План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Приходите в гости к нам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Игнатьева Алена Николаевна

Цель. Закрепить знания детей о наших предках – славянах.
Образовательные задачи.
Обогатить и расширить представление детей о быте древних славян,
об игрушках славянских детей.
Дать представление о том, что именно так жили наши прабабушки и
прадедушки.
Повторить пословицы о хлебе.
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений о лекарственных растениях. 
Развивать творческое воображение и память детей.
Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. 
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Образовательная область «Коммуникация».
Материал и оборудование.
Имитация древней избы: изображение русской печи, посуда, ухват, коромысло, сундук, прялка с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы, дрова, икона. Мучные изделия (баранки, пирожки, каравай), лапти, игрушки из соломы, глины, дерева, ткани, ниток. Сушеные травы (малина, подорожник, тысячелистник), вёдра, столы, лавки.
 

 

 

 

ХОД НОД.
На пороге «избы» детей встречает педагог в русском народном костюме, дети тоже в русских народных костюмах. Дети здороваются педагогом – хозяйкой.
«Хозяюшка, помогай Вам Бог, хлеб да соль».
«Милости просим, гостите, жалуйте».
Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня в гостях у наших предков. В давние времена, как и сейчас гостям всегда были рады. Верили, что с гостем в дом приходит счастливая доля. Давайте поприветствуем гостей:
«Милости просим, гостите, жалуйте».
- Ребята, а кто такие предки?
Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Наши предки называли себя славянами, от них ведёт начало русский народ.
- На какое слово похоже слово славяне? (слава). А значит, что славяне, – это какой народ? (славный, добрый).
Педагог – хозяйка приглашает детей в «избу»: «Проходите в избу, гости дорогие, милости просим».
Дети проходят по очереди в «избу», кланяясь, как положено. Мальчики садятся поближе к красному углу, девочки поближе к печи.
Ребята, вы уже заметили, в «избе» одна комната, и большую часть её занимает печь. «Без печи изба – не изба,» - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.
- А с какой стороны ставили печь? (напротив двери с северной стороны).
- Как вы думаете почему? (люди старались защитить дом от холодных ветров).
Холодными зимними вечерами дети забирались на печь, а взрослые рассказывали им сказки.
- В каких сказках упоминается печь?
- Давайте заглянем на печь, что вы здесь видите? (травы).
В те далёкие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.
- А кто знает, какие лекарственные травы сушатся на нашей печке?
- Что ими лечат?
- Какие ещё вы знаете лекарственные растения?
Ребята, в моей избе есть уютный уголок, может, кто нибудь знает, как он называется? (закуток)
- Чем здесь занимается хозяйка? (рукоделием)
- Что вы здесь видите? (прялку с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы для вышивания).
Рядом с печкой висела люлька с младенцем, чтобы малышу было тепло. Хозяйка готовила еду, пела колыбельную песенку о Дрёме. 
Ребёнок исполняет колыбельную песенку о Дрёме.
Да,так и убаюкивала мама своего малыша. А такую берегиню она делала ещё до рождения младенца и укладывала её в колыбель, чтобы берегиня «обогрела» кроватку. Когда появлялся малыш, Дрёма оставалась с ним и оберегала его спокойный сон и здоровье.
- Посмотрите из чего сделана берегиня? (из ткани)
Но из ткани делали не только берегинь, а ещё и кукол для игры.
- Вспомните из чего ещё делали игрушки? ( из соломы, дерева, глины)
Давайте ещё раз рассмотрим эти игрушки. В куклу могло превратиться простое полено (показать) или деревянная ложка. А ещё в старину, как и сейчас дети играли в подвижные игры. Многие игры дошли и до наших времён.
Игра: «Как у дедушки Трофима».
Славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая – нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было самым главным на столе: «Чёрная гора, а всем мила» (хлеб)
- Как узнавали, что пора сеять хлеб?
- Как просили у земли – матушки хорошего урожая?
Когда хлеб созревал, поле становилось золотистого цвета.
- Чем в старину убирали хлеб? (серпом).
- А какие вы знаете пословицы о хлебе?
Далее педагог обращает внимание детей на сундук, объясняет, для чего он нужен. 
- В таких сундуках наши предки хранили свои наряды, но наш сундук необычный и в нём хранятся загадки, а отгадки вы найдёте в моей избе.
«Согнут в дугу _ летом в лугу,
Зимой на крюку» (серп)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безработная» (ложка)
«Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает 
Про бабушку забывают» (печь)
«Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь» (веретено) 
«Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора» 
(коромысло)
«Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт» (ухват)
«Привяжешь – пойдут,
Отвяжешь – отвалятся» (лапти).
В конце занятия педагог напоминает детям, что в старину наши предки не отпускали гостей без угощения и подарков. Дети дарят гостям подарки и угощают караваем.
На прощание дети кланяются хозяйке и гостям, желая добра
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  «Приходите в гости к нам»


 Подготовила воспитатель

Игнатьева А.Н.

Цель. Закрепить знания детей о наших предках – славянах.
Образовательные задачи.
Обогатить и расширить представление детей о быте древних славян,
об игрушках славянских детей.
Дать представление о том, что именно так жили наши прабабушки и
прадедушки.
Повторить пословицы о хлебе.
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений о лекарственных растениях. 
Развивать творческое воображение и память детей.
Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. 
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Образовательная область «Коммуникация».
Материал и оборудование.
Имитация древней избы: изображение русской печи, посуда, ухват, коромысло, сундук, прялка с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы, дрова, икона. Мучные изделия (баранки, пирожки, каравай), лапти, игрушки из соломы, глины, дерева, ткани, ниток. Сушеные травы (малина, подорожник, тысячелистник), вёдра, столы, лавки.

ХОД НОД.
На пороге «избы» детей встречает педагог в русском народном костюме, дети тоже в русских народных костюмах. Дети здороваются педагогом – хозяйкой.
«Хозяюшка, помогай Вам Бог, хлеб да соль».
«Милости просим, гостите, жалуйте».
Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня в гостях у наших предков. В давние времена, как и сейчас гостям всегда были рады. Верили, что с гостем в дом приходит счастливая доля. Давайте поприветствуем гостей:
«Милости просим, гостите, жалуйте».
- Ребята, а кто такие предки?
Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Наши предки называли себя славянами, от них ведёт начало русский народ.
- На какое слово похоже слово славяне? (слава). А значит, что славяне, – это какой народ? (славный, добрый).
Педагог – хозяйка приглашает детей в «избу»: «Проходите в избу, гости дорогие, милости просим».
Дети проходят по очереди в «избу», кланяясь, как положено. Мальчики садятся поближе к красному углу, девочки поближе к печи.
Ребята, вы уже заметили, в «избе» одна комната, и большую часть её занимает печь. «Без печи изба – не изба,» - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.
- А с какой стороны ставили печь? (напротив двери с северной стороны).
- Как вы думаете почему? (люди старались защитить дом от холодных ветров).
Холодными зимними вечерами дети забирались на печь, а взрослые рассказывали им сказки.
- В каких сказках упоминается печь?
- Давайте заглянем на печь, что вы здесь видите? (травы).
В те далёкие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.
- А кто знает, какие лекарственные травы сушатся на нашей печке?
- Что ими лечат?
- Какие ещё вы знаете лекарственные растения?
Ребята, в моей избе есть уютный уголок, может, кто нибудь знает, как он называется? (закуток)
- Чем здесь занимается хозяйка? (рукоделием)
- Что вы здесь видите? (прялку с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы для вышивания).
Рядом с печкой висела люлька с младенцем, чтобы малышу было тепло. Хозяйка готовила еду, пела колыбельную песенку о Дрёме. 
Ребёнок исполняет колыбельную песенку о Дрёме.
Да,так и убаюкивала мама своего малыша. А такую берегиню она делала ещё до рождения младенца и укладывала её в колыбель, чтобы берегиня «обогрела» кроватку. Когда появлялся малыш, Дрёма оставалась с ним и оберегала его спокойный сон и здоровье.
- Посмотрите из чего сделана берегиня? (из ткани)
Но из ткани делали не только берегинь, а ещё и кукол для игры.
- Вспомните из чего ещё делали игрушки? ( из соломы, дерева, глины)
Давайте ещё раз рассмотрим эти игрушки. В куклу могло превратиться простое полено (показать) или деревянная ложка. А ещё в старину, как и сейчас дети играли в подвижные игры. Многие игры дошли и до наших времён.
Игра: «Как у дедушки Трофима».
Славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая – нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было самым главным на столе: «Чёрная гора, а всем мила» (хлеб)
- Как узнавали, что пора сеять хлеб?
- Как просили у земли – матушки хорошего урожая?
Когда хлеб созревал, поле становилось золотистого цвета.
- Чем в старину убирали хлеб? (серпом).
- А какие вы знаете пословицы о хлебе?
Далее педагог обращает внимание детей на сундук, объясняет, для чего он нужен. 
- В таких сундуках наши предки хранили свои наряды, но наш сундук необычный и в нём хранятся загадки, а отгадки вы найдёте в моей избе.
«Согнут в дугу _ летом в лугу,
Зимой на крюку» (серп)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безработная» (ложка)
«Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает 
Про бабушку забывают» (печь)
«Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь» (веретено) 
«Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора» 
(коромысло)
«Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт» (ухват)
«Привяжешь – пойдут,
Отвяжешь – отвалятся» (лапти).
В конце занятия педагог напоминает детям, что в старину наши предки не отпускали гостей без угощения и подарков. Дети дарят гостям подарки и угощают караваем.
На прощание дети кланяются хозяйке и гостям, желая добра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Торговый дом одежды».

План-конспект НОД с детьми подготовительной группы написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Социализация", "Познание", "Труд", "Здоровье", "Музыка" на тему "Одежда"....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема: «В гости к Лесовичку».

В ходе занятия знакомим детей с понятием "лес" и его обитателями, расширяем словарный запас, учимся рисовать обитателей леса, лепим обитателей леса....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «В гости к Мальвине»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое ра...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

План - конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы

Физкультурное занятиеТип: интегрированное сюжетное занятиеТема: «В гости к мишке косолапому»...