В гости к Зимушке.
проект (старшая группа)

Сергун Елена Викторовна

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: дать знания о живой и неживой природе зимой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

"В гости к Зимушке!"

в старшей группе

            Вид проекта:

 познавательно-исследовательский, творческо-информационный,

 социальный.

Сроки реализации:

Краткосрочный:1 неделя.

Участники проекта:

 Дети, воспитатели, помощник воспитателя старшей группы, родители воспитанников.

Проектная идея:

Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Актуальность проекта :

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме;  для общения ребенка с миром природы;  развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

        Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

∙        Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц и животных.

(снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

         Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.

        Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.

         Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

         Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и

животных и изменениями в природе.

        Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.

         Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

        Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

        Научить детей правильно их подкармливать.

        Повысить эффективность детско-родительских отношений.

        Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание.

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут:

        Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

        Осознанно правильно относиться к растениям и животным.

        Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

 . Формы реализации проекта:

        Занятия.

 Формы реализации проекта:

        Занятия.

        Беседы.

        Наблюдения.

        Досуговая  деятельность.

        Игровая деятельность.

        Исследовательская деятельность.

        Продуктивная деятельность детей.

        Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

        Создание необходимых условий для реализации проекта.

        Разработка и накопление методических материалов.

        Создание развивающей среды.

        Подбор художественной литературы по теме.

        Разработка мероприятий.

 

Подготовка :

        Презентаций:

Темы :  «Зимушка- зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние забавы».

 

        Дидактических игр:

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

«Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

«Найди такую же снежинку»

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

 “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

        Беседы с детьми :

«Почему мне нравится зима».

«Как звери в лесу зимуют».

«Как зимуют домашние животные»

«Как человек помогает зимой животным в лесу».

«Почему скрипит снег?»

«Помоги птицам».

«Зачем зимой снег»

«Осторожно! Зимние травмы»

«Как заботиться о здоровье зимой».

«Откуда идёт снег» 

II этап – основной (практический):

        Наблюдения.

        Занятия

Взаимодействие с родителями:

        Поделок для украшения группы и зала;

        Конкурс  зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».

        Изготовление новогодних писем Деду Морозу.

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Беседа  «Первые признаки зимы»

2. Д/и «Ёлочки в зимнем лесу».

3. Д / игра «Когда это бывает?»

4. Работа в библиотеке в группе  «Здравствуй, книжка!»: отгадывание загадок: о зиме и зимних явлениях природы, дереве, ёлке.

5.Рассматривание альбома «Зимний лес».

6. Чтение  С.Маршака   «Двенадцать месяцев».

7. Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег?

ВТОРНИК

1.Знакомство детей с «Зимние явления в природе», «Снег и его свойства».

2. Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.), «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т.д.).

3.Проведение опытов  «Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»

4.Лепка снежинок, вырезывание снежинок.

5. Чтение стихотворения А. Пушкина «Волшебница-зима».

 СРЕДА

Тема дня: «Идём на зимнюю прогулку»

1.Разговор: «Зимние прогулки с родителями», Беседа «Прогулка для здоровья»

2.Разучивание :Игра – пантомима « Что я делаю зимой ?» Музыкальная  игра « Что нам нравится  зимой?»

3.Д/и  Кто без чего?, Охотник,

Чем угостили птиц?,«Что это за птица?».

4.Заучивание стихотворения

«Наша ёлка» Е. Ильина,чтение  сказки «Морозко».

5.Опыт №2. Где лучики?

ЧЕТВЕРГ

Тема дня: «Зимние виды спорта»

1.Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта;беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!».Презентация «Зимние виды спорта».

2.Рисование. «Волшебные лыжи».

3.Чтение рассказа Н.Н.Носова « На горке»,   А.Прокофьев «Как на горке на горе»Л.Квитко «Санки» А.Введенский «На лыжах»,рассказа В.Осеевой «На катке».

4.Д/и «Мой день», «Кому что нужно?».

Отгадывание загадок из   сундука Деда Мороза

5. В гости к загадке» - о разных зимних видах спорта.

6. Слушание детских песен о зиме:

- песня «Коньки» - сл. Денис Червяцов, муз. В.Богатырёв

- песня «Зимы я вовсе не боюсь»

- песня «Кабы не было зимы»

- песня «Морозный денёк»  - сл. М.Львовский, муз. Марк Мильман

- песня «Три белых коня» - сл. Л.Дербенёва, муз. Е. Крылатова

 

 ПЯТНИЦА

Тема дня: «Весёлая зима».

1. Разговор « Что ты увидел по дороге в детский сад из живой, неживой природы?»

2. Чтение сказки Г.П. Турчина « Снежинка», Заучивание стихотворения«Наша ёлка» Е. Ильина

3. Д/и  «Укрась елочку», «Подбери признак», «Когда это бывает».

4. Опыт №3. Почему снег греет?

Работы с родителями :

Консультация для родителей

«Играем с детьми в подвижные игры»

Консультация для родителей

«Лыжные прогулки для всей семьи»

Участие в выставке рисунков «Как нам весело зимой».

Информация для родителей в «Уголке Здоровья»:

«Утро начинается с зарядки».

«Семь родительских заблуждений о морозной погоде».

Фотовыставка .

Пословицы и поговорки о зиме.

         Как зима не злится, а весне покорится.

         Зима без снега — лето без хлеба.

         Год кончается, а зима начинается.

         Снегирь прилетит — о зиме известит.

         Зимой морозы, а летом грозы.

         Зима — не лето, в шубу одета.

         Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

         Два друга — мороз да вьюга.

         Зима лето пугает, да все равно тает.

         Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

         Чем крепче зима, тем скорее весна.

         Снег глубок — год хорош.

         Живет и такой год, что на день семь погод.

         Зима спросит, что твое лето приносит.

         Осень богата хлебом, а зима снегом.

         Зимний денек — воробьиный скок.

         На Новый год день прибавился на заячий скок.

         Готовь зимой телегу, а летом сани.

         Береги нос в большой мороз.

         Мороз невелик, да стоять не велит. 

Приложение №2

  Детские загадки о зиме.

 Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем: (зима).

 

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам  пришла ... ! (Зима) 

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Наступает 
Белый сон...
Всё покроет 
Белым он -
И деревья,
И кусты,
И деревни,
И мосты.
Каждый город, 
Каждый дом
Спит
Под белым 
Полотном.

(Зима )

Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем:    (зима). 

 В. Стручков


Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)

 

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)

 

 У Хозяйки сто забот
Накопилося за год.
Пришла, взмахнула рукавом
И стало всё белым - бело.
Лежат снега по всей округе,
А в рукаве метели-вьюги.
Для всех рассыпала снега.
Дома как белые стога.
Чернеет лес и гладь реки
Уже изрезали коньки.
(Зима.)

 

Пришла вслед за туманами.
Туманами - обманами.
Только было сыро - блёкло,
А уже в узорах стёкла.
И окутал шумный град
Леденящий, стойкий хлад. 
 (Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)

 
Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)

 
Дышит хладом.
Гордится нарядом
Из пушистого снега -
Ледяная нега.
(Зима.)

 

Г. Таравкова
На дворе трещит мороз,
Он кусает больно нос,
Снег на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Праздник Новый Год идёт,
Детям радости несёт,
Угадайте время года,
Что с  холодною погодой,
День короткий,ночью тьма,
На дворе стоит ...(Зима.)

  

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).

 

Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).

Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).

А. Алферова

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.        
(Вьюга)

Н. Родивилина

По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути -
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это...(вьюга

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

 

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)

 

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?

(Мороз.)
По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)


Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)

 

В. Стручков

Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)

 

Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.) 

Кусает словно пёс.
На  стекле пушистый хвост.
(Мороз.)

Стеклянный Кот
По лужам идёт.
Стеклянит лужи
Дыханьем Стужи.
(Мороз.)

 

Узорами пишет,
А грамоты не разумеет.
 (Мороз.) 

Звонкий мастер Холодей
Вымостил всю реку
Без пилы и без гвоздей
В помощь человеку.
(Мороз.)

 

З. Полежаева\

На холсте окнА зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.

 

Одеяло белое не руками сделано. 
Не ткалось и не кроилось, 
С неба на землю свалилось.

(Снег)
 

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.

(Снег)   

Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл.

(Снег)

 

Ю. Алешин

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял (Снег)
                           

В. Стручков

Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.

(Снег) 

Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.

(Снег)

Зимой лежит.
Весной бежит.

(Снег)

Упала Вата на поля
Вся белёшенька земля.

(Снег)

Плывут Тучи бородаты.
Борода из ваты.
Зимою ваты
Полно у хаты.
В руки взял - расстаяла.
Мокрый след оставила.
От ваты ничегошки
Мокрые ладошки.

(Снег)

Белое Одеяло
На город упало.
Стоят дома и замки
Полные гордой осанки
В белых шапках.
Цветочные клумбы -
В белых охапках!

(Снег)

Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны.

(Снег)

Лежит Шуба
Всем люба.

(Снег)

Вся земля укрыта Ватой
Урожаев жди богатых.

(Снег) 

И. Дарнина

Словно бабочка кружится
И на землю спать ложится.
Он холодный и пушистый,
А на солнышке искристый.

 

Г. Таравкова

Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний...(Снег)

 

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.

(Лед)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?

(Лед)

Лежит Хрусталь
Зимний Царь.

(Лед)

Ю. Алешин

Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).

 

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).

 

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...(Лёд.)

 

С. Мельников

 

Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…( лёд)

Приложение №3

 Стихи о зиме.

Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...

конспект занятия в старшей группе "В гости к Зимушке"

конспект занятия по обучению русскому языку (нац.дет.сад.) "В гости к Зимушке"...

" В гости к Зимушке-Зиме"

конспенкт музыкального занятия...

Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"

закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей  моделировать, узнавать животных по  следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...

Музыкальное экологическое развлечение для детей первой младшей группы «В гости к Зимушке-Зиме»

Развлечение обеспечивает каждому ребёнку отдых и эмоциональное благополучие, помогает усилить проявление эмоциональной отзывчивости при встрече с обитателями зимнего леса и Зимушкой-Зимой....

Спортивный праздник "В гостях у Зимушки - зимы"

Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в гости к Зиме на северный полюс. По пути они преодолевают различные трудности (эстафеты) знакомятся с животными се...

Физкультурно - тематическое развлечение в средней группе "В гости к Зимушке-Зиме"

Цель: Развлечь детей, доставить радость, закрепить навыки и умения полученные на занятиях физической культуры, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать правильную оса...