Проект "Театр тантамарески"
проект

Булыкова Наталья Александровна

Методическая разработка для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект648.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок1.jpg

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Театр тантамарески»

в рамках реализации управленческого проекта

«Личностно-развивающая образовательная среда

как необходимое условие развития

личностного потенциала ребенка и педагога»

«Радуга возможностей»

Автор проекта: музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Булыкова Наталья Александровна

        

г.Нефтеюганск, 2021г.

Содержание

     

Паспорт ……………………………………………………………………..3

  1. Введение…………………………………………………………………….6
  2.  Связь с личностно-развивающей образовательной средой (ЛРОС) и управленческим проектом …………………………………………………6
  3. Актуальность темы……………………………………………………….....7
  4. Целеполагание……………………………………………………………..10
  5. УМК «Школа возможностей»…………………………………………….11
  6. Продукты и эффекты……………………………………………………...11
  7. Практическое применение………………………………………………..12
  8. Оценочные инструменты…………………………………………………12
  9. Креативность идеи………………………………………………………...13

Приложение 1-4  …………………………………………………………..14

Паспорт проекта

Автор проекта и название ОО

Булыкова Наталья Александровна

МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга» г.Нефтеюганск

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Личностно-развивающая образовательная среда,

как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога»

«Радуга возможностей»

Направление педагогического проекта

Социально-эмоциональное развитие

Название (тема) педагогического проекта

Театр тантамарески

Решаемая ключевая проблема

Формирование эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в театрально – игровой деятельности

Цель (-и) педагогического проекта

Театр «Тантамарески», как средство создания личностно-развивающей образовательной среды для формирования эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе театрально – игровой деятельности

Целевая группа

Воспитанники старшего дошкольного возраста

Основная идея педагогического проекта

Развивать эмоциональный интеллект через использование театра «Тантамаресок»

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…

(О.П. Радынова)

«Расскажи мне-и я услышу, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь!»

(японская пословица)

Формирование эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Технология «Измеритель настроения», «Дневник эмоций»; упражнения и игры из УМК СЭР: «Угадай эмоцию», «Мои руки могут сказать», «Звуки на помощь», «Танец эмоций» и др.

Специальные методы творческого развития дошкольников:

-метод создания композиций,  эмоционально-образные беседы о характере и содержании музыки, пьесы, сказки  

-самостоятельный показ практических приемов драматизации

-творческие задания на звукоподражание, речевые и двигательные импровизации, сочинение текстов;

разнообразные сюрпризные моменты, мотивационные ситуации или мотивационные вопросы, групповая и парная работа.

Значимые продукты педагогического проекта

Создание творческой личностно-ориентированной образовательной среды: при помощи театра «Тантамаресок» («На горшках», «Веселые червячки», «Корзина с овощами»), конспекты методических разработок (сценки, инсценировки), картотека театрализованных игр, упражнений, этюдов, как средства направленные на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Данный педагогический проект способствует внедрению в образовательный процесс технологий по социально-эмоциональному развитию – как одних из современных технологий, направленных на формирование эмоционального интеллекта

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Круглый стол по теме: «Формирование творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности посредством развития эмоционального интеллекта»

Введение

В результате цифровой революции на рынке труда произошли серьезные изменения. Под влиянием роботизации и автоматизации производственных процессов, разработок в области искусственного интеллекта вытесняется множество профессий. В этих условиях все большую актуальность приобретает владение навыками, отличающими человека от машины, среди которых открытость новым знаниям, умение критически мыслить, креативно решать задачи, способность эффективно общаться, работать в команде, готовность учиться и переучиваться. Растет потребность в профессионалах, обладающих универсальными компетенциями, «навыками XXI века»- когнитивными, социальными, метакогнитивными, умеющих видеть ситуацию в целом, управлять своими эмоциями.

Связь с личностно-развивающей образовательной средой и управленческим проектом

 Управленческой командой создан проект «Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога» «Радуга возможностей». Целью которого является создание условий, открывающих возможности для личностного развития и интеллектуально-творческих способностей на основе сотрудничества всех участников образовательных отношений.

Для реализации целей и задач управленческого проекта, чтобы удовлетворить все потребности (автономия, компетентность, принятие) воспитанников в ДОУ в равной степени были разработан педагогический проект. Организационно-технологический компонент ЛРОС включает в себя внедрение в образовательный процесс технологий по развитию эмоционального интеллекта.

Актуальность проекта

В соответствии с ФГОС ДО, в качестве одного из приоритетов развития выделяется эмоциональные составляющие, т.е. ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают большую значимость эмоционального интеллекта в развитии и успешности личности. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества личности способствуют нравственному, коммуникативному развитию детей, а также их академическим достижениям. Доказано, что около восьмидесяти процентов успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта (EQ), и лишь двадцать процентов IQ — коэффициент умственного развития.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности».

Из этого определения следует, что эмоциональный интеллект можно рассматривать, как умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по общению.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Говоря о необходимости развития совокупности способностей, качеств и умений, объединённых понятием «эмоциональный интеллект», следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные в детстве, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь. Более того, умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка, в то время как отсутствие данных способностей может привести к алекситимии – закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: прямая работа с эмоциональным интеллектом и опосредованная, через развитие связанных с ним качеств. На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Одним из приемов, который можно использовать на занятиях в детском саду для развития у детей вышеперечисленных качеств, является театрально-игровая деятельность.

Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Участие в театрализованных играх заставляет ребёнка сопереживать персонажам и событиям.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В этом, как нельзя лучше могут помочь тантамарески, что в переводе с французского означает «кукла» и «стенд». 

Почему тантамарески интересны детям? Прежде всего, это яркая картинка, интересный образ. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя.

Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, а также, самое важное, развивают речь детей.

Тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают снять психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.

Использовать тантамарески можно при заучивании стихотворений, потешек, рассказывании сказок, историй собственного сочинения, в театральных играх, играх-импровизациях, и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить тантамарески самостоятельно. А затем с интересом разыграть известные сказки или придумать свои, новые.

Таким образом, игры–тантамарески стимулируют развитие речи, фантазию ребенка, способствуют полноценному проживанию ребёнком дошкольного этапа детства, оказывают огромное воздействие на эмоциональный мир: у детей совершенствуется память, внимание, пластика движений, раскрываются творческие способности, а также нравственно-коммуникативные и волевые качества личности. Поэтому тема моего проекта актуальна.                             

Целеполагание

Цель проекта: театр «Тантамарески», как средство создания личностно-развивающей образовательной среды для формирования эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе театрально – игровой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить разновидности театра тантамаресок, возможности их использования в работе с дошкольниками по формированию эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста.

2. Составить цикл театральных игр, упражнений, этюдов направленные на повышение уровня развития эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста.

3. Определить эффективность проведенных игр, упражнений, этюдов, направленных на повышение уровня развития эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.

Планируемые результаты: формирование у детей эмоционального интеллекта, развивают такие качества, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатию (способность к сопереживанию).

УМК «Школа возможностей»

1.Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / авт.-сост. Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др.- М.: Дрофа, 2019. – 248с.: ил.- (Российский учебник).

2. Социально-эмоциональное развитие детей. 5-6 лет. Методическое пособие/ авт.-сост. И.А. Дворецкая, Е.В. Горинова, Н.Е. Рычка. - М.: Дрофа, 2019. – 152с.: ил.- (Российский учебник)

3. Социально-эмоциональное развитие детей. 6-7 лет. Методическое пособие/ авт.-сост. И.А. Дворецкая, Е.В. Горинова, Н.Е. Рычка. - М.: Дрофа, 2019. – 144с.: ил.- (Российский учебник)

Продукты и эффекты

Продуктом моего проекта является:

Для педагогов данные методические разработки будут интересными, позволят по-новому увидеть свою предметную деятельность и своих воспитанников. Для воспитанников будет создана творческая развивающая среда, которая поможет сформировать эмоциональный интеллект, благодаря которому воспитанники научаться различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по общению.

Практическое применение

Методические разработки по формированию эмоционального интеллекта посредством театра тантамаресок можно использовать в рамках кружковой работы по театрализованной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Оценочные инструменты

Для оценки эффективности педагогических действий, с целью их дальнейшей оптимизации, использую педагогическую диагностику индивидуального развития воспитанников по методике Е.А. Сергиенко. (Приложение 1-4)

Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми в ходе занятий. Объектом наблюдения - компетенции и группы компетенций в рамках социально-эмоционального развития ребенка:

1.Идентификация и понимание причин эмоций:

  • Идентификация эмоций.
  • Понимание причин эмоций.
  • Выражение эмоций.

2. Эмоциональная регуляция:

  • Владение простыми навыками саморегуляции.

3. Социальное взаимодействие:

  • Коммуникативная компетентность.
  • Социальная компетентность.

Креативность идеи

Почему именно театр тантамарески интересен детям?

1.Это яркая картинка, интересный образ. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя.

2.Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, развивают речь детей.

3.Их особая заслуга в том, что они помогают снять психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении людей. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.

4.Использовать тантамарески можно при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, историй собственного сочинения, в театральных играх, играх-импровизациях, при поздравлении детей с днем рождения, а также в непрерывно-образовательной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет»

laquo;Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет», реализуется мною в условиях МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный О...

Презентация "Удивительные тантамарески"-театральная деятельность

Главный инструмент педагога, работающего с дошкольниками – это игра. Сегодня мы поговорим о театрализованной игре и о разновидности театра, который, возможно вы тоже используете в работе &ndash...

Какой сегодня праздник ? (эстрадная миниатюра - тантамареска)

Какой сегодня праздник ? (эстрадная миниатюра -  тантамареска)...

Мастер класс Тантамарески

laquo;Развитие творческих способностей, самостоятельности и инициативы у старших дошкольников в процессе использования театра Тантамарески».Проблема формирования у детей самостоятельности была ...

Театр тантамарески "Смурфики", Презентация игры.

Ход игры:Дидактическая игра «Покажи эмоцию» «Кубик эмоций» - ребенок бросает кубик и показывает ее на своем лице при  помощи мимики, остальные дети должны угада...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

"Волшебный мир театра тантамарески"

Мастер класс для воспитателей...