Квест-игра "Путешествие по Забайкалью"
материал (подготовительная группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Квест-игра "Путешествие по Забайкалью"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект квест-игры для подготовительной группы «Путешествие по Забайкальскому краю»

Цель: расширение представлений о Забайкальском крае и г. Чите.

Задачи:

-Познакомить детей с историей образования Забайкальского края.

-Закрепить знания о флоре и фауне Забайкалья.

-Способствовать развитию умения работать с маршрутным листом.

-Развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные навыки.

-Воспитывать любознательность и интерес к познанию родного края, чувства  любви, гордости за свою малую Родину, и привязанности к родному городу.

Оборудование: изображения гербов Москвы, Забайкальского края, Иркутска, Новосибирска, флаги Читы и России; изображения Алханайского заповедника, Читинского краеведческого музея, памятника П. Бекетову; макеты бурятской юрты и чума эвенков, аудиозапись гимна Забайкалья, мелодии скайпа, запись видеообращения иностранца; пустой маршрутный лист, кубик. Макет Красной книги, изображения животных и птиц Забайкалья, в том числе и редких, круги Луллия (4 штуки). Заготовки для подарков, пластилин, доски для лепки, влажные салфетки. Клей, кисть, салфетка, клеенка.

Словарная работа: зимовьё, заповедник, острог, юрта, буряты, чум, эвенки (тунгусы)

Предварительная работа: беседа с детьми об истории освоения Забайкальского края, его флоре и фауне, о символах Забайкалья, рассматривание Красной книги Забайкалья. Беседа о гербах Москвы, Иркутска, Новосибирска. Предварительная работа по скручиванию жгутиков для веточки багульника.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход квест-игры:

I. 1. Оргмомент.

2. Проблемная ситуация.

Дети заходят в музыкальный зал под гимн Забайкалья.

Воспитатель: Ребята, прослушав эту песню, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О Чите). А ещё мы будем говорить о  Забайкальском крае.

История освоения Забайкалья

 Воспитатель: А знаете ли вы, как образовался Забайкальский край, кто его основал?

1 ребенок: 360 лет назад отряд казаков – первопроходцев Петра Бекетова основал в окрестностях современной Читы небольшой острог (укрепление) – квадратное зимовьё (поселение) с избами по углам. Именно отсюда пошло освоение Забайкалья. У нас в Чите есть улица Бекетова, названная в честь первооткрывателя Забайкалья Петра Бекетова, есть памятник этому удивительному человеку. Посмотрите на это фото.

https://s.drom.ru/1/pubs/4483/22076/765070.jpg

Воспитатель: Ребята, а какие народы с самых давних пор жили на территории Забайкалья?

2 ребенок: Издавна эту территорию заселяли эвенки (их еще называют тунгусами). Занимались эвенки  охотой и ловили рыбу, разводили коней и оленей. Они жили в чумах, которые переносили с места на место,  следуя за своими стадами. (Дети рассматривают макет чума)

3 ребенок: Также территорию Забайкалья заселяли и буряты, происходящие от монгольских племен. Буряты разводили лошадей, овец, коз и верблюдов. Занимались выплавкой железа и добычей соли. Буряты были хорошими кузнецами и ювелирами: они делали прекрасные украшения из железа. А жили они в юртах. Вместе с ними в юрте содержали ранней весной в холодную погоду телят, ягнят  и козлят. (Дети рассматривают макет юрты)

4 ребенок: На территории Забайкалья в горах есть удивительный национальный парк – Алханай. Он славится целебными источниками, красивыми водопадами, грязевыми вулканчиками. А на склонах гор есть священные и особо почитаемые места, куда буряты  приходят молиться.

https://img.lookmytrips.com/images/look6k2k/56b1d3e1ff93674f8c0e32d2-5be5592a23a5d-1duam9a.jpg

В музыкальном зале слышна мелодия скайпа.

Воспитатель: Ребята, вы слышите мелодию? Что это такое? (звонит скайп) Давайте включим его и узнаем, кто же это нам звонит.

Включаем видеообращение иностранца: Здравствуйте, ребята. Совсем недавно я узнал из интернета о существовании в России Забайкальского края. Я очень хочу приехать к вам на экскурсию и прошу вас составить мне туристический маршрут. А как его составить, вы знаете.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашему гостю-иностранцу? Мы с вами, жители нашего города, будем составителями маршрута для нашего иностранного друга. Давайте вспомним, что такое маршрут? А как можно составить маршрут? (стрелочками от одного пункта до другого). Ребята, посмотрите, вот лист бумаги, только здесь ничего не написано, а только изображены пустые окошечки и стрелки. Как вы думаете, чем этот лист может быть? (Это будет схема  нашего туристического маршрута). Посмотрите, откуда начинает стрелочка? Где она находится? (в нижнем левом углу) А передвигаться мы будем по стрелочкам с помощью кубика: какое количество на кубике выпадет, в то место под этой цифрой мы и отправимся.

II. Основная часть.

Физпауза

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети кидают кубик.

1. Герб  Забайкальского края. (Работа в парах)

Воспитатель: У нас есть 4 конверта с разрезанными на части гербами. Соберите эти гербы и выберите из них герб Забайкальского края.

http://gerb-flag.ru/assets/pic/gerb_Moskvy_cvetnoy_b.jpghttp://simvolstore.ru/images/product_images/popup_images/2468_0.jpghttps://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-LZ-xAIbWHKk_S7bfkz-rnNtyhIy9FOkne5A=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo https://www.megaflag.ru/sites/default/files/images/shop/products/gerb_novosibirsk_p_b_f_m.jpg

                        (Гербы Заб края, Москвы, Иркутска, Новосибирска)

Что означает изображение на гербе Заб края? (орёл - символ сибирской земли, лук – могучая защита от врагов, голова буйвола - развитое животноводство, 8 бревен палисада – 8 острогов, которые раньше были в Чите.) Какие драгоценные металлы добывали в рудниках Забайкалья? (на территории Забайкалья есть золотые и серебряные рудники). Ребята, посмотрите на эти слитки. Как вы думаете, откуда они? Краеведческий музей города Читы любезно предоставил нам их на некоторое время. Дети рассматривают слитки.

По окончании задания дети получают картинку с гербом Забайкалья и приклеивают ее в маршрутный лист.

Дети кидают кубик.

2. Флаг Забайкальского края. (Работа группой)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот флаг. Что означают цвета флага?

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Flag_of_Zabaykalsky_Krai.svg/1200px-Flag_of_Zabaykalsky_Krai.svg.png                      http://24kater.ru/d/flag-rossii-40-h-60_657761.jpg   

(флаг Забайкалья, флаг России)

Цвета флага повторяют основные цвета герба Забайкальского края и означают основные природные особенности:

Желтый – бескрайнюю степь;

Зеленый – тайгу, богатый животный мир;

Красный – энергосодержащие недра.

По окончании задания дети получают картинку с флагом Читы и приклеивают ее в маршрутный лист.

Дети кидают кубик.

3. Фауна Забайкальского края. (Работа в группах, индивидуальная работа)

Воспитатель: Скажите, а что такое Красная книга? (Красная книга — это документ, в котором содержится информация о редких и  находящихся на грани вымирания животных, растениях и грибах). А где хранится Красная книга? (ответы детей). Оказывается Красная книга хранится в Читинском Краеведческом музее. Вот этот музей. Дети рассматривают фото.

   

      http://gosobzor.ru/wp-content/uploads/2019/05/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-ukreplenie-edinstva-rossijskoj-nacii-i-etnokulturnoe-razvitie-narodov-zabajkalya.jpg

   

     

Воспитатель: Ребята, а как называется  территория, где охраняют редкие виды растений, птиц и животных? (Заповедник). А какой заповедник расположен в Забайкальском крае? (Даурский)

1 ребенок: 

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» расположен на юге Забайкальского края, на пересечении границ трех стран: России, Монголии и Китая. Он состоит из 9 участков и расположен в степной зоне. Здесь созданы условия для выживания редких видов животных. Среди них - монгольский дзерен и реликтовая чайка, нигде более в России не обитающие, а также гусь сухонос, дрофа и даурский журавль.

Гимнастика для глаз.

А перед выполнением задания, мы с вами сделаем небольшую гимнастику для глаз.

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

Воспитатель: Итак, вам нужно выбрать из предложенных картинок животных и птиц, которые обитают на территории Забайкальского края и занесены в Красную книгу. (бурый медведь, дзерен, манул, лиса, суслик, бурундук, даурский еж, степной орел, чёрный аист, даурский журавль)

2 ребенок:

Даурский ёж – это небольших размеров животное, которое питается насекомыми и ведет скрытный образ жизни. Он не такой колючий, как обычный еж. Это связано с тем, что колючки даурского ежа направлены не вверх, как у всех остальных ежей, а назад. Сегодня этот еж находится на грани полного исчезновения.

Во время выполнения задания дети создают Красную книгу Забайкалья, которую потом пошлют по почте иностранцу.

3 ребенок:

Даурский журавль — удивительная птица! Это единственный из всех журавлей, ноги которого имеют розоватый оттенок. Даурские журавли обитают в долинах рек и озер. Зимуют в более теплых странах. Выбирают пару себе на всю жизнь. Вместе они строят гнездо у воды, и самка откладывает 2 яйца. Даурские журавли - преданные и заботливые родители. Питаются они рыбой, моллюсками, мелкими рачками и насекомыми. В природе даурские журавли живут  20 лет. Сегодня даурскому журавлю грозит полное исчезновение.

     Флора Забайкальского края. (Работа в парах)

Воспитатель: Найдите и назовите на кругах Луллия, какие деревья и кустарники растут в нашем крае. (багульник, черемуха, ель, сосна, лиственница, дуб, каштан, пальма)

По окончании задания дети получают картинку с изображением Читинского Краеведческого музея и приклеивают ее в маршрутный лист.

Дети кидают кубик.

4. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а какое растение является символом Забайкальского края? (багульник). Багульник – это народное название, а по-научному это растение называется РОДОДЕНДРОН ДАУРСКИЙ. Давайте для нашего иностранца и для гостей в зале сделаем подарки на память – вот такую веточку багульника.

 Разминка для пальчиков.

Воспитатель: А перед изготовлением подарка давайте разомнем наши пальчики.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним (трясут кистями рук)

И …сломаем. (пальцы сцеплены в замок)

Дети выполняют работу, во время которой помогаю детям советом и рекомендациями.

По окончании задания дети получают картинку с изображением багульника и приклеивают ее в маршрутный лист.

III. Итог.

Воспитатель: Посмотрите, наш маршрутный лист готов. Давайте по почте отправим нашему гостю-иностранцу туристический маршрут, который мы приготовили для него. А в подарок мы отошлем ему и его друзьям Красную книгу и веточку багульника.

А в дальнейшем мы будем узнавать о нашем крае ещё много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

животный мир Забайкалья

интересное занятие, очень увлекательное , с викториной в виде блиц-опроса...

конспект лекарственные растения Забайкалья

региональный компонент Забайкалья...

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе "Зимующие птицы Забайкалья"

Образовательная область "Познание", "Художественное творчество"...

"Животные Забайкалья"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе....

Презентация "Красная книга Забайкалья"

В презентации рассказывается о редких животных Забайкалья....

Познавательно-исследовательский проект "Зимующие птицы Забайкалья".

Тема "Зимующие птицы Забайкалья" выбран мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится  зн...

"Путешествие по Забайкалью".

Интересное путешествие по красивым местам....