Статья на тему: "Управление проектом по формированию нравственных представлений у старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Лямзина Наталья Петровна

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования нравственных представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Ключевые слова: проект, старшие дошкольники, нравственные представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление проектом по формированию нравственных представлений у старших дошкольников

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования нравственных представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Ключевые слова: проект, старшие дошкольники, нравственные представления.

     Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.

Приобщение детей дошкольного возраста к русским культурным традициям способствует личностно-нравственному развитию. Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, формирующей в детях широкий круг нравственных представлений:

– о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка с взрослыми и сверстниками,

– о правилах обращения с предметами и вещами,

– о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости).

Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к дальнейшей социализации.

    Формирование нравственных качеств личности дошкольника красной нитью проходит во всех видах деятельности:

Коммуникативная:

 • формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения,

 • формирование семейной гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

 Познавательно - исследовательская:

 • приобщение детей к истокам русской народной культуры

 • Знакомство с историей родного города

  • Этические беседы.

Восприятие художественной литературы и фолклора:

 • Знакомство с народным фольклором (сказки, былины и т. д.)

• Знакомство с народными промыслами, творчеством

• Знакомство с народными музыкальными произведениями

Двигательная деятельность:

 • Знакомство с народными играми.

Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через метод проектов.

      Проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

     Проектная деятельность направлена на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

Методика работы над проектом включает 4 этапа:

1. планирование (коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласование интересов, выдвижение первичных идей на основе имеющихся знаний);

2. аналитический этап (уточнение задач, сбор информации, анализ и интерпретация полученных данных);

3. этап обобщения информации (объединение и систематизация полученных данных);

4. этап представления полученных результатов работы над проектом (осмысление полученных данных, обсуждение и подготовка презентации).

Среди многообразия полученных разработок по этой проблеме наибольший интерес представляет научная школа В. И. Слободчикова, последователи которой развивают представление о процессе проектирования на основе выделенных ими базовых этапов:

- подготовительный (мотивация, целеполагание);

- концептуализация – программирование (проектирование);

- планирование;

- практический (получение результата проектной деятельности);

- аналитический (рефлексия);

- контрольно-коррекционный (коррекция);

- заключительный (защита проекта).

     Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью воспитанника, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие. Если под способностью понимать владение обобщенным способом деятельности – как по отдельности, так и в их комбинациях. Если этого добиться, то потенциально могут меняться все психические функции ребёнка.

     Основные требования к проектной деятельности в ДОУ:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

     Для эффективной проектной деятельности  в образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо обеспечить постепенное практическое овладение этим методом педагогами:

1. проведение занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

2. проведение комплексных блочно-тематических занятий;

3. использование в образовательном процессе интеграции:

- частичной (одно из направлений программы интегрируется с другим);

- полной (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);

4. использование метода проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ:

1. постановка цели воспитателем;

2. вовлечение дошкольников в решение проблемы;

3. составление плана;

4. обсуждение плана с детьми и родителями;

5. обращение к специалистам ДОУ за консультацией;

6. составление плана-схемы проведения проекта вместе с детьми;

7. сбор информации;

8. проведение мероприятий основной части проекта;

9. домашнее задание;

10. самостоятельные творческие работы;

11. презентация проекта;

12. подведение итогов.

     Таким образом, главное значение проектной деятельности  в ДОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям, которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Основой развития этих представлений являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также их личный опыт в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения. Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно-образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников. Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Средствами воспитания гуманных отношений в дошкольном возрасте во все времена являлись и являются сказки, в которых заложены истоки добра, справедливости, развития фантазии и воображения.

Воспитательное значение пословиц и поговорок заключается в их краткости, меткости, точности и емкости мысли. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребенка, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки развивают с самого раннего детства зачатки образности языка, чувство юмора. Загадки, являясь самым афористичным жанром устного поэтического творчества, развивают образное мышление и память.

Истоки национальной культуры являются не только богатой информационной базой для подбора материала, наполняющего содержание проектную деятельность воспитателя, но и источником нравственной воспитанности человека.

Практическое применение метода проектов позволяет воспитателям организовать систематическую работу, направленную на воспитание нравственных качеств дошкольников.

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться).

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности.

В ходе реализации метода проектов дети учатся: в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...