Путешествие в прошлое одежды
план-конспект занятия (средняя группа)

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект занятия по познавательному развитию ( приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познавательное  развитие»

Тема: «Путешествие в прошлое одежды» в средней группе

Цель: Дать детям представление о происхождении одежды.

Программное содержание:

Обучающие:

  • Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.
  • Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды.
  • Расширять знания детей о том, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.

Развивающие:

  • Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории предметов обихода.
  • Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
  • Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения и  навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.
  • Воспитывать внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - иголка, нитки, ткань, пуговицы, наперсток, ножницы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени, проведение познавательных занятий об одежде, о профессии «швея», чтение стихотворения «Портниха» Г. Ладонщикова.

Материал:
Демонстрационный:  корзина с иголками, нитками, тканью, пуговицами, наперсток, ножницы; картинки к игре «Четвёртый лишний», предметные картинки по теме занятия.

Раздаточный: карточки с изображением с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани, современная одежда.

Методы и приемы:

Игровой: организационный момент - чтение стихотворения, игра  с имитацией «Ровным кругом», дидактическая игра «Разложи по порядку».

Наглядный: игра «Что лишнее?», рассказ воспитателя с показом картинок.

Словесный: небольшая беседа о предметах.

Практический: дидактическая игра «Разложи по порядку».

Содержание НОД:

I часть.

Организационный момент: чтение стихотворения.

Воспитатель: В приветственный круг друзья собрались,

Руки пожали и обнялись,

Дождинок и ветра никто не боится,

Если улыбки играют на лицах!

Дети встают полукругом.

Воспитатель ставит перед детьми накрытую платком корзину. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же это (убирает платок и показывает на корзину). Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы?

Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы. 

Воспитатель: А как вы думаете, что между ними общего?

 Ответы детей.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель: Я вам буду показывать карточки с изображением четырех предметов, три из которых - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним –  нельзя. Вы должны назвать предмет, который не подходит для изготовления одежды.

Воспитатель показывает карточки:

  • ножницы, нитки, молоток, пуговица.
  • иголка, ножницы, стул, нитки.
  • пуговица, нитки, стол, иголка.
  • ткань, иголка, шкаф, ножницы.

Воспитатель: Для чего нам нужны эти предметы?

Дети: Чтобы шить, чтобы делать одежду, чтобы пришивать что-нибудь.

Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду?

Ответы детей.

Воспитатель: Я знаю. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и затем мы окажемся в прошлом.

Вокруг вас я обойду,

в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять

можно глазки открывать.

Воспитатель:  Посмотрите, вот мы и очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и смотрите (стульчики поставить полукругом перед телевизором)

II часть.

Воспитатель:  Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя.

     Свой рассказ воспитатель сопровождает показом картинок.

Воспитатель:  А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?

Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев (сделать венок  на голову, сделать юбку, сделать платье)

Воспитатель: Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку и прикрыться от дождя и ветра. 

 Показ картинки людей, одетых в одежду из листьев.

Воспитатель: Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему нельзя зимой находиться на улице в одежде из листьев?

Дети: Потому что зимой холодно, мы замерзнем, нам будет холодно, мы будем болеть.

Воспитатель: Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо, подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных.

Показ картинки людей в одежде из шкур животных.

Воспитатель: Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?

Дети: Шапка из шкурки зайца, шапка из шкурки лисы, шуба из кролика.

Воспитатель: Такая одежда тяжелая, а летом в ней жарко.
Тогда  люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили, что растет в поле травы – лен и хлопок.
 Если их стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду.

Показ картинки льна и хлопка.

Воспитатель: А чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи.

Показ картинки людей в одежде из хлопка и льна. 

Воспитатель:  Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать её, появилась разная одежда.

Воспитатель: Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Банты, кружевные воротники, пышные юбки. Нарядная одежда подчёркивала достоинство человека, его красоту.

Показ картинки современная одежда

 Воспитатель:  А теперь я предлагаю встать и сделать круг. Поиграем в игру и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель и дети идут по круг и произносят слова.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу.), а дети повторяют и называют его действие.

Воспитатель:  Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.

Воспитатель:  Ребята, вы поняли, как люди придумали и научились шить одежду?

Дети: Да.

Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т.д.

Воспитатель раздает картинки с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани, современная одежда.

 Дети работают индивидуально за столом.

III часть.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза, а я скажу волшебные слова:

    Вокруг вас я обойду,

    В детский сад я вас верну.

    Один, два, три, четыре, пять

    Можно глазки открывать.

Воспитатель: Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? 

Ответы детей.

 Воспитатель:  Что нового вы узнали, пока были в путешествии?

Ответы детей.

 Воспитатель:  Из чего раньше делали одежду?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, кто из вас знает, с помощью каких инструментов делают одежду?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, молодцы, ребятки. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. А на следующем занятии, мы с вами будем рисовать узоры для платьев. Вы дома подумайте и придумайте узоры для красивых и нарядных платьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия по познавательной и продуктивной деятельности на тему "Путешествие в прошлое одежды" Это занятие можно проводить в рамках темы "Одежда" ,приобщая дошкольников к исток...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ "«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Путешествие в прошлое одежды».

Задачи: Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; п...

НОД "Путешествие в прошлое одежды"

Познакомить детей с изготовлением и произхождением одежды, тканей"...

Путешествие в прошлое одежды

Программное содержание занятия:·       Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.·       Учит...