Прием «Кубик Блума»
презентация

Айдакова Александра Васильевна

Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». Как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Существует один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Прием называется «Кубик Блума». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_bluma.pptx1.84 МБ
Microsoft Office document icon kubik_bluma.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования приёма «Кубик Блума » Воспитатель : Айдакова Александра Васильевна 2021 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка»

Слайд 2

«Недостаточно иметь хороший ум, главное правильно его использовать!» Рене Декарт (французский философ)

Слайд 3

Один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом . Приём «Кубик Блума » Суть техники заключается в следующем: необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначены начала вопросов и заданий для работы над прочитанным текстом: «Назови…» «Поделись…» «Предложи…» «Почему…» «Придумай…» «Объясни…» После броска кубика следует придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него или составить окончание для задания и выполнить его.

Слайд 4

Правила применения приёма «Кубик Блума » Работа с кубиком строится следующим образом: Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Слайд 5

Классификация вопросов Прием «Кубик Блума » уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера . Назови - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Почему - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Предложи - То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций . Придумай - это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например : Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Поделись - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Слайд 6

« Кубик Блума » можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе . Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так: Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление); Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами); Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление); Проанализиру й (как сделан предмет, из чего состоит); Используй (дети показывают, как можно применить предмет); Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Слайд 7

Использование приема «Кубик Блума » только на первый взгляд кажется трудным. Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления , в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников . ❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Прием «Кубик Блума»

Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». Как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Существует один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума». 

Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория или "таксономия" разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Кубик Блума: методика использования

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную)  фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови
  • Почему
  • Объясни
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

Работа с кубиком строится следующим образом:

педагог  формулирует тему  и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

  • Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний.
  • Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления.
  • Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы.
  • Предложение своего пути применения изученного на практике.
  • Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
  • Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. 

Применение «Кубика Блума»: можно использовать во  всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также  затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно  назвать грани фигуры так:

  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
  • Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Практика показывает, что данный прием очень нравится  детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

кубик блума - это прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, ч...

«Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Вовлечь педагогов в сов...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Формирование критического мышления через прием Кубик Блума

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...

Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем

Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем....

Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем

Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем....