Музыкально - литературная композиция "На Прохоровском поле тишина"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ольга Ивановна Рубанова

Курская битва - один из величайших этапов на пути к победе в ВОВ. В данном материале рассказывается о самом сражении, и о том, как благодарная Белгородчина свято чтит память о погибших защитниках Отечества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – литературная композиция

«На Прохоровском поле тишина»»

Пояснительная записка

Здесь каждая ложбинка дорога,

Здесь каждый холм от славы неотъемлем,

Здесь пролегала Курская дуга,

Навек в боях прославив эту землю.

Р.Золоческий

    Война и мир… Мир и война… В наше неспокойное время эти слова всё чаще заставляют задуматься о их значении.

    Без любви к Родине, к её прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. С самого раннего возраста необходимо формировать у детей первоначальные   представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за  принадлежность  к России.  Это чувство патриотизма закладывается с детства и знать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям.

    Курская битва – один из величайших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне. Самое крупное танковое сражение в истории, в нём участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов. В представленном материале рассказывается о самом сражении, и о том, как благодарная Белгородчина свято чтит память о погибших защитниках Отечества.

  Цель: Познакомить дошкольников с важнейшей датой  Великой Отечественной войны 12 июля 1943года  - танковым сражением на Курской дуге  под Прохоровкой.

.Задачи:

Образовательные:

- формировать  первоначальные знания дошкольников о танковом сражении на Курской дуге  под Прохоровкой;

Развивающие:

- развивать  музыкальную память, навыки  устной речи.

Воспитательные:

-обеспечить  нравственно – патриотического воспитание дошкольников посредством включения в воспитательный процесс примеров из документальных источников, художественной литературы.

- воспитывать уважение к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Область применения: данная разработка   может быть полезна педагогическим работникам дошкольных  образовательных  учреждений.

Форма реализации: музыкально – литературная композиция.

 Методы: Наглядный, игровой и в сочетании  словестный.

Возраст воспитанников: 6-7лет

Ожидаемые результаты: усвоение знаний воспитанников о великом подвиге советского народа  в переломном танковом сражении «Курской битвы» на Белгородской земле;

проявление гордости за героическое прошлое своей Родины.

Во время проведения  мероприятия  используется презентация (Приложение №1)

Содержательная часть

     Звучит песня «Защитники Отечества» (музыка И и Н. Нужины, слова Е. Шакирьянва, В. Ковтун) дети входят в зал, выполняют  перестроения с флажками и садятся на  места.

  Ведущий: Дорогие ребятавы родились на мирной земле. Для вас война - история.  Кто может ответить  когда началась Великая Отечественная война? (22июня 1941 года).

   Память о войне - это, прежде всего - память о людях, память о легендарном подвиге великого советского народа в ВОВ и победе над фашистскими захватчиками - навсегда останется в наших сердцах. 

1ребёнок Как далеко от нас война,
О ней мы узнаем из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.

Ведущий: Мы живём на Белгородской героической земле. Белгород  - город первого   салюта.  С чем это связано?...

     Сегодня мы с вами совершим экскурсию и   поговорим о величайшем танковом сражении Великой Отечественной войны на Курской дуге, проходившая   С 5 июля по 23 августа 1943года. (Слайд №2)

     Наши войска оттеснили немцев к Курску. Здесь, на линии фронта, образовался выступ вглубь обороны противника. Этот выступ получил название Курская дуга. Ребята, а как вы думаете почему этот выступ так стали называть?  (Если внимательно взглянуть на линию фронта, где шли бои, то мы увидим, что она была похожа на дугу). (Слайд№3)

    12 июля 1943 года на ржаном Прохоровском поле под Белгородом произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение.

 2 Ребёнок:  И дрогнул воздух… Рёв моторов и выстрелов раздавались над полем. Люди горели в танках, подрывались на минах. ( Слайд №4)

3 Ребёнок: Немцы планировали окружить советские части и  разгромить их. Семь  недель длилась эта битва, фашисты   сосредоточили на  Прохоровском поле огромное количество танков и самолётов. Благодаря героизму советских солдат  немецкое наступление было остановлено. Битва закончилась полной победой нашей армии. (Слайд №5)

Ведущий Ребята, а  вы, знаете,  что в исторических  традициях  русского народа важные события отражались в музыке, песнях.

Взрослые исполняют песню «На Прохоровском поле» (муз. А. Курдова, слова С. Бобрышева.)

4 Ребёнок Высоко над Прохоровским полем

Пролетают, плача, журавли.

Нет святей и неизбывней горя

Памяти у матери Земли.

Звучит    песня «Журавли» муз. Я. Френкеля  сл. Р. Гамзатова  и девочки исполняют «Танец с белыми шарфами».

Выходят трое мальчиков, одетых в форму танкистов, и садятся возле имитированного костра.

5 ребенок: Давайте вспомним о былом

О том, как мины грохотали,

Как танки рвались напролом,

Как смерть друзей и боль познали.

6 ребенок: Тот день-жестокий из боев

Судьба Отчизны там решалась.

Мы рвались в бой, без лишних слов

Отбросив страхи и усталость.

7 ребенок: Мы за победу, за мечту

За жизнь, за Родину сражались.

За тех, кто верил в доброту

За тех, чьи души там остались.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что помогало бойцам в годы войны не пасть духом? Что их подбадривало? (Ответы детей). Конечно,   военные песни.

Звучит песня «Три танкиста» (Музыка братьев Покрасс, слова Б. Ласкина) в исполнении взрослых.

Ведущий:  Для танкиста скорость и быстрота реакции играют наиважнейшую роль. Давайте посмотрим на сколько быстро вы сможете собрать картинку танка.

Игра «Собери танк»

Ведущий: Нужно разделиться на две команды. Перед вами стоят два стола. На одном столе лежит картинка с изображением танка, разрезанная на части. По сигналу первый участник бежит, берет одну часть картинку и несет на другой стол. Затем второй участник бежит и берет еще одну часть картинки. Как только все части картинки будут перенесены, задача команды - как можно быстрее, собрать танк. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Ведущий: Молодцы, все справились с заданием. Ребята, хотите побыть разведчиками? (Ответы детей).

Ведущий: Давайте поиграем еще в одну игру.

Игра «Доставь письмо в штаб»

Ведущий: Нам нужно четыре человека. Двум ребятам вручаются конверты с печатями. В конце зала стоят два командира. Чтобы донести послание, вы должны преодолеть препятствия: перепрыгнуть ров (через две параллельно положенные веревки); пройти ущелье (пролезть под дугой); пройти по узкому мостику, не замочив ноги (следы, перекладывая их впереди себя). Игра проводиться 2-3- раза.

Ведущий: Пройти тяжелые годы Великой Отечественной войны могли только смелые, волевые, отважные и смекалистые люди.

Слова “Прохоровка”, “Прохоровское поле” они стали дороги и священны для многих людей. В честь победы на Курской дуге установлено много памятников, их именами названы улицы и проспекты, написаны стихи и песни, открыты музеи.

Это - Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», который был открыт в 1995году. Здесь   был воздвигнут Памятник Победы – звонница. Слайд №6

Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших. Неподалеко от звонницы расположен музей «Трёх ратное поле России». Слайд  №7 В его коллекции находятся солдатские письма, документы, фотографии и личные вещи бойцов. В музее заповеднике находятся танкодром – открытая площадка для демонстрации военных машин. 

Музей – диорама Огненная Дуга»  Слайд №8

Храм Святых Апостолов Петра и Павла - духовная святыня России Храм вознёсся в небо на 58 метров. Он напоминает зажжённую свечу. Белый цвет олицетворяет чистоту и благородство душ воинов, отдавших жизни в боях за Родину.  Слайд №9

Ведущий:  Ребята, почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь минутой молчания. Прошу всех встать. Минута молчания.  

Слайд №10 Звучит фонограмма «Мелодии памяти» и дети читают стихи.

«Никто не забыт» (А. Шамарин)

8 ребёнок: «Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

9 ребёнок: Все дальше от нас грозовые военные годы,
Сегодня они – в обелисках и звонких строках.
На все времена героический подвиг народа
Останется жить в благодарных и честных сердцах!

Песня «Вечный огонь» сл. Д. Чибисова муз.  А. Филиппенко ( исполняют дети)

   Ведущий И так, наше путешествие по местам боевой славы подошло к концу. Мы с вами узнали о великом танковом сражении под Прохоровкой Белгородской области и увидели каким стало Прохоровское поле сегодня.

10 Ребёнок: На Прохоровском поле тишина

Плывут над ратным полем облака.

Как души тех, кто выстояли  бой

И в небеса шагнули на  века.

    Ведущий: Я думаю, что каждый из вас унесет сегодня в своем сердце частичку гордости за своих дедов и прадедов, ценой своей жизни отстоявших Великую Победу!

Список литературы

1.Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. 2. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.

2. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. -182с.

3.Курская битва https://warspro.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально- литературной композиции "День Победы, как он был от нас далёк"

В сценарий музыкально-театрализованного концерта включены песни, стихи, танцы, игры, аттракционы для детей старшей и подготовительной групп...

Музыкально – литературная композиция «Дружат дети всей земли».

Музыкально-литературная композиция "Дружат дети всей земли" .......

Музыкально-литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда

Музыкально - литературная композиция. посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда....

Музыкально - литературная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Сценарий праздничного утренника для подготовительной группы детского сада....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)

laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...