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Оборудование: Предметы игры «Застегни – расстегни» по количеству детей
Февраль
1 неделя
Аппликация из ваты «Овечка».
Задачи: Развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование: Картинка с изображением овечки, эскизы овечки на картоне, вата, клей, салфетки.
2 неделя
Рисование манкой «Снежинка».
Задачи: Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность. Оборудование: Иллюстрации с зимним пейзажем, синий картон с эскизом снежинки, манная крупа, клей, кисточки, салфетки.
3 неделя
Пальчиковая игра «Улитка» Тестопластика «Улитка, улитка, покажи свои рога».
Задачи: Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Учить детей раскатывать длинный столбик, скручивать его. Развивать мелкую моторику, наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
Оборудование: Солѐное тесто, игрушка улитка, доски для лепки, влажные салфетки
4 неделя
Игра «Застегни и расстегни»
Игра «Бусы из макарон».
Задачи: Познакомить детей с новым видом творчества. Учить слышать и слушать устные инструкции. Развивать мелкую моторику, творческие способности, познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, внимательность.
Оборудование: Предметы игры «Застегни и расстегни»,нить для нанизывания, макароны.
Март
1 неделя
Аппликация «Мимоза»
Задачи: Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Развивать мелкую моторику, восприятие цвета. Воспитывать любовь к маме, желание порадовать еѐ.
Оборудование: Картон с нарисованными листьями, контуром мимозы, салфетки жѐлтого цвета, клей.
2 неделя
Рисование штампами «Светофор».
Задачи: Познакомить детей с техникой рисования печатками из картофеля. Напомнить и закрепить правила дорожного движения для пешехода. Развивать у детей мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, отзывчивость и доброту. Воспитывать культуру поведения детей на дорогах. Оборудование: Макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, гуашь зелѐного, жѐлтого и красного цвета, салфетки.
3 неделя
Рисование жѐсткой кистью «Ёжик».
Задачи: Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования. Оборудование: Картинка с ѐжиком, лист бумаги с нарисованным контуром ежа, кисти с жёстким ворсом, гуашь, салфетки.
4 неделя
Лепка «Весѐлые черепашки».
Задачи: Учить создавать объѐмные поделки, используя природный материал. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к окружающему миру.
Оборудование: Игрушка черепаха, скорлупа грецких орехов, пластилин.
Апрель
1 неделя
Пластилинография «Праздничный торт».
Задачи: Учить выполнять работу в технике пластилинографии. Развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику. Воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование: Картинки с изображением праздника, торты, нарисованные на картоне, пластилин.
2 неделя
Пальчиковая игра «Игрушки» Игра «Застегни - расстегни».
Задачи: Учить детей застѐгивать и расстѐгивать пуговицы и кнопки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Оборудование: Предметы игры «Застегни – расстегни» по количеству детей
3 неделя
Аппликация из салфетных шариков «Цыплѐнок».
Задачи: Учить детей выполнять аппликацию из салфеток, мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки, скатывать шарики. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Вызывать эмоциональный отклик на созданное изображение. Развивать мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу.
Оборудование: Игрушка цыплѐнок, желтые салфетки, клей ПВА, эскиз цыплѐнка на каждого ребѐнка.
4 неделя
Лепка «Солнышко и дождик».
Задачи: Учить детей создавать изображение приемом размазывания одного элемента к другому. Развивать мелкую моторику, воображение, снятие мышечного напряжения. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Оборудование: Лист картона, пластилин, лист картона с эскизом солнышка и тучки с дождиком.
Май
1 неделя
Пальчиковая игра «Пирожки» Графическое упражнение «Штриховки»
Задачи: Познакомить с основными правилами штриховки. Формировать мелкую моторику пальцев рук. Учить детей правильной посадке, умению держать карандаш. Учить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, слева направо. Воспитывать усидчивость.
Оборудование: Распечатанные изображения графических упражнений, карандаши.
2 неделя
Пальчиковая игра «Дождик» Рисование ватными палочками «Дождик».
Задачи: Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, наносить ритмические мазки, передавать в рисунке впечатление от окружающей среды. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию.
Оборудование: Картинки с дождѐм, альбомный лист с изображением туч, гуашь, кисти.
3 неделя
Тестопластика «Гусеница на листе».
Задачи: Продолжать учить детей лепить из солѐного теста. Уточнить знания и представления о геометрических телах. Закрепить умение составлять гусеницу из шаров, размещая их на листе из картона. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.
Оборудование: Иллюстрации гусениц, стеки, доски для лепки, салфетки, солѐное тесто, картон зелѐного цвета в виде листочка.
4 неделя
Рисование отпечатками ладошек «Солнышко». Коллективная работа.
Задачи: Учить детей создавать коллективную работу, фантазировать, видеть образ солнышка. Развивать мелкую моторику рук у детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к творчеству.
Оборудование: Иллюстрации с изображением солнца, лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь, салфетки.
Список используемой литературы.
1. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.
3. Урмакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.:»Литера», 2008.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.
6. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...
Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.
Материал для развития у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....
Программа кружка "Развивайка" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
Реализуемая цель:Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры....
Рабочая программа кружка "Развивайка"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Развивайка" для детей 3-6лет...
Рабочая программа кружка "Развивайка" с детьми 3-4 лет
Образовательная область "Познавательное развитие"...
Рабочая программа кружка "Развивайка" с детьми 3-4 лет
Образовательная область"Познавательное развитие"...