Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Приходите в гости к нам»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Приходите в гости к нам» разработан с целью формирования представлений детей о русской избе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_prihodite_v_gosti_k_nam.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «Приходите в гости к нам»
в средней группе
Подготовила: воспитатель
Мелащенко Л. Н.
12.04.2022 год
Цель: формирование представлений детей о русской избе.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей о внутреннем убранстве русской избы.
2.Развивать речь детей, образное мышление, интерес к прошлому русского народа.
3.Воспитывать уважение к культуре и быту русского народа.
Место проведения: мини-музей «Русская изба».
Предварительная работа с детьми – просмотр презентации «Ознакомление
дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».
Методы и приемы: словесные, игровые, практические
Материалы и оборудование: демонстрационный материал «Русская изба»: презентация «Загадки», компьютер, мяч, деревянные ложки.
Ход НОД:
Под музыку воспитатель с детьми заходят в музей, встают в круг.
Воспитатель: Дети, догадались, куда вы попали?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я пригласила вас в русскую избу. Раньше, в старину, входя в избу, люди здоровались, делая низкий поклон. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья и благополучия. Давайте и мы поздороваемся (Дети делают низкий поклон).
Воспитатель: В таких избах давным-давно жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Это старинное название деревянного дома. Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) топорами. Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважал русский народ топор, сложив про него пословицы. Подумайте, почему так говорится: «Топор лучше шубы греет»? Ответы детей. Воспитатель: Прекрасная пословица, которая учит тому, что нужно трудиться, работать, и тогда тебя не сможет заморозить ни один мороз. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? Ответы детей. Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа. В народе говорили: «Дом без печки – нежилой дом». «Кормилицей», «матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. Раньше холодильников и газовых плит не было, вся еда хранилась в печи, там же и готовилась. Ребята, а для чего ещё нужна была печка? Ответы детей: Спать на ней, для обогрева дома… Воспитатель: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Дети, скажите, пожалуйста, а чем же топили печь?
Ответы детей.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, в чем хозяйка готовила еду в русской печке?
Ответы детей.
Воспитатель: Возле печки всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Почему чугун (чугунок) так называется? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, потому что сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь и никогда не бился. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью чего? Ответы детей. Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Воспитатель: Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (изображения Бога и почитаемых святых). Их называли еще образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром. «Доброму гостю – особая честь». Его приглашали «откушать хлеб-соль» и сажали за стол на самое почетное место у икон, рядом с хозяином. По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный – человеку посылает Бог, а стол – это Его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если кто-то из детей вел себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть в нашей избе. Назовите их.
Ответы детей: скамейки, столы, посуда, кроватки для детей, шкатулки... Душа русского человека любит красоту. Все вокруг стремится
украсить русский умелец. Если посуда, то с росписью.
Посмотрите, какая красивая посуда. Деревянная ложка никогда не обжигает
рот. Русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. И мы с вами поиграем с ложками.
Физическая минутка:
Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!
Тук-тук-тук, стучат они! Наши ложки – скакуны!
(движения в соответствии тексту).
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
Ребята, а еще в каждой избе, как вы уже называли, были лавки и стол. На столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник… (Самовар).
Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар был символом семейного
уюта и дружеского общения.
А сейчас я хотела бы проверить, внимательно вы меня слушали или нет?
(Воспитатель приглашает детей к экрану)
Презентация «Загадки о предметах быта русской избы»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что было, что стало»!
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше была изба, а мы живём… (в домах)
2. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
3. Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)
4. Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)
5. Раньше чай из самовара пили, а теперь… (из чайника)
6. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
7. Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)
8. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Давно, в старину, людям приходилось много трудиться, почти всё делали своими руками. Как вы думаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели, всё делали своими руками.
Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках.
Ребятки, а для чего пряжа нужна была?
Ответы детей: вязать носки, одежду.
Воспитатель: А хозяин в это время плёл лапти – старинную обувь.
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.
Во что играли дети на Руси? Так же, как и вы, в разные игрушки.
Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (из магазина, подарки и так далее).
А в старину люди делали игрушки для своих детей сами. Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? Ответы детей. Воспитатель: Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы.
(Демонстрация деревянных и соломенных игрушек, дети рассматривают).
Воспитатель: Мы с вами немного освоились в крестьянской избе, однако, где же сами хозяева? Какую одежду они носили? Ответы детей. Воспитатель: Белую льняную рубаху носили прапрабабушки. Они одевались очень скромно, без украшений, ведь ярко рядиться (наряжаться) считалось приличным лишь молодым девушкам. Поверх рубахи – сарафан, который обязательно опоясывали кушаком. Голову прабабушка повязывала платком. Русские женщины в деревнях обязательно закрывали волосы головным убором, «опростоволоситься» считалось большим грехом. Воспитатель: Как же одевались наши прапрадедушки? Мужская рубаха была короче женской, чуть выше колен и ворот у нее скроен иначе, застежка сбоку. В народе такую рубаху называют косовороткой. Крестьяне носили ее на особый манер – поверх портов, подпоясывая. А к поясу привязывали ключи, гребешки и прочие нужные вещи, ведь карманов у старинной одежды не было. Итог: А в заключении, дети, я хотела бы проверить, что запомнили вы о предметах русского быта. Дидактическая игра в парах «Предметы русского быта» Вам нужно будет на макете пустой горницы разложить предметы русского быта. Рефлексия. Воспитатель: Что особенно понравилось? Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно? Ответы детей. Воспитатель: Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками. Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости, я угощу вас пирогом. Спасибо, дорогие гости. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Котик в гостях у детей»
Конеспкт для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Все куклы в гости к нам" (подготовительная группа)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4134746","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Приходите в гости к нам»
Цель. Закрепить знания детей о наших предках – славянах.Образовательные задачи.Обогатить и расширить представление детей о быте древних славян,об игрушках славянских детей.Дать представление о то...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Посуда»
Цели: расширять запас слов о посуде; познакомить с классификацией предметов посуды; описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: Цветы" (с использованием аппликации)
Закреплять знания детей полученных на занятиях по развитию речи,экологии и ознакомлению с окружающим ( стихи и загадки и беседа о цветах ,с переходом в аппликацию - учить читать схемы.)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема:"Во поле береза стояла"с использованием технологии "оригами"
Цель: Расширить знания детей о символе России - березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами». Развивать навыки работы с бумагой; выполнения точных, аккуратных сгибов; отр...
конспект непосредственно- образовательной деятельности область "Познавательное развитие" раздел ФЭМП "В гостях у сказки "Теремок"
Обобщить математические представления в средней группе...