Непосредственная образовательная деятельность
план-конспект занятия (старшая группа)

Демина Галина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Конспект

образовательной деятельности

«Маша идёт в школу»

(старшая группа)

Воспитатель: Демина Галина Евгеньевна

Г.Камень – на – Оби,2022г.

Развитие речи «Маша идёт в школу».

Цель: выявления качества усвоения знании и умении у детей, полученных в течений года

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение составлять предложения, рассказ по картине;

  • Активизировать в употреблении в речи синонимов и антонимов;

  • Упражнять в определении первого и последнего звука в словах;

  • Упражнять в умении правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей

  • Продолжать развивать умение связно, последовательно и логично передавать текст придуманного рассказа

  • Закрепить знания детей о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, также птиц, зверей, насекомых.

  • Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о месяцах  временах года.

Развивающие:

  • Развивать связную выразительную речь
  • Продолжать развивать фонематический слух
  • Расширить представления о дальнейшем обучении в школе

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие

Виды детской деятельности

Приемы работы

Игровая

Дидактическая игра: «Назови, одним словом»

Игра с предметом «Скажи наоборот», «Какая Маша?», «Опиши предмет»

Коммуникативная

Ситуативная беседа о погоде, о школе; словесная игра «Придумай предложение»; звуковой анализ слова «ШКОЛА»; придумывание творческого рассказа;

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстрации «Лиса», «Речка», «Дощечка», «Поляна с грибами и ягодами», «Школа»;

Вопросы поискового характера

Двигательная

Физкультминутка «Если есть хороший друг…»

Количество детей: подгруппа 11 человек

Материал и оборудование:

Оборудование: 22  стула, 6 парт, звоночек, указка, магниты, магнитофон, интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал: кукла Маша, мячик, зелёная скатерть,иллюстрации (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые), портфель со школьными принадлежностями (книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка), презентация.

Раздаточный материал:фишки и схемы для звукового анализа слов, медали первоклассника.

Ход

Дети заходят в группу, встают в круг, у воспитателя в руках звоночек

Воспитатель: Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Д: Доброе утро!

В: Слушаем дежурных по уголку природы.

Д: Сегодня 27 апреля, понедельник, утро. Погода…

В: Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма.

(Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»)

В: Вы узнали, откуда эта музыка?

Д: Эта музыка из мультфильма «Маша и медведь».

В: А вот и наша героиня.

(Воспитатель показывает куклу Машу)

В: Передаём Машу по кругу и говорим, какая она по характеру. Маша озорная…

(передаёт её по кругу, каждый ребёнок называет черту характера Маши)

Д: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…

В: Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествовала помногим детским садам. Нам нужно Маше помочь добраться до Мишкиного домика и выполнить задания Миши, так как Маша одна не справится с заданиями. Миша думает, что она не совсем ещё готова к школе. Поможем?

Д: Да

В: Итак, первое задание. Миша хочет, чтобы мы поиграли в игру «Цепочка слов», а Маша будет учиться, как правильно играть в эту игру.

(дети стоят в кругу, первой начинает игру воспитатель со слова «БИБЛИОТЕКА»)

В: А ещё Маша не знает сколько месяцев в году. Подскажите ей, ребята

Д: В году 12 месяцев.

В: Передаём по кругу красивые подсолнухи и называем по порядку все месяца. Январь….

(Дети по очереди называют все месяца в году и передают подсолнухи)

В: А ещё Миша вам предлагает игру «Скажи наоборот». Я кидаю мяч, называю слово, а вы называете противоположное слово, а мяч кидаете обратно мне.

Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Храбрый – трусливый

Умный - глупый

Жадный - щедрый

Вязать - распускать

В: Идём дальше. Перед вами полянка, а на поляне все звери, млекопитающие, земноводные, птицы, насекомые перепутались, Миша хочет, чтобы вы Маше помогли навести порядок и поделить их по группам.

(Игра «Назови одним словом», на поляне (на столе) лежат картинки вперемешку, дети их классифицируют)

В: Ваня, назови одним словом вот этих животных. (Кукушка, ястреб, трясогузка, клёст, свиристель)

Д: Птицы

В: Соболь, кабан, ёж, куница, рысь

Д: Звери

В: Ящерица, уж, гадюка, черепаха, крокодил.

Д: Пресмыкающиеся

В: Лягушка, жаба, тритон

Д: Земноводные

В: гусеница, бабочка, пчела, стрекоза, майский жук

Д: Насекомые

В: Чем земноводные отличаются от пресмыкающихся

Д: ответы детей

В: Молодцы!

(Воспитатель зовёт всех детей встать в круг)

Следующее задание, нужно сделать звуковой анализ слова «ШКОЛА». Для начала давайте Маше расскажем из чего состоят слова.

Р: Слова состоят из звуков и букв.

В: Чем отличаются звуки от букв?

Д: Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются.

В: На какие две группы делятся все звуки русского языка?

Д: На гласные и согласные.

В: Как произносятся гласные звуки?

Д: Легко, свободно, поются, тянутся.

В: А согласные?

Д: Не тянутся, не поются.

В: А какие бывают согласные звуки?

Д: Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

В: Итак,присаживайтесь за столы, спинки выпрямили, ноги поставили вместе.

(Слово «ШКОЛА» дети работают за столами)

В: Из скольки звуков и слогов состоит слово «ШКОЛА» и на какой слог падает ударение?

Д: Слово «ШКОЛА» состоит из 5 звуков, из 2-х слогов, ударение падает на первый слог ШКО-, на звук «О».

В: Какой первый звук в слове «ШКОЛА»?

Р: 1-ый звук в слове «ШКОЛА», зв. «Ш» - он всегда твёрдый, шипящий, глухой согласный и обозначаем его синей фишкой (Ребёнок берёт зелёную фишку и выходит к доске)

2-ой зв. «К» - он глухой, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой(Ребёнок берёт красную фишку и выходит к доске)

3-ой зв. «О» - он гласный и обозначаем его красной фишкой(Ребёнок берёт синюю фишку и выходит к доске)

4-ий зв. «Л» - он звонкий, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой (Ребёнок берёт синюю фишку и выходит к доске)

5-ой зв. «А» - он гласный и обозначаем его красной фишкой (Ребёнок берёт красную фишку и выходит к доске)

В: Молодцы! Загрустила наша Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весёлой. Встаньте парами друг к дружке лицом, возьмитесь за руки.

Физ.мин. «Если есть хороший друг…»

Настроение упало (Стоят лицом друг к другу, руки вверх)

Дело валится из рук (Бросают руки вниз…)

Но ещё не всё пропало (Грозят указательным пальчиком)

Если есть хороший друг (Хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки)

С облегчением вздохнём, (Вздыхают)

Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх)

И от пыли отряхнём! (Отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу)

В: Теперь настроение у всех будет хорошее. А вот мы и пришли к домику Мишки.

(воспитатель показывает картинку домика на интерактивной доске)

Посмотрите, он, кажется, собрал портфель для Маши.Давайте посмотрим, что он в него положил. Присаживайтесь на стулья.

(Игра «Опиши предмет»)

По-очереди, будем вытаскивать по-одному предмету из портфеля, называть его и описывать: какая у предмета форма, цвет величина, из каких частей состоит из какого материала изготовлена, назначение предмета.

(В портфеле книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка)

Д: По-очереди выходят к воспитателю и описывают предмет

В: Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Д: школьные принадлежности.

В: Взяла Маша портфель и отправилась в путь.

(Воспитатель складывает всё в портфель и убирает)

А дорога шла через поля, через леса…ой, ребята, а что было дальше я незнаю. Но Миша оставил картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кира, кто на ней изображён?

(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску)

Д: На картинке изображена лиса.

В: Составьте предложение к этой картинке.

Д: Составляют предложение.

(воспитатель показывает 2-ю и 3-ю, 4-ю, 5-ю картинку (речка, поляна с грибами и ягодами, дощечка, школа), дети аналогично составляют предложения)

В: А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы и сами придумаем новую серию про Машу и назовём, например, так «Маша идёт в школу». Вы согласны со мной?

Д: Да.

В: Мы вас послушаем и сравним, у кого интересней получится рассказ

(Дети составляют рассказ по картине, прослушать 3-4 ребёнка)

В: Чей рассказ больше всего понравился?

Д: ответы детей

В: За что вам хочется похвалить Влада?

Д: ответы детей

В: Хочется особенно выделить рассказы…..

Рассказ Влада был интересным, ты сумел рассказать о самом главном. Использовал интересные слова. Все дети слушали тебя очень внимательно, так как речь была четкая, громкая, правильная.

-Даша правильно строила предложения.

В: Молодцы! Вот какая интересная серия у нас получилась.

(Воспитатель приглашает всех встать в круг)

В: А какое упражнение Миши, вам больше всего понравилось?

Д: Ответы детей

В: Какое задание было самым трудным?

Д: Ответы детей

В: Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс?

Д: Да

В: В какое время года Маша пойдёт в школу?

Д: Осенью, 1 сентября.

В: Верно, и вы вместе с Машей пойдёте в школу и будете учиться на пятёрки и четвёрки. За помощь, которую вы оказали Маше, она вам дарит медали первоклассника.

(Воспитатель дарит детям по медальке)

В: А теперь все берёмся за руки  и громко кричим «МОЛОДЦЫ»!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

«Путешествие звездочки»

Программные задачи:

 Образовательные: - Уточнить знания детей о частях суток, времени года, зимних месяцах, последовательности дней недели; - закрепить навыки отсчета предметов по заданному числу, получения равенства из неравенства, добавляя или убирая один предмет; - закрепить знания детей о геометрических фигурах.

 Развивающие:-стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, умение доводить начатое дело до конца; - развивать логическое мышление; - развивать эстетическое восприятие;

Воспитательные: - воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия, интерес к окружающему миру.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, скажите, в какое время суток вы приходите в детский сад? А вы знаете, что утро начинается с рассвета. А чтобы каждый день рассвет был прекрасным нужно его встречать с улыбкой. Чтобы сделать прекрасным рассвет, Надо долго, долго идти. И охапку сияющих жёлтых лучей Самому на дороге найти. И добавить к сияющим жёлтым лучам Охапку зелёных веток, Краешек неба и пенье ручья, И маленьких птиц всевозможных расцветок. Всё это перемешать, И почти не дышать. Клянусь, это будет чудесным рассветом, Если никто не забудет при этом: Крикнуть: «Доброе утро, солнце! Доброе утро, птицы! Доброе утро, цветы! Доброе утро, земля!»

Воспитатель. Сегодня, я расскажу вам сказку. В ней немного грусти, свет, тепло, много радости и любви. И всё это вы обязательно почувствуете, я знаю. Итак… В давние - предавние времена небо по ночам было совершенно тёмным, и жила там одна единственная крошечная звёздочка. Когда она оглядывалась вокруг, то понимала, что на небе одна – одинёшенька. И от этого ей становилось грустно. Звёздочке очень хотелось иметь сестёр, чтобы и дарить им собственный свет. И тогда она решила обратиться к доброму волшебнику, жившему на высокой – высокой горе. Выше той горы была лишь гора со снежной вершиной. Покажите, на какой горе жил волшебник.

Дети на слайде находят самую высокую гору, гору, на которой жил волшебник.

Опустилась она к волшебнику и спросила «Можешь ли ты мне помочь?» Волшебник был старым и мудрым, он хорошо знал, что такое одиночество.

А как вы, ребята думаете, что это такое? (ответы детей).

Волшебник решил помочь звездочке. Он взмахнул волшебной палочкой, но она была очень старой, и сломалась. Что же делать? Нужна была новая волшебная палочка, и отправил волшебник звёздочку к волшебному вековому дубу за новой палочкой. И отправилась она в путь.

По дороге звездочка встретила медведя, которого разбудили в лесу лесорубы. Он, сидел и чесал у себя за ухом и думал: «Какое же сейчас время года? Какой сейчас месяц? А какие же зимние месяцы, сколько их и как их названия? Какой день недели, а вчера какой был день недели, какой будет завтра?

Дети называют время года, месяц, зимние месяцы, дни недели.

Полетела звёздочка дальше и вдруг она увидела белочку, которая сидела и плакала. Мама ее послала в лесную кладовую за орехами и грибами, а она не знает, сколько их взять. Давайте поможем белочке.

(отсчитывание предметов по заданному числу – с раздаточным материалом).

Звёздочка помогла Белочке и отправилась дальше. Но тут дорогу ей преградили зайчата: «Поиграй с нами, звёздочка, поиграй!»

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Звёздочка очень торопилась, так бежала, что не увидела маму Зайчиху, которая несла полное блюдо печенья, которое она напекла для своих зайчат. Она столкнулась с ней, и всё печенье рассыпалось. Давайте поможем его собрать из геометрических фигур. (игра «Собери квадрат»)

Дети собирают квадрат из частей и называют, из каких геометрических фигур он состоит.

Вот и дошла белочка до старого дуба, нашла под ним сухую веточку. Прибежала звёздочка к волшебнику, принесла ему веточку, но как он ни пытался, ничего у него не получалось. Загрустила наша звёздочка: «Неужели я так и останусь на небе одна – одинёшенька, в последний раз взмахнул палочкой волшебник, и вдруг, она очутилась в детском саду. … И мы с вами, ребята, сейчас вырежем из цветной бумаги сестрёнок для нашей звёздочки.

Складывание квадрата пополам, еще раз пополам, по диагонали, срезание угла.

Коллективная работа «Звездное небо»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много стало сестричек у нашей звездочки! Вот и закончилась наша сказка. Что мы сегодня с вами делали, что узнали? (ответы детей).

А волшебство еще не закончилось, пока вы были заняты работой, волшебник нам подарил чудесный мешочек, в нём много звёздочек, посмотрите. Воспитатель рассыпает звёздочки на столе. Найдите по две одинаковые звезды, одну оставьте себе, а другую подарите своему другу, чтобы никто в этом мире не был одинок.



Предварительный просмотр:

Викторина «Удивительный мир животных»
(подготовительная группа)

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, образе жизни; упражнять в решении ребусов. Совершенствовать умение употреблять в речи сложно-подчиненные предложения, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать логическое мышление, внимание, память.

3.  Воспитывать доброту, желание оберегать и заботиться о животных. Учить работать в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание поддерживать, помогать друг другу.

Материалы и оборудование: эмблемы команды на каждого ребенка, 2 пилотки для капитанов, 2 корзинки, набор шишек и морковок, мяч, картинки с ребусами, призы.

Ход викторины:

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, кто из вас больше знает о животных. Для начала разделимся на 2 команды: «Зайчики» и «Белочки». Каждая команда выберет капитана. У нас присутствуют гости, которые будут внимательно следить за выполнением заданий, и оценивать их. «Зайчики» за правильный ответ получают – морковку, а «Белочки» - шишку. В конце жюри подведут итоги и определят победителя

1. Внимание, первый вопрос.
- Какие животные бывают? (Дикие и домашние)
Вопрос «Белочкам»:
- Каких животных мы называем дикими?
Вопрос «Зайчикам»:
- Каких животных мы называем домашними?

2. Новое задание. 
«Белочки» перечисляют диких животных, А «Зайчики» - домашних. Говорим по очереди. Начали. (Перекличка)

3. Следующее задание:
Игра «Четвертый  лишний». Я называю вам 4 слова, вы находите лишнее и объясняете свой выбор. Начинают «Зайчики», следующие – «Белочки».
1. Заяц, волк, еж,
воробей.
2. Ворона,
белка, свиристель, синица.
3. Медведь, лиса,
лошадь, рысь.
4. Коза,
заяц, кошка, собака.
5. Волчонок, лисенок,
медведь, зайчонок.
6. Лисица, волчица, медведица,
бельчонок.
7. Курица, гусь,
осел, петух.
8. Корова, овца, свинья
, еж.

4. Продолжаем:
«Зайчики» встают справа от меня, а «Белочки» слева. Я бросаю мяч и называю взрослое животное. Вы бросаете мяч обратно и называете детеныша этого животного. Внимание, начали.

5. Молодцы. Следующее задание:
Изобразить животных с помощью движений. Сначала домашнее животное изображает команда «Белочек». Обсудите, какое это будет животное и начали. (Показ детей). Дальше, показ «Зайчиков». (Каждая команда показывает по 2 раза).

6. Теперь конкурс капитанов:
Рассказать о пользе приносимой животными. Капитану «Зайчиков» - домашними. Капитану «Белочек» - дикими.

7. Новое задание:
Разгадайте ребус и назовите животного. Каждой команде по 2 ребуса.

1.https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=c02751ad75f5c655e3db1c4fe778e31a&n=33&h=114&w=250          2.http://vse-dla-detej.portal-mega.ru/6-003.gif

3.https://fs00.infourok.ru/images/doc/156/180506/640/img3.jpg4.http://zaeto.ru/nuda/proekt-po-okrujayushemu-miru/6.jpg

8. Следующее задание:
«Белочки» и «Зайчики» по одному бегут с корзиной к столу и кладут  в нее шишку или морковку, затем возвращаются обратно и передают корзину следующему. Раз-два-три-беги. (Эстафета).

9. И завершающий вопрос:
Назовите сказки, в названии которых упоминаются животные. Начинают «Белочки». (Дети по очереди перечисляют сказки).

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...